О дворце и огороде

   Теперь, когда случайно мы попадаем в телевизоре на советский мультфильм по "Сказке о царе Салтане", то неприятно поражаемся: сколько же в нём отсебятины! И  получается - это  совсем уже и не Пушкин! Хотя сделано всё красиво.

   Кажется искусственной и песня Белочки, исполненная полностью. У Пушкина же дана только первая строчка: "Во саду ли, в огороде..."; и никакой девицы, "круглолички-белолички". Если поэт дал только первую строчку, то, может, весь смысл для него заключается только в этой первой строчке,  - и ничего здесь продолжать и не надо?.. Пусть бы белочка что-то дальше мурлыкала - без слов, да орешки грызла. А она в том мультфильме ещё и плясать принимается, с платочком. (Хотя - теперь даже и так не сделают!)
   
  Да, думаем, что для Пушкина важна была только строчка "во саду ли, в огороде". Собственно, это - одно и то же, - сад и огород. Огород - это огороженное место, где что-то посажено. В переносном значении огородом тогда могли назвать - даже дворец, - то есть,  - огород сравнять со дворцом!

   Иван Иванович Дмитриев писал в 1794 году:

Эрмитаж мой — огород,
Скипетр — посох, а Лизета
Моя слава, мой народ
И всего блаженство света! / "Видел славный я дворец".

  Дмитриев имел в виду дворец Эрмитаж, который при Екатерине II стал пополняться первыми шедеврами.


   В 1834 году Александр Сергеевич, в письме к жене, - повернул слова Дмитриева по-своему:

   "Нашла   за   что   браниться !..  за   Летний   сад  и за Соболевского. Да ведь  Летний   сад   мой   огород . Я вставши от сна иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома..." /11 июня 1834 года, из Петербурга в Полотняный Завод.

   Летний Сад - первое место в России, где появились Музы. А поэт - как известно - служитель муз.
Статуи муз для сада первым заказал, конечно, сам великий Пётр.
   

   "На протяжении всех лет петербургского периода царствования Петр вдохновенно созидал свой любимый “огород”. Названный так Петром I Летний сад, хотя и был разбит по образцу французского регулярного парка, сохранил черты русских подмосковных садов XVIII в., где обязательно высаживались фруктовые деревья и огородные растения. Парадная часть занимала половину современной территории, а огород с грядами овощей, теплицей, плодовыми деревьями, оранжереями, где хранились в зимнее время южные растения,- остальную территорию, граничившую с рекой Мойкой. “Если проживу еще три года,- говорил царь,- буду иметь сад лучше, чем в Версале, у французского короля”.  /Андросов С.О. Петр Великий и скульптура Италии. С-Пб, 2004. С. 25.

   Пушкин, говорящий, что Летний сад - его огород, его дом, - "унаследовал" эти дом и огород непосредственно от основателя и сада, и города - Петра Великого.

   Унаследовал, чтобы работать в нём; в огороде ведь всегда работают. Работать, создавая там свои собственные шедевры. Можно предположить, что Пушкин здесь противопоставил "свой огород" - Летний сад, - "доставшийся" ему в наследство непосредственно от Петра Первого ("царя-работника"), - огороду Екатерины, - Эрмитажу, - создававшемуся в большой мере (если не исключительно) ради тщеславия царицы ("Тартюфа в юбке").

    И - когда Иван-дурак в "Коньке-Горбунке" говорит:

"То есть я из огорода
Стану царский воевода,
Чудно дело!", -

   дело это действительно "чудно", - если помнить, что за маской дурака Ивана скрылся сам А.С. Пушкин.

А до этого идут такие слова:

                - "Эка штука!
Во дворце я буду жить,
Буду в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься,.."


   Работнику огорода предложили жить в царском дворце, - казалось бы,  - на всём готовом. Но сыр тут упомянут очень кстати: бесплатный он только в мышеловке.
 

    А его Белочка в "Салтане" пела и работала, - так же "во саду ли, в огороде",  - ещё вольно и весело, - во славу и процветание острова князя Гвидона,  - во славу Пушкинской России, -  истинной России,  -которую первым нашёл Николай Михайлович Карамзин.

 

    


Рецензии