161. Хуторская чертовщина. Предрассветный городок

            - А я смотрю Лукич, ни как кабанчика  завалили, сбежать видно с мешком хотел, так ты его кинжалом пришпандорил?

     - А чего тут непонятного, дорога сам понимаешь, то налево завалит, то направо, потерять не долго, вот и пригвоздил мешок для надёжности.

         - Ну что хлопцы, сопроводим с почётом Лукича?
               
              - Почётный эскорт ему составим.
               
                - Доставим к месту в полной сохранности.

     - И правильно, не дай бог, Лукич снова запропастится, начальство за это три шкуры сдерёт.
                Шутка всем по нраву пришлась, утренние сумерки содрогнулись  общим хохотом.

        - Вы бы лучше угостили папироской, я - то я свои раскурил.

    - А чего не угостить, мы и сами перекурим, ради такого случая, ничего не жалко.

            Ивану Лукичу протянули портсигар,  урядник его взял, открыл, предложил Назару, тот отказался:
            - Не, я своего мохрячку   закручу.
                -Оно хочется по крепче отведать.

          - Хозяин – барин своим желаниям, а я с удовольствием выкурю папиросу. 

          Дорожный перекур превратился в особую церемонию,  с особым подходом, сосредоточено, в полном молчании.

          Раскурившись, вновь заговорили.   

       - Ну что стоим?
                -  Хватит мёрзнуть, поехали.

       - Поехали.

            Назар «нокнул» Серку, тот понял команду хозяина, потянул за собой сани, всадники последовали следом, двое молодых позади, старший по чину со стороны Иван Лукича и четвёртый, подававший надежды на внеочередное звание по правую сторону.

        - Лукич, а Лукич!
                - Вот хлопцы интересуются, как же получилось, что от тебя Рыжуха сбежала?
        - Кобыла  - то она спокойная, без норова.

     - Долго рассказывать, в двух словах не объяснишь.

         - А мы никуда не спешим, послушаем, так хлопцы?

        - Так, так.
                Послышалось от заинтересованных всадников.

      - Не томи, рассказывай или тут дело нечистое, уж не завёл ли ты себе полюбовницу?

         - Ну скажешь тоже, дело самое обычное.

          - А если обычное, то мы с удовольствием послушаем.

     - Ну тогда слушайте, да мотайте себе на ус.
            - Подъехал я к каналу, там,  где мост просит ремонта, остановил Рыжуху, попоил её.
     -  Взял я значит кобылу пол узды и решил перевести её на другой берег.  –
      - Когда подвёл к мосту, она стала противиться, упирается, идти не хочет.
      - Я - то дурень не сообразил в чём причина, насилком потащил её через переезд, подумал, что она испугалась пустоты под ногами и дыр.
         - Но как она не хотела переходить на другую сторону, я уж расстарался и считай силком переволок на другую сторону, где она себя вела преспокойно. 
   - Я, ничего не подозревая,  с левой стороны подошёл к саням, и когда спиной,  повернулся к переезду, моя Рыжуха срывается с места в галоп,  и мчится  с дороги в степь, вдоль канала.
     -   Не сразу я сообразил, что же произошло,   но когда сбоку саней увидел волка, ошарашился.
       - Такого громадного волка мне не приходилось видеть, не поверите, размером с двухмесячного телка.
        - Я уж подумал вначале, что он здесь не один, загоняет, значит мою Рыжуху в засаду.

          - Лукич?
                - А чего в волка не пальнул?

     - Э,  голова твоя пустая, куда пулять?
        -  Моя Рыжуха с такой прытью помчалась, на любых скачках все призы бы взяла, раз - два и только я её видел, а вместе с ней и волка, матёрый зараза,  не клыки в пасти, а клинки.

       - А когда  же ты Лукич, клыки - то успел рассмотреть?

       - Когда, когда?
                раздражённо ответил урядник,
             -  когда он с повёрнутой головой пытался напасть на кобылу.

        - Вот тебе и Рыжуха, смогла сбежать от волчища.

        - А что тут не понятного, снегу в степи навалило в колено, вот волчара и выдохся, не догнал. 

          - А ты ж как, один в степи?

      - А я что?
                - Побежал следом, надеялся отбить Рыжуху.

          - Рискованный ты Лукич.
                - А если бы там оказалась целая стая?

        - Да я об этом как - то и не думал.
               - Действовал бы по обстановке.

         - А что ж потом было?

      - Да вот забрёл к хорошему человеку на хутор, он – то меня обогрел и накормил, а опосля поехали на поиски Рыжухи, да попали в метель.

   - Эт в какую интересно метель вы попали, Лукич ты случаем ничего не путаешь?
         - Хлопцы вы слышали, Лукич попал в метель, во заливает.


       - Так может его хорошо угостили, вот ему и приснилось,
                всадники дружно загоготали.

       - Вот вам крест, в степи такая была, такая метель, следы оставленные Рыжухой замело, пришлось поблукать.
           - Вот Назар подтвердит.

        Хуторянин в знак подтверждения кивнул головой.

       - Оно понятно с вами, небось горилки надрались, да плохо закусывали, вот и померещилась вам метель.
        - Вот я однажды, так перебрал, ни капельки не помню, как забрёл на другой край города и давай ломиться в чужую хату, думая, что домой пришёл.
        -  И такого шороха наделал, что меня несколько раз окатили холодной водой и уложили спать под копёшкой у двора хорошим тумаком.
      - В голове гудело, а в ушах шумело, а когда проспался, было такое состояние, что попал ночью под ливень.
       - Брёл до дома и удивлялся, точно помню, что попал под   дождь, а вокруг всё сухо было.
    - Пока не опохмелился, голову просто разрывало от двойственности.

       - Ну что я вам, брехать буду!
             - Мы меня знаете, глупостей молоть не умею, что было, то было.
                - Не знаю, как в городе, а здесь в степи пару часов мело, дальше двух шагов ничего не рассмотреть.
        - Вон Серка попеременно пришлось вести.

      - Лукич, а может ты того!
                -Промотал гостинец!
                - А нам здесь байки рассказываешь.
                - Вон на тебе новенький полушубок.

       - Не травите душу!
              - И без ваших наговоров тошно на душе.
                - Попал я, по всем статьям, приличной жизни, так я думаю, мне теперь не видеть.
             - Съедят поедом.
                - А полушубок, подарок этого добрейшего человека, да будет сказано при свидетеле.


      - Ты не злись, я так для разговора.

         Да как тут не злиться, когда даже этому нет веры, вон какие подозрительные мыслишки бродят в головах сослуживцев, а расскажи им про ночной вихрь, так окончательно засмеют.
   
          А попади кто из них в такой переплёт, ещё неизвестно, чтобы вышло.

           Оно понятно, чего с подвохом к нему такое отношение, считают его виновным в их непреднамеренном выезде, а посланы то они были начальством неизвестно куда и искать неизвестно где.

          Было бы лето, так с удовольствием проехались  бы по просторам степи, а так зазря кому охота мёрзнуть, толком не поесть, к тому же справить нужду,  целая проблема.

         Пусть благодарят судьбу, что не разъехались на дороге, запоздай они выехать на дорогу чуть далее и разошлись бы пути – дорожки.
         А так счастливый случай поменял в корне все планы.

          Подъехали к городу, ну как сказать город, завяжи глаза и завези в соседнюю станицу, не поймёте, где  находитесь.

       Уездный город встречал санный кортеж предрассветной суетой.

30 – 31 дек 2016 г.


Рецензии