Великий лавочник

- Ну что, кажется, всё готово? – пробормотал папа, оглядывая проделанную работу. – Как вы считаете, нормально?
Варя с важным видом обошла вокруг новой скамейки и кивнула:
- Кажется, да...
- Порядок, - поддержал сестру Серёжа. – Только вот...
- Что такое? – беспокойно подпрыгнул папа. – Что-то криво? Где? Что?
- Да нет, - засмеялась Варя, - просто ты все брюки в краске перепачкал.
- Опять тебе от мамы влетит, - сказал Серёжа. – А ещё ты оставил кисточку без присмотра, и Степашка её стащил и тоже весь перемазался...
- Но вы же меня не выдадите? – спросил папа.
- Нет, - покачали головами ребята, – но уже поздно... Вон мама идёт.
Папа быстро огляделся и проворно нырнул за поленницу дров, доходившую ему до пояса, скрывая тем самым грязные брюки.
- Ну, как тут у вас дела? – спросила мама. – Закончили?
- Принимай работу, – приветствовал её папа, делая вид, что перекладывает дрова. – Только пока не садись, краска ещё не высохла.
- Чудесная лавочка, - сказала мама. – Вы молодцы. А что случилось со Стёпой? Он весь в краске...
- Э-э-э... – потёр нос папа. - Несчастный случай...
- Ну да, конечно, - кивнула мама. – Как я сразу не догадалась. Хорошо ещё, что вы догадались покрасить его в цвет скамейки, а то пришлось бы перекрашивать...
- Ну хорошо, хорошо... - опустил голову папа. – Признаю, это моя вина. Я отложил кисть всего на одну секундочку, а он выскочил из кустов, схватил её и убежал. Где он кстати?
- Вон, из-за бани выглядывает, - усмехнулась мама, указывая на маленького чёрного скотч-терьера, чьи борода, брови и передние лапы были насыщенного оранжевого цвета.
Видя, что ругать его не будут, Стёпа подбежал к маме и завилял оранжево-чёрным хвостом.
- Ну как его теперь отмыть? – всплеснула руками мама. – Это просто наказание какое-то!
- А что, мне нравится, - сказал папа. – Немного подкрасить левую бровь для симметрии,  провести полосы по бокам, и получится настоящий шотландский бородатый тигр. Мы прославимся!
- Скажи лучше, что это будет керосин-терьер после того, как я его отчищу, - ответила мама. – Такого не каждый захочет завести...
- Ничего, - успокоил её папа. – Мы его потом шампунем вымоем, и будет как новенький!
При слове «вымоем» Стёпа сразу куда-то заторопился и исчез среди  кустов смородины.
«И чего им вечно не терпится меня вымыть? – размышлял он, разглядывая хозяев с безопасного расстояния. – Мало того, что сами вечно моются, так ещё и меня заставляют. Безобразие... Нет бы, лучше поваляться со мной в грязи. Эх, люди, люди, вечно с ними какие-то хлопоты...»
Стёпа горестно вздохнул, тщательно вытер свою оранжевую бороду о землю, фыркнул и улёгся спать.
- А почему у неё шесть ножек? – поинтересовалась мама, внимательно рассмотрев лавочку. – Это какая-то новая мода?..
- Всё новое, это хорошо забытое старое, - торжественно провозгласил папа. – Такие лавочки делали ещё в Средние века после того, как Иржи Тесаж, известный также как Великий лавочник, ввёл на них моду после того, как вернулся из царства великанов. Преинтересная история, скажу я вам. И главное, совершенно правдивая...
 Папа в тридцатый раз переложил несколько поленьев и умолк, задумчиво разглядывая ветви сосны.
- Может, ты уже перестанешь прятать свои грязные штаны за дровами, выйдешь к нам и расскажешь свою «совершенно правдивую» историю?.. – сказала мама.
Папа смущённо вышел из-за своего укрытия.
- Понимаешь, я немного увлёкся... - начал оправдываться он.
- Молчи уже, – махнула на него рукой мама. – Страшно даже представить, что будет, когда  придёт время красить баню.
- Я подготовлюсь, - приободрился папа. – Я надену всё самое ненужное!
- Да ты даже в скафандре ухитришься перепачкать руки и волосы, - ответила  мама. – Ну, рассказывай нам про своего Великого лавочника,  и пойдём обедать.
- Охотно, - обрадовался папа. – Как вы уже, наверное, поняли, Иржи был столяром и с юности мастерил людям различную мебель. Он делал столы, стулья, шкафы и буфеты, но подлинной его страстью всегда оставались лавочки. Он вкладывал в них всю свою душу и готов был работать над ними совершенно бесплатно, что, само собой разумеется, не очень-то радовало его жену, Квету. Завидев его любовно выстругивающим доски для новой лавочки, которые мало кто покупал, она неизменно расстраивалась и кричала на него:
- Да что же это за наказание! У всех мужья как мужья, делают столы и стулья, которые всем нужны, а мой только и думает, как возиться со своими лавочками, провались они все на этом месте!
Надо сказать, что в те времена лавочки действительно редко встречались на городских улицах, так как у людей было слишком мало свободного времени, чтобы праздно сидеть на одном месте. Лавочки были уделом богачей и украшали обширные парки и тенистые сады, разбитые вокруг их замков. Только один мастер на всю округу делал такие заказы, а Иржи был обычным столяром, и, несмотря на то, что его лавочки могли бы сделать честь самой королевской резиденции, богачи не спешили к нему, так как его мастерская находилась на маленькой узкой улочке за овощным рынком, где селилась одна беднота.
- Ну что ты молчишь?! – продолжала шуметь Квета. – Ты что, оглох? Прекрати немедленно и займись делом! Мясник не будет ждать свой стол!
- Я закончил его стол ещё вчера, – с улыбкой отвечал Иржи, давно привыкший к нападкам жены.
- А стулья для бакалейщика? – не унималась Квета. – Ты починил их?
- Закончил утром, - мурлыкал в ответ Иржи, проводя ладонью по тёплому гладкому дереву. – И дверцу в шкафу зеленщика я тоже поправил, если тебе интересно...
 - Тогда почему бы тебе не заняться новым гарнитуром, который наверняка кто-нибудь бы охотно купил? – не сдавалась жена. – Почему ты вечно делаешь эти свои дурацкие лавочки?! Они же никому не нужны!
- Потому что я люблю их делать, - отзывался Иржи. – И потому, что они у меня лучше всего получаются...
- О, горе мне, горе! – воздевала руки к небу Квета. - Лучше бы я вышла замуж за кузнеца!
После чего уходила готовить обед, оглушительно хлопнув дверью.
Иржи вновь улыбался и продолжал свою работу, ибо ничто не могло опечалить его, когда он трудился над новой лавочкой.
 Как-то раз в мае Иржи собрался навестить своих родственников, живущих в другом городе. Поссорившись на дорогу с женой, он сел в свою маленькую тележку, на которой развозил свой товар, причмокнул губами, и его старая лошадка сама побрела нужной дорогой, низко понурив голову и останавливаясь время от времени, чтобы пощипать травку. Иржи не торопил её, так как знал, что эта поездка - единственное время, когда он может побыть один и немного помечтать. Обычно дорога занимала несколько дней, но в этот раз то ли лошадка шла медленнее обычного, то ли она сбилась с пути по причине плохого зрения, но в какой-то момент Иржи вдруг понял, что давно должен был бы быть на месте, а кругом по-прежнему был один только лес, и конца и краю ему не было видно.
«Что ж, - рассудил Иржи, - лишние пару дней отдыха мне не повредят. В конце концов, эта дорога куда-нибудь меня да выведет, а там посмотрим...»
Он устроился поудобнее и продолжил свой неспешный путь и через три дня, выехал на поле, на котором возвышался огромный замок, выше всех, что Иржи когда-либо видел.
- Вот это да, - присвистнул от удивления Иржи. – Не иначе, это замок какого-то великана. Пойду-ка спрошу у него дорогу и чего-нибудь поесть...
Иржи бесстрашно направил свою повозку к замку и спокойно въехал в распахнутые ворота.
- Прошу прощения за беспокойство, - крикнул он, видя, что кругом никого нет. – Кажется, я немного заблудился... Вы не подскажете мне дорогу? А если вы меня ещё и немного накормите и нальёте кружку пива, то я с удовольствием починю ваши стулья, столы или лавочки...
- Лавочки?! – послышался громоподобный бас, от которого задрожали стены. – Кто это тут осмеливается произносить это слово?!
Большая дверь в башне распахнулась, и на её пороге показался пятиметровый великан, гневно озирающийся по сторонам. Увидев Иржи, он зловеще улыбнулся и стал засучивать рукава:
- Вот ты и попался, мошенник, – закричал он. – Сейчас ты у меня попляшешь!
Но Иржи, привыкший к крикам своей жены, и бровью не повёл.
- Простите, любезный великан, но вы определённо меня с кем-то путаете, - сказал он. – Я Иржи Тесаж, столяр из Тршебича, еду к своим родным...
- Так ты признаешься, что ты столяр, – радостно воскликнул великан, хватая Иржи за шиворот и поднимая в воздух. – Смельчак! Но тебя это всё равно не спасёт. Я тебя повешу.
- Ну ладно... - ответил Иржи, пожимая плечами. – Но нельзя ли мне всё же сначала узнать, что я такого натворил?
- Ну, ты и нахал, - восхищённо пробасил великан, вертя  Иржи точно рождественскую игрушку. – Даже жалко тебя вешать, да делать нечего, уж больно я не люблю столяров.
- И чем же они вам так не угодили? – спросил Иржи. – По-моему, они все очень милые люди.
- Милые? – захохотал великан. – Да ты посмотри, что они натворили!
Великан сунул Иржи подмышку и отнёс в свой парк.
- Вот, полюбуйся, - сказал он, опуская Иржи на песчаную дорожку. – Видишь?
Иржи огляделся и увидел, что вдоль длинной широкой аллеи, обрамлённой чудесным садом, стоит несколько дюжин лавок, самых различных форм и окрасов, и все они, без исключения, сломаны.
- Теперь ты понимаешь, за что я вас так ненавижу? – прорычал великан. – Я двадцать с лишним лет прошу вас сделать мне хотя бы одну единственную малюсенькую лавочку в свой парк, плачу вам большие деньги, кормлю вас как королей и пою своим самым лучшим пивом, а что получаю взамен? Брак! Все ваши лавочки, как только я сажусь на них, ломаются! Все до единой! Это преступление!
- Да, - покачал головой Иржи. – Так жить нельзя.
- Вот и я о том же, - буркнул  великан. – Последний столяр сумел от меня убежать, притворившись овцой, так что мне придётся повесить вместо него тебя. Извини...
- Да ничего страшного, - ответил Иржи, - но можно я сперва тоже попробую сделать вам лавочку?..
- Ты? – с сомнением покосился на него великан. – А ты умеешь?
- Умею, - ответил Иржи. – И в этот раз вы ничем не рискуете. Денег я не прошу, ем мало, да и бежать мне особо некуда: дома жена...
- Сочувствую, - сказал великан. – Я и сам был женат. Трижды. Ладно, даю тебе неделю. Но смотри, старайся на совесть!
- Само собой, разумеется, - ответил Иржи и принялся за работу.
Первым делом, он осмотрел все сломанные лавочки, чтобы понять, в чём была ошибка его предшественников, и понял, что четырёх ножек для такого гиганта было явно недостаточно, а потому решил сделать лавочку с шестью ножками. Ему давно хотелось сделать по-настоящему необычную лавочку, и теперь его час пробил. Он трудился четверо суток, почти ничего не ел и спал ночами не более двух часов, но когда великан увидел его лавочку, он едва не захлопал в ладоши от восторга.
- Она чудесная, просто чудесная! – говорил он, бегая вокруг. – Мне даже жаль на неё садиться. Пожалуй, я лучше отнесу её в гостиную и буду ей любоваться. Изумительно!
Но тут возмутился Иржи:
- Что такое, - закричал он на великана. – У нас был уговор! Садись немедленно или я её распилю!
Оробевший от неожиданности великан осторожно присел на краешек лавочки и зажмурился, готовясь упасть, но ничего не произошло. Он немного поёрзал, потом сел нормально, затем откинулся на спинку и наконец, слегка подпрыгнул – лавочка не скрипнула.
- Ура, – закричал великан. – Наконец-то у меня есть лавочка! Какое счастье!
- Вам точно понравилось? – уточнил Иржи. – Просто я хотел бы сделать ещё несколько штук и должен быть уверен, что вы довольны.
- Доволен?! – прорычал великан. – Да я в восторге! Сделай мне ещё десяток таких лавочек, и ты получишь столько золота, сколько они весят.
Они ударили по рукам, и Иржи приступил к работе. В короткий срок он сделал десяток новых лавок, одна лучше другой, и раскрасил их в яркие цвета, так что великан даже прослезился:
- Точь-в-точь как  у моей бабушки, когда я ещё был маленьким великаном... Просто поразительное сходство... Спасибо...
Он заплатил Иржи всё, что тому причиталось, а затем предложил:
- Послушай, дружище, у меня есть кузен, у которого тоже есть сад, но нет ни одной лавочки. Не можешь ли ты заглянуть сначала к нему, прежде чем продолжить свой путь? Он примет тебя со всей любезностью и почётом.
- Хорошо, - ответил Иржи. – Я люблю делать лавочки.
- Вот спасибо! – обрадовался великан. – Только я ему напишу, а то у него вспыльчивый характер. Не то, что у меня...
С письмом и тележкой (?) золота на тележке, запряжённой новой лошадью, Иржи двинулся к кузену  великана и попал в Чёрный замок, такой мрачный и унылый, что даже днём в его дворе носились летучие мыши, и повсюду висела паутина.
Кузен и вправду оказался вспыльчивым малым, так что если бы не вовремя показанное письмо, Иржи угодил бы прямиком в кипящий котёл, который постоянно булькал во дворе замка, так что немало слуг великана закончили в нём свои дни. Из-за этого кузен теперь жил в полном одиночестве и чувствовал себя ещё хуже, чем прежде.
- Сделай мне 7 чёрных лавок и убирайся, - прорычал он Иржи. – Если они мне понравятся, я дам тебе мешок золотых монет, а если нет, отправлю тебя в котёл. У тебя месяц. Принимайся за дело, да смотри, не путайся у меня под ногами...
Иржи без лишних слов кивнул и начал строгать доски. Ему потребовалось 15 дней, чтобы сделать 7 лавочек, но он не стал говорить об этом великану, а принялся мастерить новые, чтобы устроить тому сюрприз.
Ровно через месяц, Иржи позвал великана в сад, где росли только дубы и чёрные розы, и показал ему 7 великолепных шестиногих скамеек, выкрашенных чёрной краской. Великан недоверчиво осмотрел их, робко посидел на каждой и снисходительно буркнул:
- Превосходно... Мешок золота ждёт тебя у ворот... Спасибо, и убирайся, пока я тебя не сварил...
- Это ещё не всё, - ответил Иржи. – Идёмте за мной.
Великан заскрежетал зубами, но послушно последовал за столяром и вскоре остановился в самом дальнем уголке своего парка, куда давно не заглядывал. Там, вокруг клумбы красных роз, стояло ещё семь ослепительно белых лавочек и таких хорошеньких, что великан трогательно шмыгнул носом:
- Совсем как у моей первой жены... Тогда мой замок ещё был салатового цвета, а в саду пели соловьи...
- Вам точно нравится? – осведомился Иржи. – Просто я хотел ещё сделать к ним небольшую белую беседку,  прежде чем отправиться домой...
- Сделайте, пожалуйста, - вежливо попросил его великан, прижимая ладони к груди. – И простите, что я вас едва не сварил. Это всё от чёрного цвета. Он делает меня злым.
- Меня тоже, - дружелюбно ответил Иржи. – Поэтому я и стараюсь его не использовать без нужды.
Иржи задержался в чёрном замке ещё на неделю, пока не закончил беседку, а когда покидал его,  то несколько маляров уже перекрашивали его в бирюзовый цвет, а десяток садовников сажали белые розы и акации. Великан щедро оплатил труд Иржи, а напоследок слёзно попросил столяра заглянуть к его тётушке.
- Очень уж она любит сидеть на скамеечке у своего дома, да вот беда, скамеечка такая старая, что давно, поди, рассыпалась, а новой достать негде... Помоги.
Иржи поехал к тётушке, которая, после того как получила чудесную лавочку лимонного цвета, отправила мастера к своей подруге. Та послала его к своему племяннику, тот - к крёстной, так что, в конечном итоге, домой наш герой вернулся только через два с половиной года, и первое, что он услышал на пороге своего дома, был крик его жены:
- Где тебя черти носят, подлец ты эдакий?! Думал меня со свету сжить?! Я тут бедная-несчастная места себе не нахожу, а ты, лодырь проклятый, катаешься в своё удовольствие! Ну, рассказывай, где был, что делал? И куда ты дел нашу лошадь и повозку? Отвечай немедленно!
- Знаешь, Квета,  - сказал Иржи с добродушной улыбкой, - а не пора ли нам с тобой переехать с овощного рынка куда-нибудь в другое место? Например, поближе к ратуше? Я заработал немного денег, так что теперь мы можем себе это позволить.
- Хватит мне шутки шутить, - ещё больше распалилась Квета. – Принимайся за дело, да поживей. У пекаря из Кривого переулка сломался стол, а печнику из Угольного тупика нужен новый шкаф. Иди, а то кто-то другой займётся этим.
- Я больше не занимаюсь столами и шкафами, - усмехнулся Иржи. – Теперь я делаю только лавочки. Но погоди кричать, лучше посмотри, что я привёз.
Иржи отвёл жену к новой тележке, одёрнул рогожу и показал ей золото.
- Боже, - воскликнула Квета, бросаясь мужу на шею, -  какое счастье, что я не вышла замуж за кузнеца!
 С той поры Иржи жил в новом доме и работал в просторной мастерской, изготавливая различной формы лавочки для всех желающих, а таковых было немало, ибо слава его росла с каждым днём, так что сам король однажды попросил его сделать ему одну и остался весьма доволен работой. Правда, на него накричала Квета за то, что Его Величество не вытерло ноги, и ей придётся перемывать пол, но король сделал вид, что ничего не расслышал, ибо каждый в Тршебиче знал, что Иржи дружит с великанами. Такая вот история.
Папа встал, и в который раз принялся изучать свои безнадёжно испорченные брюки.
- Вот интересно, - подумала вслух мама, - что бы сказала Квета, увидев такие штаны на своём муже...
- Квета? – сделал удивлённое лицо папа. – Какая такая Квета? Кто-нибудь о ней слышал? Я - нет. Идёмте-ка лучше обедать, а то я страсть как проголодался...
- Только переоденься, - вздохнула мама. – А потом, так уж и быть, накормлю тебя борщом, Великий лавочник.
- Так-то лучше, - задрал нос папа. – А куда я дел шляпу?..


Рецензии