Катехизис Лютера и Бренца

КАТЕХИЗИС ЛЮТЕРА И БРЕНЦА

Предварительная версия

Сверено с официальным текстом Малого Катехизиса Лютера (рус.пер. ЕЛЦИ, СПб., б.г.)

Иоганн Бренц (1498-1570) - южнонемецкий реформатор. Родился 24 июня 1498 года в Вейле , в Швабии (ныне Баден-Вюртемберг), с 1512 г. учился в Гейдельберге, в марте 1518 года примкнул к реформационному движению, В 1522 году стал проповедником в Швабиш-Галле и содействовал введению новых в церковных порядков в Ансбахе , Нюрнберге и по Вюртембергу. Во время крестьянских войн он выступил таким же решительным противником крестьян, как и преступных злоупотреблений властей; Во время крестьянских войн  выступил против как бунтующих крестьян, так и военных преступлений властей.  Вв 1527 году написал первый евангелический катехизис : «Fragst ;ck des christl.  1527 году написал первый евангелический катехизис. В 1525 г. защищал в своей «Syngramma suevicum» против швейцарских богословов реальное присутствие Тела Христова в евхаристии.  В 1529 году участвовал в Марбургском диспуте между швейцарскими и немецкими богословами; а через год - в Аугсбурге в переговорах о религиозном соглашении, а также в вормсских религиозных диспутах 1540 года и в регенсбургских  1546 года. Спасаясь во время интерима от испанских солдат, он бежал из Швебиш-Галля и странствовал долгое время, пока герцог Христофор не назначил его в 1552 году пробстом в Штутгарте . Под угрозой ареста бежал из Швебиш-Галля и странствовал, пока герцог Христофор не назначил его в 1552 году пробстом в Штутгарте. В марте 1552 году он был в Триенте , чтобы вручить составленное им Вюртембергское исповедание веры (Confesslo W;rtembergica или Suevica), а также, чтобы начать переговоры с Тридентским собором , но как раз в это время собор был разогнан Морицем Саксонским . В марте 1552 году он был в Триенте , чтобы вручить составленное им Вюртембергское исповедание веры (Confesslo W;rtembergica), а также начать переговоры с Тридентским собором. Сочинения частично собраны в 8-томных изданиях в Тюбингене (1576-1590) и Амстердаме (1666).


ВСТУПЛЕНИЕ

Какой ты веры?

Я христианин.

Почему ты христианин?

Потому что я верю в Иисуса Христа и назван в Его честь.

Первая основная часть. СВЯТОЕ КРЕЩЕНИЕ

Что такое крещение?

Крещение есть Таинство и Божественный знак Слова, в котором Бог Отец, через Иисуса Христа, Сына Его, вместе со Святым Духом свидетельствует о том, что Он как милосердный Бог простил крещаемому все грехи из чистой благодати ради Иисуса Христа и сделал его Своим чадом и наследником всего небесного.

Свидетельство Писания

Иисус Христос говорит: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите , научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все , что Я повелел вам. И вот, Я с вами все дни до скончания века"
Мтф.28.18-20

Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься спасен будет; а кто не будет веровать , осужден будет.
Мк.16.15-16
Вторая основная часть. ВЕРА
•  ПЕРВАЯ СТАТЬЯ: Сотворение
Верую в Бога, всемогущего Отца, Творца неба и земли.
•  Что это значит? Я верую, что Бог сотворил меня и всех тварей, что Он дал мне тело и душу, глаза, уши и все члены тела, разум и чувства, и что Он сохраняет все это по сей день; Он дает мне также одежду и обувь, пищу и питье, дом и двор, жену и детей, поля, скот и все мое имение. Он ежедневно обильно снабжает меня всем необходимым для жизни; Он ограждает меня от всех опасностей, хранит и избавляет меня от всякого зла. И все это Он делает исключительно из отеческого, божественного великодушия и из милосердия Своего, хотя я не заслуживаю всего этого и во мне нет никаких достоинств. Ибо все, что я должен - это благодарить и прославлять Его, служить и повиноваться Ему.Это непреложная истина.
 •  ВТОРАЯ СТАТЬЯ: Искупление
...и во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного от Девы Марии, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в ад, воскресшего в третий день из мертвых, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога, всемогущего Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.
•  Что это значит? Я верую, что Иисус Христос, истинный Бог, порожденный Отцом прежде всех времен (предвечно), а также истинный Человек, рожденный от Девы Марии, есть мой Господь, Который искупил меня, погибшего и осужденного человека, избавил меня от всех грехов, от смерти и от власти дьявола не золотом или серебром, но Своей святой, драгоценной Кровью и Своим неповинным страданием и смертью, для того, чтобы я принадлежал Ему, жил под Его властью, в Его Царстве, и служил Ему в вечной праведности, непорочности и блаженстве, подобно тому, как Он, воскреснув из мертвых, живет и царствует во веки. Это непреложная истина.
 •  ТРЕТЬЯ СТАТЬЯ: Освящение
...в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную. Аминь.
•  Что это значит? Я верую, что не могу по собственному разумению, или своими силами уверовать в Иисуса Христа, моего Господа, или придти к Нему. Но Святой Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня Своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере. Также, как Он призывает, собирает, просвещает и освящает всю христианскую Церковь на земле и сохраняет ее с Иисусом Христом, в единой истинной вере. И в этой христианской Церкви Он ежедневно щедро прощает все грехи мне и всем верующим, и в Последний день Он воскресит меня и всех мертвых и дарует мне и всем верующим во Христа жизнь вечную. Это непреложная истина.

Третья основная часть. МОЛИТВА ГОСПОДНЯ
Приветствие
•  Отче наш, Сущий на небесах!
•  Что это значит? Этими словами Бог хочет нас привлечь к вере в то, что Он  наш истинный Отец, а мы  Его истинные дети, чтобы мы могли смело и уверенно обращаться к Нему и просить Его так, как любимые дети обращаются к своему возлюбленному отцу.

 ПЕРВОЕ ПРОШЕНИЕ
Да святится имя Твое.
•  Что это значит? Имя Божье воистину свято само по себе, однако мы просим здесь, чтобы оно святилось и среди нас.
•  Как это совершается? Когда Слово Божье преподается во всей своей истине и чистоте и мы, как дети Божьи, также следуем ему и живем свято. Помоги нам в этом, возлюбленный Отец Небесный! Но тот, кто учит и живет не по Слову Божьему, тот порочит имя Божье среди нас. Сохрани нас от этого, Отец Небесный!

ВТОРОЕ ПРОШЕНИЕ
Да приидет Царствие Твое.
•  Что это значит? Царство Божье приходит и без нашей молитвы, само по себе. Но здесь мы просим о том, чтобы оно пришло также и к нам.
•  Как это совершается? Это происходит, когда наш Отец Небесный дает нам Своего Святого Духа, чтобы мы по благодати Его веровали в Его Святое Слово и жили праведной жизнью здесь, временно, а затем и в вечности.

ТРЕТЬЕ ПРОШЕНИЕ
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.
•  Что это значит? Благая и милостивая воля Божья исполняется и без нашей молитвы. Однако здесь мы просим о том, чтобы она исполнилась также и среди нас.
•  Как это совершается? Это происходит, когда Бог разрушает и предотвращает помыслы и волю дьявола, мира и нашей плоти,  которые не позволяют нам святить имя Божье и препятствуют пришествию Царства Его. И когда Он укрепляет нас в вере и сохраняет нашу непоколебимую твердость в Слове Его до конца дней наших. Такова милостивая и благая воля Его.

 ЧЕТВЕРТОЕ ПРОШЕНИЕ
Хлеб наш насущный дай нам на сей день.
•  Что это значит? Бог дает хлеб насущный всем людям, - в том числе злым и порочным, - и без нашей молитвы. Однако, здесь мы молим Его о том, чтобы Он привел нас к осознанию этой истины и научил нас принимать хлеб наш насущный с благодарностью.
•  Что такое “хлеб насущный”? Все, что относится к пище и насущным потребностям нашим: еда, питье, одежда, обувь, дом и двор, поле, скот, деньги, имущество, праведная жена или праведный муж, благочестивые дети, честные слуги, праведное и честное начальство, хорошее правительство, благоприятная погода, мир, здоровье, порядок, честь, хорошие друзья, честные соседи и тому подобное.

 ПЯТОЕ ПРОШЕНИЕ
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.
•  Что это значит? Мы молимся здесь о том, чтобы наш Небесный Отец не смотрел на наши грехи и не отверг из-за них нашей молитвы. Ибо мы никак не достойны того, о чем просим, и не заслуживаем этого. Но мы просим, чтобы Он даровал нам все это по милости Своей. Потому что мы ежедневно много согрешаем и не заслуживаем ничего, кроме наказания. И мы также хотим от всего сердца прощать и охотно творить добро согрешающим против нас.
    
  ШЕСТОЕ ПРОШЕНИЕ
И не введи нас в искушение.
•  Что это значит? Бог, конечно, никого не искушает. Но мы молимся здесь о том, чтобы Бог защищал и хранил нас от дьявола, мира и нашей плоти, чтобы они не могли обмануть нас, или вовлечь в ересь, отчаянье и прочие великие грехи и пороки. И хотя мы подвержены всем этим искушениям, мы молимся о том, чтобы в конце концов мы преодолели все это и одержали победу.

СЕДЬМОЕ ПРОШЕНИЕ
Но избавь нас от лукавого.
•  Что это значит? Здесь, как бы подводя черту под своими просьбами, мы молим о том, чтобы Отец наш Небесный избавил нас от всего, способного причинить зло нашим телам и душам, нашему имуществу и достоинству, и чтобы в конце концов, когда придет наш последний час, Он даровал нам блаженную кончину и, по милости Своей, принял нас из этой юдоли печали к Себе на Небеса.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА МОЛИТВЫ
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
•  Что означает слово “Аминь”? Я должен быть уверен, что эти просьбы угодны Отцу Небесному и Он слышит их. Ибо Он Сам заповедал нам так молиться и обещал услышать нас. “Аминь, аминь” означает: истинно, истинно, так и должно быть.
Четвертая основная часть. ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ
Заповедь первая
•  Да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
•  Что это значит? Мы должны превыше всего бояться, любить Бога и уповать на Него во всем.
Заповедь вторая
•  Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
•  Что это значит? Мы должны бояться Бога и любить Его так, чтобы не проклинать, не клясться, не колдовать, не лгать и не обманывать именем Его, но призывать Его имя во всякой нужде, молиться Ему, благодарить и прославлять Его.
Заповедь третья
•  Помни день субботний, чтобы святить его.
•  Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не пренебрегать проповедью и Словом Божьим, но свято чтить его, охотно слушать и познавать.
Заповедь четвертая
•  Почитай отца твоего и мать твою, да будет тебе благо и долголетен будешь на земле.
•  Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не презирать и не гневить своих родителей и господ, но почитать их, служить и повиноваться им, любить их и дорожить ими.
Заповедь пятая
•  Не убивай.
•  Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не причинять страданий и вреда ближнему своему, но помогать ему и заботиться о нем во всех его нуждах.
Заповедь шестая
•  Не прелюбодействуй.
•  Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы в мыслях, словах и делах быть чистыми и целомудренными, и чтобы каждый из нас любил и почитал своего супруга.
Заповедь седьмая
•  Не укради.
•  Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не отбирать у ближнего своего денег, или имущества его, и не присваивать себе чужого путем нечестной торговли, или мошенничества. Но нам следует помогать ближнему своему в сохранении и преумножении его имущества и средств существования.
Заповедь восьмая
•  Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.
•  Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не говорить неправды о ближнем своем, не предавать его, не клеветать на него и не распространять о нем худой молвы, но защищать его, говорить о нем только хорошее и стараться все обратить к лучшему.
Заповедь девятая
•  Не пожелай дома ближнего твоего.
•  Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не посягать коварно на наследство, или дом ближнего своего и не присваивать их себе, прикрываясь законом, или правом, но служить ближнему, способствуя сохранению его собственности.
Заповедь десятая
•  Не пожелай жены ближнего твоего, ни раба, ни рабы его, ни скота его, ничего из того, что есть у него.
•  Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не совращать, не присваивать и не отчуждать от ближнего своего его жену, прислугу, или скот, но побуждать их к тому, чтобы они оставались на своих местах и исполняли свои обязанности.

Двойная заповедь любви

Иисус Христос говорит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;  вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;  на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Мтф.22.37-40

Пятая основная часть. СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ

Что такое Таинство?

Тайная Вечеря является таинством и знаком Божественного Слова, означающим, что мы действительно  принадлежим Христу и ныне с хлебом и вином получаем Его Тело и Кровь, которые дали удовлетворение за нас, так что мы имеем прощение грехов и вечную жизнь.
 
Свидетельство Писания

Господь наш Иисус Христос, в ту ночь, когда Его предали, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и, раздав ученикам, сказал: приимите и ядите; сие есть Тело Мое, которое за вас предается, сие совершайте в Мое воспоминание. Также взял Он чашу и, возблагодарив, подал им и сказал: приимите и пейте из нее все. Сия чаша есть новый завет в Крови Моей, за вас изливаемой во оставление грехов. Когда только будете пить сие, совершайте это в Мое воспоминание.

Шестая основная часть. КЛЮЧИ ЦАРСТВА

Что такое ключи Царства?

Служение Евангелия Иисуса Христа.

Свидетельство Писания

Иисус Христос говорит: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
Лк.10.16

 И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах
Мтф.16.19

Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Иоан.20.21-23

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии