Пафосное - Звенья одной цепи

      Снится мне сон в канун Нового Года – будто вижу я наши Чернецовские  земли сверху, через волшебную призму, разлагающую реальность в последовательность призрачных видений, следующих друг за другом…
    Присмотревшись, сквозь пелену времён  ещё можно увидеть дружины  князя Игоря, собираемые им вблизи наших земель в конце XII века,  по мнению современных источников - «между Полоцком и Псковом».  Посмотрев далее, можно увидеть также первые «ставленые» чаны с мёдом – бодрящим напитком, получившим распространение в эти же времена также на наших землях -  в самой лесистой части Древней Руси, где всегда процветало бортничество, но собственное потребление было ниже среднего по России. Здесь же виднеются смолокурни, как основа раннего судоходства, породившая затем идею винокурения.  Котлы с живицей, сухие печи – дающие дёготь и уголь, видны повсюду на наших землях, и данный промысел прошёл через многие века, чему до сих пор видны подтверждения в окружающих лесах.
       Много неопознанных могил видно на наших землях, где  лежат поляки, воевавшие наши земли во времена Стефана Батория, а также могут быть и французы, распылённые по лесам после  поражения под недалёкими Клястицами, где русским оружием был перекрыт путь Бонапарту на Петербург. Местами заметны совсем скрытые могилы панцирных бояр, являющихся претендентами на роль наших предков. Поверх всех, в недавние времена, положен изрядный слой немецких оккупантов, тоже навеки породнившихся с нашими землями, стараниями как партизан, так  и воинов нашей регулярной армии.  И могилы наших бойцов видны в великом множестве во все времена, что хорошо понятно  по всё более частым знакам памяти, создаваемыми современниками на поверхности земли. Наши павшие воины стоят вечно в нашей памяти в светлых образах, да  вдоль путей, ими пройденных. 
     Вижу дороги, широкие и узкие, лесные и магистральные.  Здесь же Николаевское шоссе с его многочисленными  строителями. Старосебежский тракт, проходящий через Ласино и забытый сейчас. Корчма в Дербихе, окруженная бунтующими крестьянами.  Забытая насыпь в лесу под Лешнями, как память неудавшейся железной дороги от Невеля в Себеж.  Не скроются от взгляда видимые остатки широкой сети поместий отставных военных, расширившейся на наших землях в XVIII-XIX веках, в том числе и после победы над Бонапартом.   Не оторвать взгляда от картин культурной жизни, создаваемых прежде в этих поместьях представителями столичных городов  - поэтами, учёными и музыкантами, привлекаемыми сюда как красотой местной природы, так и её многочисленными дарами.
     Много видимых ран на наших землях осталось от страстей минувшего века. Здесь и пустоты от вырванных с корнем из земли хуторов в период коллективизации, и бесчисленные раны от двух войн, да голые плешины на местах вырубленных вековых лесов.  Нельзя не видеть слёз человеческих, коими  политы места их благополучной, но разрушенной жизни.   Но память хранит старинные образы – многочисленные хутора, брошенные деревни, дороги  и погосты не забыты. Здесь все наши предки, они верят в нас и ждут своей истории, выхода из забвения, исторической справедливости. 
     Совсем отчётливо вижу я сверху во сне недавно ещё цветущие, и колосящиеся поля ржи, овса, льна, гороха и других культур, огороды - вокруг насыщенных людьми советских деревень. Поля заполнены техникой, работниками с неубиваемым энтузиазмом, деревни, окружённые стадами коров, молокозаводы, магазины, транспорт, видны улыбки на лицах, слышатся звонкие советские песни – хотя  и не легка была та жизнь для наших крестьян. Мне отчётливо видны  и памятны все эти признаки мечтательного пути в светлое будущее, который закончился наблюдаемыми уже  сегодняшними видами  бывших полей как худых просек, а деревень – как кладбища после весёлой Троицы.   
     Сон мой происходит в канун Нового Года, обещающего всем круглый счет прожитого существенного интервала нашей жизни, и надежду  на, пусть уже не революционные, но все-таки, положительные перемены в жизни нашей общей родины.   
     Впереди мне видится светлый рассвет после Новогодней ночи, сменяющий сумрак и туман прошлых времён, вижу новых людей,  ведущих нас в будущие времена, где всех ожидают как новые, интересные для решения  проблемы, так и совместные результаты стараний всех предшествующих поколений. Именно там, наконец, мы избавимся от остатков старой цивилизации крепостничества и сталинизма. Дорога освещена, и по ней идут люди.  Добрые русские женщины становятся ещё добрее,  а мужчины – ответственнее. Власть стоит среди народа, и становится ближе. На обочинах дорог видны регулировщики движения – начальство всех мастей, мудрые священники, матери, предки.   
     После такого реалистичного сна разве могут остаться какие-то сомнения в существенном влиянии наших родных земель на ход исторического развития государства Российского?  Единая и неразрывная цепь, звеньями которой мы являемся,  начинаясь с далеких времен, проходит через нынешний период с уверенным взглядом в будущее, которое мы отдаём нашим потомкам. Так поднимем же Новогодние бокалы за прочность этой цепи, за все её звенья, построенные на старательных вкладах разных поколений в нашу сегодняшнюю реальность, которая нам мила и дорога. С праздником, дорогие земляки и родственники!





   


Рецензии