31. Душа дао 4
Тема моей следующей поэмы называлась «Душа Дао», и я с увлечением занялся её исследованием, ведь этот предмет я считал самым интересным из всего, что есть в нашей жизни. Почему я так думал? А потому что душа, как и дух, также состоит из пустоты, но между этими двумя сущностями есть различие. Мне почему-то казалось, что дух имеет мужское начало, а в душе с самого её зарождения заложено женское начало. Почему я так думал? Да потому, что сравнивал в нашей действительности мужчин и женщин, и считал, что женщины по своей сути обладают душой, а мужчины являются олицетворением духа, ибо женщины несут в себе постоянство, а мужчины - переменчивость. И это предусмотрено самой природой. Правда, наше общество с его постоянно меняющейся культурой всё больше и больше отдаляется от своего природного начала, которое зарождалось как душа - как накопление духовных ценностей, и поэтому у нас идёт постоянный перекос в сторону изменчивости, а то, что не накапливается, быстро рассеивается, растворяется и самоуничтожается. Именно эта тенденция и ведёт сейчас наш человеческий мира к самоуничтожению. Мужчины, в силу своей изменчивости и постоянного движения в некуда, изобрели философию, которая стала постепенно размывать его моральные устои и уже давно не создаёт его духовных накоплений, в то время как женщины, сохраняя свою природную мудрость, считают философию абсолютно пустым занятием. И они правы. То, что постоянно движется и не стоит на месте, вырождается, как это раньше случилось с кочевниками. И только то, что ведёт оседлый образ жизни, создавая традиции и накапливая духовный багаж, может процветать и развиваться. Но, к сожалению, женщины, потеряв свою ведущую роль в обществе, стали воспринимать наш мир в мужских категориях, и они поддались тлетворной тенденции изменчивости, разрушая свою женскую суть - постоянство. Это и может привести нас к полному краху нашей цивилизации и гибели человечества. Руководствуясь этими мыслями, я и начал писать свою поэму «Душа дао».
И первые её строки были такими:
И в тот же миг исчез мой верный друг из вида,
Не ожидал я такой с ним перемены,
Со мной осталась лишь София – Афродита,
Как будто, вышедшая из морской пены.
Красавица смотрела на меня лукаво,
И ничего мне там не говорила.
Взяв за руку меня, и молча, величаво
Другой мир предо мною отворила.
И повела меня с горы в долину,
Туда, где хижина её стояла,
И стала мне служить как господину,
В пути моём другая жизнь настала.
1
Так в рай земной попал я, от неба отдалившись,
С бессмертными расставшись, не знавших старости,
С красавицею Софьей в долину с гор спустившись,
Где жизнь цвела и благоухала в радости.
Там высились вершины гор скалистые,
Был горизонт словно зигзагом линия,
В лучах искрились пики золотистые,
Внизу у скал плескалось море синее.
Когда в долину она меня сводила,
Смеясь лукаво, слова мне говорила;
– «Пусть вечно Путь следует своему пути,
И мимо всё равно его нам не пройти.
Не будет Небо следовать Пути иному,
Земля же всегда следует закону Неба,
Но человек идёт ведь по пути земному,
Поэтому не сможем мы прожить без хлеба.
Давай подумаем о том, как жить нам вместе,
Вдвоём, любя друг друга, счастью отдаваться,
Заботясь друг о друге, жизнью наслаждаться,
Устроим нашу жизнь в раю на этом месте.
В пути своём объединись со мною,
И Путь найдешь ты более приятным,
Когда я спутницей пойду с тобою,
Путь станет тебе более понятным.
Один ум хорошо, но два ума умнее.
И взгляд на мир наш многосторонним будет,
Вдвоём с любовью в Пути станем мы сильнее,
Преодолев препятствия наших буден.
Ведь в нашем мире всё, объединяясь,
В себе лишь только силу обретает,
Противоположным обогащаясь,
На вещи взгляд себя наш обновляет.
Объединяет Путь в единстве всё повсюду,
В любви красавицу сближает и урода,
Преображая в мире всё подобно чуду,
Творит все вещи многоликая Природа.
(согласно Чжуан-цзы)
Поэтому Великий Путь так необычен,
В нём может в нашей жизни всякое случиться,
И в проявлениях своих не идентичен,
Любовь способна в ненависть переродиться.
2
Как ненависть – один из видов сладострастья,
Она таит в себе любовную природу,
Стремленье приобрести над милым больше власти,
И ограничить на его пути свободу.
Поэтому в Пути мешать тебе не буду.
Сам выбрать только свой путь ты имеешь право.
Великий Путь здесь растекается повсюду,
Он может быть от нас и влево и направо.
Запомни, что я вся тебе принадлежу,
Останусь навсегда с тобой, как вещь твоя,
И никогда ни в чём тебе не возражу,
Куда б ты не пошёл, туда пойду и я».
Так в разговорах мы с горы спустились,
В её решительности чувствовалась сила,
У хижины её остановились,
Но прежде, чем впустить к себе, она спросила:
– «Хотелось мне б вначале убедиться,
Что перед тем, как нам в страсти слиться,
Способен ли ты для любви раскрыться,
Чтобы собой и мною насладиться?
Хотела б знать я, что о любви ты знаешь,
Любовь ведь тоже это – путь, ведущий в вечность,
И что в любви ты обрести желаешь?
Ведь в истинной любви нас свяжет бесконечность.
Чтоб быть со мной, ты должен быть в меня влюблённым,
И ярким светом засиять в любви со мною,
Светиться я смогу лишь светом отражённым,
В любви ты должен солнцем стать, а я – луною.
Но прежде чем войти со мною в близость,
Скажи мне, меня ты хоть немного любишь?
Ведь без любви сближенье – это низость,
Которой ты меня и себя погубишь».
– «С твоим виденьем, я тебе признаюсь,
Как будто снизошло вдруг озаренье, -
Воскликнул я, обнять её пытаясь, -
Влюбился в тебя я с первого мгновенья.
Всё жизнь мечтал с такой как ты я встречи,
Искал твой образ среди девиц прохожих,
Какие для тебя готовил речи,
Мне в мире нет никого тебя дороже.
3
Как я мечтал наедине остаться,
Уста твои целуя, глядя нежно в очи,
В забвении любви моей отдаться,
В объятиях с тобою проводить все ночи.
Всё нашу жизнь тобою любоваться,
И видеть мир в очах твоих прекрасных,
Блаженствовать от поцелуев страстных,
Нигде и никогда не расставаться.
Что может быть прекрасней и нежнее,
Чем миг с тобою, сказочный и дивный,
Подаренный мне миром в час интимный,
Чем образ совершенный моей феи"!?
София, выслушав признанье, иронично,
Вдруг, отстранившись от моих объятий,
С улыбкой на губах заметила тактично:
– «Чтоб не было смешения понятий,
Необходимо разногласья одолеть,
Давай вначале побеседуем немного,
Присядем здесь у моей хижины порога,
Чтобы потом обоим нам не пожалеть.
Хоть красноречье – в любви хорошее начало,
Но, руководствуясь Конфуция примерами,
У краснобаев всех с притворными манерами
Обычно человеколюбья бывает мало.
Не обижайся. Для взаимного познанья,
Нам нужно высказать друг другу наши мненья,
Чтобы достигнуть всем взаимопониманья,
Должно возникнуть между нами уваженье".
– «Но что ты от меня услышать хочешь? –
С испугом я воскликнул удивлённый, -
Ты ж видишь, что я по уши влюблённый,
В мужья ж сама себе ты меня прочишь.
И я всем сердцем искренен с тобою,
И о любви своей говорю я честно,
Всё, что сказал, всей чувствую душою,
И Путь с тобой хочу разделить совместно».
Она, мои слова услышав, рассмеялась,
И протянула свои руки мне с улыбкой,
Но отстранила от объятья стан свой гибкий,
И о любви беседа наша продолжалась:
4
– «Но чтоб в любви стать полноценным мужем,
Ты должен о любви приобрести познанья,
Мне не цветок, а плод любовный нужен,
Поэтому в любви пройдёшь ты созреванье.
Любовь, как Путь, имеет рамки и законы,
Но главное в любовном соответствии –
Наличие гармонии у всех влюблённых,
И важность, как в причине, так и в следствии.
Чтоб весь смысл глубже слов ты уяснил,
Я приведу тебе мои примеры,
В которых укрепишь любовный пыл,
И обретёшь в своих поступках веру.
Так человек, с Путём гармонии достигший,
Сам не стремится делать добрые дела,
Суть сердцем добродетели самой постигший,
Он – добродетель сам, а ни его слова.
(согласно Лаоцзы 38-му чжану «Дао-дэ дзина»)
Но тот лишь, который к гармонии стремится,
В осуществлении добрых дел всех деятелен.
Он, добродетели желающий добиться,
Совсем оказывается не добродетелен.
У человека, в гармонии с путём живущим,
Без действий идёт добрых дел свершенье.
А у того, кто стать хочет к доброте присущим,
В словах и действиях лишь принужденье.
Высшим человеколюбьем обладающий
Человек проводит время в Недеянье.
Человек, о справедливости «всё знающий»,
Искажает нарочитостью сознанье.
Если не встречает он в других взаимности,
То спешит во всём прибегнуть к наказаньям,
И склоняет всех к нарочитой интимности,
Опираясь лишь на ритуалов знанья.
Ритуал в каждом поступке соблюдающий
Человек такой от правды отдаляется,
В делах всех своих правым себя считающий,
Он с Великого Пути всегда сбивается.
Путь утратив, тщетно он к гармонии стремится,
Но в гармонии себя не обретает,
В человеколюбии пытаясь раствориться,
Обрести путь справедливости желает.
5
Ну, а после справедливости утраты
Остаются лишь законы ритуала,
Где свободы все и вольности изъяты.
В ритуале же таится смут начало.
Внешний вид – это цветение дороги,
Как красивые слова, но все пустые,
Как цветы в пути, что топчут наши ноги.
Цвет невежества – как сорняки простые.
Муж великий в Пути берёт существенное,
И отвергает всё в себе ничтожное,
Полагаясь во всём на всё естественное,
В себе осуществляет всё возможное.
Поэтому в любви от лишнего откажемся.
Что нужно нам? – себя вначале спросим,
На поиск Истины и Правды мы отважимся,
Возьмём лишь плод, ну, а цветок отбросим.
И между нами чтоб гармония возникла,
И чтобы вечной любовь стала и нетленной,
Необходимо в душу, чтоб душа проникла,
Соединив тела как части две Вселенной.
Тогда мы оба окажемся в единстве,
Собою свяжем небо, землю, дух, долину,
Познаем счастье в отцовстве, материнстве,
Создав собою золотую середину.
(согласно Лаоцзы 39-му чжану «Дао-дэ цзина»)
И небо станет чистым, и земля – стабильной,
Дух – чутким, а долина – вся, как рай цветущей,
И землю заселим потомством мы обильным,
Заполнив мир, смешав дух с Духом Вездесущим.
Чтоб избежать распространения уродства,
И уклонится от загрязненья эфира.
Перед зачатьем, достичь нужно благородства.
Не ухудшалась чтобы структура всего мира.
Иначе небо станет грязным, земля – бесплодной,
Дух чуткости лишится, навсегда исчезнет,
Долина потеряет свой облик плодородный,
Безжизненной пустыней станет в Поднебесной.
Чтоб мир похож был на Божеское Царство,
Мы избегать должны во всём в себе изъянов,
Тела все наши подобны государствам,
А души наши – Мировому Океану.
6
Не может равенству быть в природе места.
Чтобы структуру человечества понять,
Нам нужно Истину небесную принять
Тела все меж собой действуют совместно
Поэтому мир создан таким неравнозначным,
В нём всё глухое везде соседствует со звонким,
Тёмное – в рядах со светлым, мутное – с прозрачным,
Высшее едино с низшим, грубое же – с тонким.
Незнатность служит основою всем знатным,
И в низшем есть основа всем высоким,
Чтоб не остаться в мире одиноким,
Стать нужно для всех полезным и понятным.
И если колесницу на детали разобрать,
То она в себе свои утратит ценности,
Так необходимо камнем простым себя считать
В природе всей, а совсем не драгоценностью.
Поэтому весь мир наш скреплён путём единым,
Где вещи все сами собой рождаются,
Где действия противоположны во взаимном,
Где бытье в небытии проявляется.
Ведь многим доводилось о Пути узнать.
Тот, кто высшей учёности достиг,
Его может соблюдать или нарушать,
Думая, что в мире он всё уже постиг.
Тот же, кто саму учёность отвергает,
Заодно и Путь насмешке повергает.
Если бы насмешке Путь не подвергался,
В мире он Путём Великим б не являлся.
Кто Путь познал, на тёмного похож по виду,
Все те, кто входят в Путь – как будто отступают,
Кто проникает в Путь, теряется из виду.
Кто постигает Путь – как будто ум теряет.
Сосуд великий с трудом изготовляется,
Звук сильный глохнет за порогом нормы,
Огромного квадрата углы скругляются,
Великий образ не имеет формы.
Со временем забыт уже наш грех прощённый,
Сейчас уж не в почете благодетель,
Презираем всеми Великий Просвещенный,
Чудачеством считают добродетель.
7
Одна капля в мире добродетели присутствия
Человечество может одарить прощеньем,
Её ж распространенье схожа с расхищеньем,
Истина сейчас похожа на её отсутствие.
Ответственность на каждом лежит личная
За случившийся в делах весь беспорядок,
Так у всех добродетель, безграничная,
На её похожа больше недостаток.
Путь – это время: утро, вечер, день и ночь,
Подобен ход его сакральному священству.
Ни только всем способен существам помочь,
Но привести их может всех он к совершенству.
Любовь – есть добродетели один из видов,
Она не терпит эгоизма проявленья,
Ведь себялюбие ведет всегда к обидам,
В жертвах любимым есть огромное значенье.
В любви друг к другу быть каждый должен чуток». –
Сказав всё это, она меня поцеловала,
Затем, взяв за руку, с улыбкой мне сказала:
– «Любовь мужчины лежит через желудок».
И в хижину свою меня впустила,
И к ужину все лакомства собрала,
И угощеньем сытно накормила,
Затем опять меня поцеловала.
Сказав, что отдых полный нужен мне с дороги,
Она лежанку у окна мне постелила,
И вымыв чистыми ручками мои ноги,
Сев рядом, душу мне свою в ночи раскрыла:
– «В окне ты видишь тысячи миров,
Средь этих звёзд творит миров Путь порожденье,
Скрыл многих ещё темноты покров,
Одна из таких звёзд – любви нашей рожденье.
Где рождено одно, там рождается и два,
Как две единые противоположности,
Так Троица способна творить все существа,
Создав мир этот в её вселенской сложности.
Верша созданье мира многоликого,
Гармония всё равновесьем заполняет,
В ней нет, ни малого, и ни великого,
И в равной степени она всё проявляет.
8
И потому вещи сами возвышаются,
Когда их все стремятся принижать,
Но эти вещи же сами принижаются,
Когда их дружно станут возвышать.
Чтоб жизнь не стала для всех нас одним мученьем,
Жестокий ведь не своей смертью умирает,
В любви я руководствуюсь тем обученьем,
Чем женщина всегда мужчин всех обучает.
Все слабые всех сильных в мире побеждают,
Поэтому я знаю пользу в Недеянье,
Небытие везде и всюду проникает,
В непротивленье силе – жизни основанье.
Нет в Поднебесной среди мужей учёных,
Тех, кто б уделял женскому уму вниманье,
Не прибегающему к словам мудрёным,
Но с умом пользующемуся Недеяньем.
Кто не привязан ни к чему, тот не знает плача,
Кто свой предел в своём стремленье знает,
Опасности во всём тот избегает.
Кто меру знает, тому сопутствует удача.
Расставив векторы, учтя приоритеты,
Ты в мире выбирать имеешь право,
Определяешь в жизни своё место, где ты?
Что всего ближе тебе жизнь иль слава?
Кто менее богат, тот менее теряет,
И волен поступать по своему хотенью,
Он жизнь свою, живя, для счастья сохраняет,
Спокоен, как в потери, так в приобретенье.
Что для тебя важнее? – выбирать ты в праве,-
Твоё господство или равенство и братство?
Жить только для себя иль воссиять во славе?
Что для тебя дороже, жизнь или богатство?
Для бедных Богом в небесах открыты двери,
И нищета в их жизни не станет пыткой,
Кто много сберегает, тот понесёт потери,
Кто много жаждет, тот понесёт убытки.
Кто в крайностях предел опасный знает,
В опасности не ведёт себя беспечно,
Тот риску сам себя не подвергает,
И жизнь свою продлять может бесконечно.
9
Поэтому я научу, как сохраняться,
И жить со мною в этом безопасном мире,
Я не хочу совсем с тобою расставаться,
Мы можем вместе путешествовать в эфире.
Путём Великим ведь любовь стать наша может,
Как свет солнца никто в мире не потушит,
На несовершенство великое похоже
Действие Пути, но кто его нарушит?
Любви я нашей унисон дыханья слышу,
Она способна оказать на всё влиянье,
У хаоса вдвоём мы отвоюем нишу,
И нашей сделаем средою обитанья.
Там мы вдвоём в любви безумству предадимся,
Путь остроумия глупости подобен,
В любовной глупости даже змий беззлобен.
Запретным плодом жизни вечной насладимся.
Хоть и ниспослана любовь нам небесами,
Течёт жизнь всех между страстью и спокойствием.
Между двумя мы обитает полюсами,
От страданий один шаг до удовольствия.
Ходьбой холод, жар спокойствием побеждают,
Запретный плод в спокойствии бывает сладок,
Спокойствие любовь повсюду порождает,
И безмятежность создаёт в мире порядок.
В совместной жизни всякое мы испытаем,
На кривизну прямота великая похожа,
Любовью в мире жизни продление умножим,
Детей своих мы вырастим и воспитаем.
Своей любовью мы пустоту заполним,
Неисчерпаемым станет её действие,
В продлении перед Богом долг исполним,
От всех несчастий найдём противодействие.
Жить в мире без любви – что жить без удовольствия,
И мы должны любить, обуздывая страсти,
Но главное – во всём нам сохранять спокойствие,
Если спокоен кто, то мир весь в его власти.
Когда страна в спокойствии живёт,
То пашут кони просторы полевые,
Когда ж страна войну с кем-то ведёт,
Посевы топчут там кони боевые.
10
Понять чтоб, в чём таится наше счастье,
Не нужно в мудрости большого пониманья,
Нет во всём мире большего несчастья,
Чем границ предельных страстей своих незнанье.
Несчастен тот, в ком нет собой удовлетворенья,
Он в чёрной зависти, как раб в цепях, не волен.
Опасность скрыта в стремлении к приобретенью
Богатства, но счастлив тот, жизнью кто доволен".
– «Ну, а стремление к приобретенью знаний
Рождает недовольство у мужчин собою,
Ведь не должны о мире все твои познанья
Быть заключёнными между тобой и мною.
Мужчина разве может, оставаясь
Собой, привязанным быть вечно к женской юбке,
Ни на минуту с ней не расставаясь,
И впитывать её слова подобно губке.
Ведь мир велик, и всех знаний обновленье
Лишь в странствиях возможно получить,
Я понимаю, что женщины стремленье –
Мужчину в своем царстве приручить».
Я говорил, она словам внимала,
С улыбкой на устах и взглядом удивлённым,
(Но оставался взгляд спокойным и влюблённым),
Когда закончил, мне она сказала:
– «Но к женщинам мужчин я отношенье знаю,
Ведь Конфуций нас с низшими людьми сравнил,
Но я его позицию не принимаю,
Так как в самолюбии нас он обвинил.
(согласно Конфуцию «Лунь Юй», гл. 17, 24)
Если мужчина с женщиной во всём сближается,
То она выходит у него из подчиненья,
Если ж от женщины мужчина удаляется,
То почувствует ненависть и её призренье.
Я считаю, что Конфуций был неправым,
И во многих мыслях очень ошибался,
Женщина всегда живёт рассудком здравым,
Потому-то он без женщины остался.
Истины его ученья весьма спорные,
Если рассмотреть без лишней суетливости,
Есть средь мудрости его идеи вздорные,
Как в вопросах зла, добра и справедливости.
11
Вот, к примеру, ученик спросил однажды:
Правильно ли отвечать на зло добром?
Он ответил: «Поступать обязан каждый
Так, чтоб раскаянья не было потом.
(согласно Конфуцию «Лунь Юй» гл. 14, 24)
Разве можно удовольствоваться злом?
Если же от зла добро кто отличает,
Справедливостью на зло тот отвечает,
На добро мы отвечаем все добром».
Думаю, Конфуций был совсем неправым,
На земле всем людям свойственна спесивость,
Нет границ добра и зла в смешенье нравов,
Суд небесный лишь имеет справедливость.
Мудрец в сердце не имеет постоянства,
В его сердце собраны сердца всего народа,
Заполняет доброта его пространство,
Независимая от зла выхода и входа.
Для свершенья добрых дел ведь нет различий,
Он с недобрыми поступит также точно,
Как и с добрыми, не делая отличий,
Укрепляя добродетель в мире прочно.
В искренности же он искренних уверен,
Но к неискренним он искренность питает,
К проявленью любой искренности верен,
Так он искренность собою утверждает.
И себя ведёт со всеми он спокойно,
В сердце мнение людей всех собирает,
Как с детьми, относится ко всем достойно,
На земле он в доброту зло превращает.
Так ведут себя со всеми христиане,
Отвечая всем на зло добром смиренным,
Ненависть меняя в нашем мире бренном
На любовь всеобщей доброты сияньем.
Лишь мудрец всегда в учении прилежно
Изо дня в день увеличивает знанья,
К просветлению ведёт Путь нас неизбежно,
Уменьшает он в Пути свои желанья.
Постоянно в непрерывном уменьшенье
Всех желаний, что приводит к Недеянью,
Он становится основой в овладенье
На пути своём небес всех тайных знаний.
12
С Недеяния своим осуществленьем
Овладеть он может властью Поднебесной,
С самой правдой полнотой всей овладеньем
Сердце скрепит своё с тайной связью тесной.
И зачем тебе стремиться на край света?
И зачем в скитаньях трудных тебе жизнь номада?
Истина с тобою рядом, а не где-то,
Ты же сможешь мир познать, не выходя из сада.
Физическое действие тебе не принесёт
Ведь никакой пользы духовного прозренья,
Чем дальше кто уходит, тот тем меньше познаёт
В отрыве от условий в мысли погруженья.
Поэтому муж мудрый по земле не ходит,
Не видя всех вещей, в их сущность проникает,
Он время всё своё в спокойствии проводит,
В естественность Пути грядущего вникает.
Как ценностей Великого Пути значенья,
Он Истин вечных словно отголосок эха,
Живёт спокойно в забытье уединенья,
Не действует, но добивается успеха.
Я знаю, что ты – дух, странствующий вечно,
И что тебя в дорогу вечно тянет,
Со мной оставшись, жить будешь бесконечно,
И час разлуки нашей не настанет.
В любви как в жизни, любовь всем жизнь продляет,
Кто любит, полон к жизни тот стремленьем,
Любовь всех наделяет вдохновеньем,
Кто перестаёт любить, тот умирает.
Из десяти людей лишь три влюбляются,
Три страстно любят, три других любовь теряют,
С исчезновеньем любви жизнь кончается,
Любовью вечной лишь один овладевает.
В любви бессмертной человек продляется,
Чем горячее любовь, быстрей тем остывает,
Любовь их преходящей получается,
Любовью овладевший жизнью овладевает.
Шагая по земле, он смерти не страшится,
Любовь даёт ему самообладанье,
Солдата, тигра, носорога не боится,
Меча, когтей, рогов избежит касанья.
13
Влюблённого никто не атакует,
В любви опасность не страшна ему,
И это происходит потому,
Что смерти для него не существует.
В любви Путь в мире огромном порождает вещи,
В соответствие с Путём все вещи оформляет.
Он в этом мире, даря нам жизнь, самих нас вещит,
Красотой в любви все наши формы завершает.
Нет вещи, не познавшей любви в мире этом,
Нет существа, любовь совсем чтоб не ценило,
Нет места на земле любовью не согретым,
Души нет, чтоб любовь в себе не сохранила.
Любовь всеми людьми повелевает,
В рожденья час нашей душой овладевая,
Любовь сама к нам в сердце проникает.
Рождая нас в любви, и в смерти завершая.
Путь – это жизнь, соответствие Пути – любовь.
Когда родство душ в гармонии найдём,
С проникновеньем друг в друга, нашу смешав кровь,
Мы обновлённые души обретём.
Начало есть всех истоков в Поднебесной,
И место, где все рождаются истоки эти,
Всё то, что единит всех нас связью тесной.
А Мать – это Природа, а мы все – её дети.
Когда наш ум просветленья достигает,
И мы способны Мать будем узнать,
Наш разум тайну великую познает,
В которой родила нас наша Мать.
Чтобы Пути Великого правила понять,
Необходимо всем нам быть за всё в ответе,
Почаще о Матери нам нужно вспоминать,
Тогда мы поведём себя как её дети.
Чтобы законы Пути природы соблюдать,
Мы не должны все иметь к страстям пристрастности,
От всех желаний должны себя освобождать,
Свою Мать узнав, мы избежим опасности.
Кто мнит, что Путь ему в жизни ни к чему,
Не сможет одолеть пут своей отсталости,
Движенье радость приносит лишь тому,
Кто в Путь стремится, не ведая усталости.
14
Является зоркостью мельчайшего виденье,
Способность взором всё пронизывать пространство,
В могуществе главное – нежности сохраненье.
В вечной любви – соответствие постоянству.
Чтоб постичь глубокий смысл сияния Пути,
И не навлекать на всех людей несчастья,
Нужно зорким взором ориентиры все найти,
И скольженьем мягким избегать напастей.
И такое продвиженье в движении
Приведёт с сияньем Пути нас к растворенью,
Свет поможет избежать нам столкновений,
Мягкость с зоркостью – в постоянстве к соблюденью».
(согласно Лаоцзы 52-му чжану «Дао-дэ цзина»)
После слов вокруг меня вдруг всё поплыло,
И в объятья заключил меня мир тонкий,
Небо своё царство звёздное раскрыло,
Лишь в ночи струился её голос звонкий:
– «Видишь этот свет сияющий и ясный,
Мириады звёзд, и Млечный Путь в своём теченье,
Сколько тайн скрывает этот мир прекрасный,
Разве можно удержаться от его влеченья?!
Пронизывает свет любовь нетленная,
Охвачено везде и всё ей повсеместно,
Душа наша огромна как Вселенная,
И проецирует в неё всё свет небесный.
В наш мир прекрасный всех нам ведёт одна дорога,
Но выбирает каждый свою дорогу тщательно,
И ошибается, не переступив порога,
Вместо любви всеобщей, все любят избирательно.
И душу нашу все мы в роскоши лелеем,
Но много остаётся ей упущено.
Если умасливать её одним елеем,
То в выборе суть главная пропущена.
Любовь не терпит излишества чрезмерного,
И не полезны ей совсем одни лишь сладости,
В гармонии равновесья многомерного
Любовь стаёт сильней как в горе, так и в радости.
В невзгодах истинная любовь не исчезает,
А закаляется в своём страдании.
Любовь всемилостивая миром управляет,
Она всесильна в сопереживании.
15
Кто духом крепок, в любви своей уверен,
Тот устоит в борьбе, и Путь преодолеет,
Временем он в битвах за любовь проверен,
И своё счастье защитить всегда сумеет.
Кто в убежденьях стоек, не может тот свалиться,
Сам вечному движению подобен.
И на него близким всегда можно положиться.
Прийти ко всем на помощь он способен.
Кто совершенствует любовь внутри себя,
И искренен всегда в чувств проявленье,
Того воспринимают в мире все, любя,
Он служит образцом в их обновленье.
Кто совершенствует любовь средь его рода,
То добродетель того стаёт обильной,
Кто совершенствует любовь среди народа,
То добродетель становится обширной.
Кто совершенствует любовь всей Поднебесной,
Добродетель становится всеобщей,
Кто сможет любовь сделать для всех общей,
То добродетель утвердится повсеместно.
И добродетель, как правила приличия,
Как в большом разнятся, так и в малом,
Похоже всё, но имеет и отличия,
Естественность, как и форма ритуала.
Секрет я тебе один простой открою,
Тайну между внутренней и внешней стороной,
Как Вселенную нам всю познать собою,
Чтоб проникнуть ты смог в мир неведомый со мной.
Как познать все страны можно по одно стране,
Так других людей познать ты можешь по себе,
Семьи в странах познаются по одной семье.
Схожесть всегда всех их лишь во внешней стороне.
Ну, а чтобы увидать мир с двух сторон,
Представление о мире чтоб создать
В его спектре всех пространств и всех времён,
Прежде нужно самого себя познать.
Чтоб укрепилась склонность к совершенству,
Необходимо воли одолеть подавленность,
Лёгкость обрести в себе и в Пути направленность,
Очистить душу, и возвратиться к детству.
16
Соответствием совершенству можно овладеть,
Добившись возвращенья в лоно самой природы,
Тот, кто пытается дорогу в небо одолеть,
Похож на ангела иль ребёнка после родов
(согласно Лаоцзы 55-му чжану «Дао-дэ цзина»)
От ядовитых насекомых, змей он защищён,
Свирепое зверьё его не унесёт,
От клювов и когтей всех хищных птиц он удалён.
Ничто живое ему вред не нанесёт.
Хоть мышцы его мягки, кости его гибки,
Придерживается Пути он крепко.
Его разум фиксирует всё цепко,
Ни в чём он никогда не сделает ошибки.
И проникновенен его голос говорящий,
Ум чуткий его ничем не ограничен,
Он обладает способностью животворящей,
И в совершенстве своём он гармоничен.
Мудростью знанье постоянства называется,
Упорство же есть чувствами управлять стремленье.
Постоянством чувство гармонии является,
Счастьем называется жизнью обогащенье.
Кто в расцвете сил Путь свой нарушает,
Тот, теряя силы, раньше времени стареет.
Приверженность Пути кто соблюдает,
Тот с возрастом, процветая, только молодеет.
Обо всём этом тот, кто знает, всем не говорит,
Секреты только посвящённым раскрывает,
В молчание в себе все тайны вечности хранит,
А тот, кто говорит, то ничего не знает.
Тебе, чтоб на Небесный Путь подняться,
И волю к движению в Пути этом укрепить,
От всех желаний нужно отказаться,
Остроту своей проницательности притупить,
От хаотичности в душе освободиться,
И своего ума блеск немного притушить,
В мельчайшую пылинку, сжавшись, превратиться,
И с «нечто глубочайшем» себя соединить.
В нас нечто есть, что вяжет нас с пространством,
То, что похоже так на внутренний наш глаз,
Оно едино с вечным постоянством,
Как глубочайшее пространство внутри нас.
17
Его нельзя приблизить, или отдалиться,
Но и не возможно им нам пренебрегать,
Необходимо с ним нам вместе просто слиться,
И тщательно в своей душе оберегать.
Его приблизить к себе нельзя, чтоб с ним сродниться,
Нельзя нам также до него себя возвысить,
Иначе в тщеславии мы можем возгордиться.
И потеряв его, в себе себя унизить.
И если смог ты в то пространство погрузиться,
Встав на дорогу восхожденья, удержаться,
Мы сможем вместе в путешествие пуститься,
За руки взявшись, в небо звёздное подняться».
И молвив так, она мне руку протянула,
И соловьи в саду все о любви нам пели,
И ночь прохладной свежестью на нас дохнула,
Мы, в небеса поднявшись, к звёздам полетели.
– «Как видишь, в небесах идёт всё по-иному, -
Она сказала мне, когда мы в небе плыли, -
Небесный рай не соответствует земному,
Мы на земле о чистоте небес забыли.
Чтобы понять весь мир такой наш необычный,
Взглянуть нам нужно на дела свои с небес,
Чего не можем взглядом видеть мы привычным,
Нам станет ясным при открытии завес.
Ведь наши двойники на небе обитают,
Ведут по жизни нас как ангелы-хранители,
И в жизни души нам надеждою питают,
Следя за нашими поступками, как зрители.
Они повсюду с нами в радости, в печали,
Стараясь вечно нас во всех несчастиях призреть,
Они – кем до рожденья были мы вначале,
Обретшие на небесах бессмертие нас впредь.
Меняемся мы постоянно в чреде рождений,
Когда душа иль дух с небес в тело вселяется,
От них лишь зависит в мире пола проявление,
Мы в женщину или мужчину превращаемся.
Так после смерти рожденье в мире происходит,
Душа иль дух после любви небо покидает,
В рождённом теле своё призвание находит,
Вселившись в малого ребёнка, жизнь обретает.
18
Всё то, что в нашем мире целокупно,
И в золотую входит середину,
В осуществленье нашем недоступно,
Мы вечно ищем нашу половину.
И в мире нашу самость проявляя,
Испытываем неудовлетворённость,
Собою вечно формы наполняя,
Свою спешим мы закончить завершённость.
Когда дух на земле, душа на небесах,
Дух – в небесах наш, тогда душа вселится в тело,
После того как тело превратится в прах,
Смерть дарит им свободу небесного предела.
В любимых видим мы небесные созданья,
Мы в жизни все кого-то любим не случайно,
В любви сокрыта избирательности тайна.
Двойник наш в выборе влияет в подсознанье,
Ведь ангел наш – души нашей прообраз,
Иль дух наш вечный и ценитель красоты,
Он ищет на земле желанный образ,
С душой иль духом первозданной чистоты.
Любовь победой смерти называется.
Поэтому, когда вступаем мы в соитье,
И дух с душой в одной любви сливаются,
Как в смерти происходит небес открытие.
И вот сейчас, когда ты мною овладел,
Забывшись изнеможеньем в нашем сновиденье,
Достигли с тобою небесный мы предел,
Царства небесного удостоившись виденья.
На небе наше раздвоившееся «я»
Чертога райского ещё не позабыло,
Где первозданное начало нам явило
Свободу, где у нас есть ангелов семья.
Здесь только благодать способна проявиться,
В которой доброты божественной так много,
И потому всегда душа сюда стремится,
Царство небесное отлично от земного.
Им справедливость вечно управляет,
И нет запретов в ангельской обители,
Здесь доброта и скромность процветают,
Живут здесь наши все ангелы-хранители.
19
Хоть и зовём мы всех их воинством небесным,
Но войны ангелов хитростью ведутся,
Где справедливость побеждает повсеместно,
Зло в доброту здесь стремится обернуться.
Они прекрасны добротой своей сияньем
И тёмным силам внутренним сопротивленьем,
Их сила и оружие – их Недеянье,
Приносящее им победу в их боренье.
Здесь доброта во всём находит проявленье,
Совершенство ко всей полноте своей стремится,
На небесах в делах ни в чём нет принужденья,
У Царства Небесного вам нужно поучиться.
На всех в Небе внутренняя доброта довлеет,
И посторонних сил исключено вмешательство,
Здесь нет ни философии, ни украшательства,
Потому как Истиной и Правдой все владеют.
Вот если б на земле все были в Недеянье,
То доброта б вела людей всех к исправленью,
И Правда стала бы обычным состоянием,
И весь народ преобразился б в измененье.
Когда давления сверху нет, на земле счастье.
Но если вяжет всех власть принужденья узлом,
Народ является причиной всех несчастий,
В нём справедливость хитростью стаёт, а добро – злом.
(согласно Лаоцзы 58-му чжану «Дао-дэ цзина»)
Ничего мудрец не отнимает у другого,
В нём всё есть, что хотел бы ангел на земле иметь,
Правдив он, и никому не делает плохого,
В душе есть свет, но не желает в обществе блестеть.
Чтоб миром правлять необходимо воздержанье,
Естественным путём тогда всё образуется,
И Недеянье встретит достойное признанье,
Смиренность доброте всеобщей повинуется.
Если чего желаешь очень ты добиться,
То никогда не действуй агрессивно,
А воздержись, и всё само собой случится,
Всех победишь, ведя себя пассивно.
И выбрав в своей жизни Путь духовный,
В совершенстве ищи воздержания всегда,
Будь добрым, мудрым, и в дороге помни,
Чтобы путь твой никому не причинил вреда.
20
Не слушай никогда ничьих чужих светов,
Кто б злом не принуждал тебя иль добротою,
А совестью руководствуйся в мире этом,
Власть небес высших признавай лишь над собою.
Будь осторожен в принятии решений,
Спокоен, не пытайся сразу всего добиться,
Чтоб никто не помешал в твоих свершеньях
С волей небес на Пути твоём соединиться.
Царство Великое нас всех объединяет
В глубинах скрытых нашего сознанья,
Природу человеческую объясняет
Таинств его духовных пониманье.
(согласно Лаоцзы 61-му чжану «Дао-дэ цзина»)
В наших сердцах соседствуют два царства:
Одно из них Великое, другое – Малое,
Мы в них – как государство в государстве,
Где с небывалым сходится всегда бывалое.
Царство Великое в низовьях простирается,
Оно – фундамент всего непреходящего,
Подобьем узла Поднебесной всей является,
Основой родившегося и родящего.
Царство Великое, как женское начало,
Порождая собой Царство Малое другое,
Противоположность свою в себе зачало,
Где самость обрела производное мужское.
Невозмутимостью самка самца одолевает,
Стоя ниже по невозмутимости своей.
Царство Великое к себе всегда располагает
Царство Малое собой приниженностью всей.
Царство Малое любовь завоевать стремится
Царства Великого, себя пред ним ниц повергая,
Те, кто обычно жаждут симпатии добиться,
Соревнуясь, себя друг перед другом принижают.
Есть меж малым и великим царствием отличие:
Одно всем служит, другое всех голод утоляет,
Каждое из них стремится обрести величие,
Величие же истинное лишь внизу бывает.
Поэтому в своей жизни бойся возвышенья,
В величии ты должен к унижению стремиться,
Болезненным в жизни будет с высоты паденье,
Поэтому в душе всегда спеши с высот спуститься.
21
Чтобы элита к народу стала ближе,
Всё высшее должно стремится к низшим,
То низшее захочет стать ещё ниже,
Тогда лишь скромность станет смыслом высшим.
(согласно Лаоцзы 62-му чжану «Дао-дэ дзина»)
Путь есть глубокая основа поведенья,
Сокровищница добрых, защита злых людей,
Таится корень в нём добра распространенья,
Способного общество спасать от злых идей.
Недобрых в жизни не могут добрые покинуть,
Мы не имеем права во зле недобрых оставлять,
Иначе недобрые не смогут зло отринуть,
Зачем тогда государей и знать нам всем выдвигать?
Элита наша обременена богатством,
Но лучше б, чем в роскоши искать блаженство,
Она б на Путь встала с нами совершенства,
И обрела бы ценность равенством и братством.
К богатству народ никогда раньше не стремился,
Поэтому легко прощались преступленья,
Воспитывались в доброте все поколенья,
Путь к совершенству повсюду дорого ценился.
Себя со всеми не поздно никогда исправить,
Чтоб цель добиться всем в Недеянье погруженьем,
Свою волю нужно на Путь истинный направить,
С волей небес и совестью связав соединеньем.
Чтоб совершенства в самом себе добиться,
Освоить тайну мастерства искусного,
В спокойствие тебе нужно погрузиться,
Ощутив в себе вкус всего безвкусного.
И много во всём ровном выпуклого и впалого,
И все цветов семь радуги имеет в свете белое,
И в мире всё великое состоит из малого,
А многое – из немногого, из частей – всё целое.
Как всё трудное из лёгкого образуется,
Так в лёгком скрыто трудного преодоление,
Великое всё из малого формируется,
Таится в малом великого проявленье.
Как в малом великое должны мы замечать,
И в этом малом величье наше проявлять,
Так мир своей любовью мы можем покорять,
Добром всегда на ненависть нужно отвечать.
22
Когда мудрец за дело не с великого берётся,
Великое своим поступком совершает.
Доверья нет тому, кто много обещает,
Свершённое добро другим добром и отзовётся.
Где много лёгких дел, там трудных тоже много,
Когда прилежность в осуществленье дел многих,
Поэтому дела кончает раньше срока
Мудрец без испытанья трудностей особых".
Так говорила мне она во время бденья,
Чтоб смог я мудрости её постичь ученье,
Но голос вел меня в пути и в сновиденьях,
Наполнив душу в бесконечность устремленьем.
Забыв себя, я каждый час прожить стремился
С нею, как будто, в детстве свой жизни час начальный,
Свет мудрости её, входя в мой мозг, струился
И освещал осмысленностью весь Путь мой дальний.
Так проясняла всё её определённость,
Ни в чём я, внемля ей, и возразить не смел,
А через три дня я уже познать сумел,
Полную от всей Поднебесной отчуждённость.
А после отчуждённости от Поднебесной,
Она удерживала меня ещё семь дней.
Связав с нею себя привязанностью тесной,
Сумел познать я отчуждённость от всех вещей.
От всех земных вещей познавший удалённость,
Девять дней в хижине её провёл, не расставаясь,
В любви я ощутил от жизни отчуждённость,
И мудрым мужем с нею стал, собою оставаясь.
Познав свою от былой жизни отчуждённость,
Я, просветившись, стал как утро ясным,
Обрёл с ней там желанную уединённость.
Мой ум наполнился светом прекрасным.
И совершив в неё проникновенье,
О своём прошлом всём и настоящем я забыл,
И в ней в любви смешавшись в растворенье,
Туда, где нет ни жизни и ни смерти, я вступил.
Мы вместе были там, где нас не просвещали,
Где полностью очистилось сознанье,
Где не было ни радости и ни печали,
Где бесполезны все земные знанья.
23
Чтоб стать счастливым в любви не нужно просвещенье,
Любовью правит прямое соответствие,
Любовь – как Путь, в котором важное значение
Имеет следование всем последствиям.
Кто знает Путь, является для всех примером,
С разгадкой тайн всех и обретеньем счастья,
Ему жить станет радостно на свете белом,
Во всех невзгодах он избежит несчастья.
Итак, часы в любви мы проводили,
И Путь любви нас в тайны жизни посвящал,
И всё вокруг себя мы позабыли,
Дойдя в объятьях с ней до истинных начал.
И обходились мы без лишних знаний,
Всё время упиваясь нашим счастьем,
И не было забот, переживаний,
Которые сопутствуют несчастьям.
И обрели мы с нею соответствие
Пути в началах, глубоко в нас скрытых,
Познав во всём гармонию, как следствие
Обнаруженья тайн, в любви открытых.
И эти знанья нам открыли мира тайны,
Как следствие следованию Пути далёкому,
Где соответствия все в мире не случайны,
В познанье ведут к проникновенью глубокому.
Как в даль Пути глубокое проникновенье,
Как достижение всего противоположного,
В познанье имеет огромное значенье,
Вводя нас в соответствие с пониманьем сложного.
Так в любви с Софьей время всё проходило,
Она мне голосом нежным говорила:
– «Взгляд на мир бывает истин или ложен,
Ибо мир одновременно прост и сложен.
У человека от рожденья есть способности,
Приобретённые все качества преобразовывать,
Но в жизни всегда нужно избегать готовности,
Вместо правды успокоительную ложь подсовывать.
Ведь истина проста, но пониманье её сложно,
Неуловимой в нашей жизни бывает сложность простоты.
То, что истинным порой нам кажется, стаёт вдруг ложным,
Ускользающая истина схожа с текучестью воды.
24
Не любят Истина с Правдой подниматься,
Чтоб в возвышенье быть везде всегда приметными,
Не привыкла Истина в глаза бросаться,
Бывают знающие Правду незаметными.
Потому-то всегда истинное скрыто,
Правда, как вода, со всех стекает,
Говорят: «Собака вот, мол, где зарыта»,
Правду мало кто в нас примечает.
Но повсюду льются Истины истоки,
И моря из Правды разлиты пучиной,
Чтобы видеть эти дивные потоки,
Нужно в горы вверх подняться над равниной.
Чтобы совершенной мудрости добиться,
Нужно к этим рекам и морям спуститься,
Из них правды и мудрости напиться,
Ниже на земле стоящих опуститься.
Чтобы возвышаться над своим народом,
Нужно ниже всех себя поставить,
Чтоб быть впереди всех, то со всех учётом,
Нужно позади всех себя ставить.
(согласно Лаоцзы 65-му чжану «Дао-дэ цзина» ;;;;;)
И тогда ты вознесешься над народом,
Но, однако, в тягость никому не будешь,
Сможешь радость приносить всем с каждым годом,
Без борьбы любовь у всех к себе добудешь.
Знай, что Путь великий не может уменьшаться,
Постарайся с Путём к вечности стремиться,
Только с ним любую цель можешь добиться,
Путь в величье своём не может изменяться.
Путь сокровища нам даёт три дорогих:
Человеколюбие и бережливость,
Ну, а главное из них всех есть стыдливость,
Ибо ты не смеешь быть впереди других.
Человеколюбивым будешь первым среди храбрых,
А если бережлив, то щедрость ты имеешь,
И если впереди других ты быть не смеешь,
То и среди вождей умом тебе не будет равных.
(согласно Лаоцзы 66-му чжану «Дао-дэ цзина»)
Кто храбр без человеколюбья, щедр без бережливости,
Отталкивает тех, кто позади его,
Тот рано расстаётся с жизнью без необходимости,
Дорога жизни остаётся без него.
25
Кто бой ведёт, человеколюбивым оставаясь,
Тот даже в самой жаркой схватке побеждает,
В любви примером в мире для живущих всех являясь,
Себя от гибели любовью он спасает.
Муж мудрый не воинственен, нет с ним нападенья,
Без борьбы и гнева лишь любовью побеждает,
Пользуясь первоначал природным проявленьем,
Ставя себя всех ниже, он всеми управляет.
Муж мудрый угрозы не таит в поступках,
В ссорах он лишь защищается и отступает,
Выражая только скорбь в своих уступках,
Так лишь гибкостью свою победу приближает.
Его слова понятны, легко осуществляются,
Начало лишь в словах, а главное в делах он держит,
Так мудрый муж в ткань грубую хоть и одевается,
Но яшму драгоценную внутри себя содержит.
Кто знанья обо всём глубокие имеет,
Но, вместе с тем, вид делает, что ничего не знает,
Тот стоит выше тех, кто всезнаньем болеет,
Но в том, что происходит, ничего не понимает.
Муж сильный, в себе могущество познавший,
С возлюбленной своей всегда нежен и великодушен,
Снисходителен к ошибкам совершавшей
Любимой, повод для примирения ему не нужен.
Муж сильный, познав себя, себя не выставляет,
Чтоб презираемым не быть, сам не презирает,
Что б ни было, возлюбленных он не притесняет,
Хоть любит и себя он, себя не возвышает.
Небесный Путь не борется, но побеждать умеет,
И говорить не может, но может отвечать,
Когда приходит он, никто противиться не смеет.
Во всём неизбежности лежит на нём печать.
Хоть сеть редка природы, но ничего не пропускает,
Движение и Путь всем в мире управляют,
Всегда воинственные в битвах погибают,
Хоть Небо храбрых любит, воинственных уничтожает.
Кто храбр и воинственен, тот погибает,
Кто храбр и не воинственен, тот остаётся жить.
В одном есть польза, другое же может повредить,
Обычно гибнет тот, кто всех покоряет.
26
И объясненье здесь весьма простое,
Не может мастер иль гений природу заменить,
Он, как пространство перед ней пустое,
Которому отпущен отведённый срок прожить.
К тому же, в природе особый механизм таится,
Что предрассудком иль суеверием считают,
Зачем же смертью угрожать тому, кто не боится?
Все, кто к чему стремится, туда и попадают.
Есть связи тайные «во вне» и в человеке,
Которые везде раскинуты как сети,
Как в книгах у японца Нацумэ Сосэки,
Что в нашей жизни судьбой держатся в секрете.
Как всё меняющееся застывает в твердь,
Тот, кто раскидывает сеть, сам в сети попадает.
Желающего другим смерти, встречает смерть,
Там смерть его захватывает и уничтожает.
Когда в нашей душе рождаются стремленья,
Которые мы держим ото всех в секрете,
Нам нужно знать, в какие угодим мы сети,
Как результат логического завершенья.
Повсюду в жизни нас сети окружают,
Но чтобы между сетями проложить дорогу,
(В сети те нас многие поймать желают),
Нам нужно не себе только служить, но и Богу.
Не жить чтобы кому-либо в угоду,
Всегда будь в своих стремленьях господином,
И бойся сетей рабства, чти свободу,
Всегда будь собранным и в себе единым.
Чтобы гармония в мире сохранялась,
Прежде, чем возьмешься ты за какое дело,
Разберись вначале, где голова, где тело,
Чтоб во всём одно с другим бы сочеталось.
В обществе народ есть тело, голова – правитель,
Где один повелевает, другой – в услуженье,
Жена в доме – драгоценность, муж её хранитель,
Как душа хранит покой, дух же весь в движенье.
Чтоб не голодал народ, власть б его не истощала,
Продлятся в жизни те, кто это понимают.
Чтоб знала голова, что тело есть её начало,
Заботясь об одном, другое сохраняют.
27
Но главное, что надо знать в событьях круговерти
Всем нам, как устоять во время потрясенья,
Как уходить от гибели, чтоб избежать нам смерти,
Как в роковой наш час нам находить спасенье.
Чтобы в чреде событий избежать смертельной сети,
Представить надо ясно, чем жизнь смерть одолеет,
Тогда нутром и сердцем ощутишь тот смерти ветер,
От губительной опасности который веет.
Во всех опасностях есть грань, едва приметная,
Где смерть и жизнь, как на весах, уравновешены,
В презренье к смерти там – к спасенью цель заветная,
Стремленье к жизни с прохожденьем смерти смешано.
Кто смерти не боится, полон к жизни устремленья,
И в полноте жизни свою жизнь он не изменит,
Поэтому так часто у людей к смерти презренье,
Пренебреженьем к жизни жизнь этим самым ценит.
Чтоб в жизни сохраниться, нужно стать неуловимым,
Быть как растенье, гибким, что дано нам от рожденья,
Так только станешь в жизни для смертей неодолимым,
Так жизни обретя в пути бескрайнем продолженье.
И только в смерти твёрдое всегда всё погибает,
Могущество и сила преимуществ не имеют,
Упрямство, твёрдость, крепость, никогда не побеждают.
И только слабость, нежность все невзгоды одолеет.
Поэтому быть нужно в жизни странником, как ветер,
Проносится по свету он, преграды обтекает,
Лёгкий, неуловимый, проникает сквозь все сети,
С его неодолимостью всё в мире оживает
В пути идущий знает, что он временем владеет,
Хозяин сам себе он, в руках держа удачу,
Так время – это случай, всё который одолеет,
Кто знает своё время, решит свою задачу.
(согласно Екклесиасту 9:11)
С Путём Небесным идущему лишнего не надо,
К гармонии стремится он, богатства там иные,
В благородстве – подвиг, в возвышенном – его отрада.
Он дарит бедным Лишнее, Все помыслы – благие.
Себя не славит он, хоть подвиг совершает,
Он слаб и мягок, как вода, в бою непобедим.
И равных не имея, сильных побеждает.
И в бескорыстности своей народом всем любим.
28
Несчастья всех на себя кто просто принимает,
В народных заблужденьях не боится открыть ложность,
Достоин быть ведущим, он истинный Путь знает,
Похожа Истина на свою противоположность.
Действительность и жизнь – это движенье,
Где Небо и поток всем управляют,
Кто входит с ними в соприкосновенье,
Тот с Небом разум свой соединяет.
Небесный Путь похож на лука натяженье,
В стремленье вверх всех Небо опускает.
И происходит с тайн сакральностью сближенье,
С земли дух душу в небо поднимает.
С вхожденьем в Путь сознание меняется,
На душу Неба Путь оказывает действие,
Дух и душа богатством наполняются,
Небесных сил стают орудием воздействия.
Обогатившись в Пути небесным знаньем,
Как проводник всех небесных благ распространенья,
Ты обретёшь в себе новое призванье,
Для нищих духом став святым духом насыщенья.
И бросив в землю нашу семя добродетели,
Оставишь ты во времени своё присутствие,
Ростки добра станут, как вечные свидетели,
Стремленья к добру людей твоего напутствия.
К добру в призыве нужно порицанье исключить,
Все добрые стремиться будут к соглашенью,
Тогда исчезнет к вымогательству стремленье,
Способно Небо только к доброте благоволить.
Мир внутренний на государство может быть похожий,
Где составляешь ты его всё населенье,
Различные орудия использовать в нём можешь,
Но чтоб не нанесли кому-либо раненья.
Когда сможешь создать внутри себя ты государство,
При расширении границ будь очень осторожен,
Не создавай из мыслей в нём воинственное царство,
Иначе путь твой станет средь других царств очень сложен.
Стремись украсить своё царство красотою,
Пусть радость станет в нём его предназначеньем,
Тогда все царства будут в дружбе жить с тобою,
И в мире дружба обретёт своё значенье.
29
Обычно верные слова лишены изящности,
Доверья нет в искренности в словах красивых,
Красноречье в характере бытует лживых,
Как замутнённая вода лишена прозрачности.
Обычно ничего не доказывает знающий,
А кто своё доказывает, ничего не знает,
Всегда в тени спешит остаться всё понимающий,
Так как понять не жаждущий, его не понимает.
У совершенномудрого нет личных накоплений,
Он для других всё делает, другим всё отдаёт,
Добру подчинены все векторы его стремленья,
Деянием в мире добра он всех к добру ведёт.
Одинаково на всех Небесный Путь влияет.
Но мудрый муж есть властелин своей судьбы,
Свой труд он и помыслы все к благу направляет,
Путь мудреца – это деянье без борьбы.
Хоть и сильно у всех людей к жизни стремленье,
Но полной жизнью живущий смерть презирает,
Прожить всю жизнь не старайся в одно мгновенье,
Тот ценит свою жизнь, кто ей пренебрегает".
И слушая с любовью её поток словесный,
В котором мне казались все слова простые,
Спросил я, поцелуем рот прикрыв Софии:
– «Скажи же мне, что такое в нас есть – Путь небесный»?
И молвила она, сказав мне откровенье,
Что Небо без Земли – одно пустое место,
Нет ничего, что не имеет преткновения,
Ибо нуждается в земле сам Путь небесный.
Дух без души не обретёт своё существованье,
В природе без захвата не может быть открытия,
Человек рожден от неба и земли соития.
Все вещи имеют свою пару в мирозданье.
Поэтому мы все землю и небо сочетаем
В себе, где небо дарит нам все формы идеальные,
Мы красоту небесную в земном всём почитаем,
А в Небе обрести спешим богатства материальные.
Но Путь небесный никому не выразить словами,
Он как рожденье всего, из Небытия взятого,
Как связь времён меж земных ветвей и небес стволами,
Как суть явленья, из глубины бытья изъятого.
30
Так человек, как горизонта продолженье,
Как грань Вселенной меж небытьем и бытьем,
Земли всей и Неба в себе соединенье
Он сохраняет в своём пути соитьем.
Рождаясь, мы вступаем в мир наш безымянно,
От родителей получаем нареченье,
Которое на нас довлеет постоянно
В жизни, определив наше предназначенье.
И Путь, который кто-либо выразит словами,
Уже не Путь, а вектор постоянства,
Как наше имя, возникшее меж именами,
Судьбою поймано в сетях пространства.
Так постоянный Путь названья не имеет,
Истинного имени своего никто не знает,
Именами лишь безымянное владеет,
Как мать вещей реальный мир из тайн имён слагает.
Потому тот, кто полностью от страстей свободен,
И не привязан умом к ценности имён,
Увидеть тайну чудесную Пути способен,
И выйти за предел пространства и времён.
Но тот, кто в страсти своей к именам не сдержан,
Путь видит в форме лишь его конечной,
Однобокости на мир взгляда он подвержен,
Вряд ли найдёт разгадку тайны вечной.
Безымянное и именем обладающее
Одинаковы в своём происхождении,
Но, как называемое и называющее,
Рознятся в своём звании и значении.
Оба их называют путями «глубочайшими»,
Как два мира, наполненные своим знанием,
Чтоб проникнуть в разницу их понимания,
Нужно вникнуть в них усилиями величайшими.
Переход от одного мира к другому
Это – как двери, ведущие к чудесному.
Как дорога от небесного к земному.
Путь восхожденья от земного к небесному.
(продолжение следует)
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №216123100244