О духовности...

Итак, духовность, в моем понимании складывается из двух факторов:

1. Склонность, способность, умение слышать голос сердца, Сверхдушу в сердце, Параматму, интуицию и отличать это от всех прочих голосов.
2. Приязнь, тенденция, намерение поступать сообразно тому, что этот голос подсказывает.

Все, что может быть сверх или помимо этого - шелуха, не имеющая первостепенной ценности. Фактически это - определение того, кто такой вайшнав. Получается, что духовность и формальный статус непосредственно не связаны между собой. То есть, человек может быть даже атеистом, буддистом или еще кем-то... ярлык значения не имеет. И напротив, можно быть формально вайшнавом, но не дружить с собственным сердцем - тут формализм не поможет. Была одна ведическая история, когда один из полубогов спрятался от одного демона в его (демона) сердце, потому как это - как раз то самое место, куда демоны никогда не заглядывают. Истинный духовный учитель, в этом смысле, тот, кто учит ученика перечисленным двум пунктам. Потому как он сам является прозрачной средой между учеником и Сверхдушой, показывает и рассказывает ему вполне себе явно то, что он еще только начинает чувствовать, а также приучает к тому, что нет ничего страшного в том, чтобы поступать сообразно голосу сердца. Разные методы типа мантра медитации, по сути, направлены именно на то, чтобы пробудить в человеке духовную интуицию, показать вкус истины и привить привязанность к этому вкусу.

Ну и есть забавная математическая интерпретация изложенного определения. Сознание человека обозначим как вектор f в функциональном пространстве с соответственно выбранной нормой. В материальном мире оно постоянно эволюционирует под действием как внутренних, так и внешних факторов. Внутренняя эволюция может быть описана "оператором сансары", действующим на f как A*f = 0. Внешние факторы могут быть описаны, как случайная функция g в правой части этого уравнения: A*f = g. Сознание, эволюционирующее по такому закону в силу случайности функции g так и остается в рамках сансары, ограниченного аттрактора данной динамической системы. Когда же в дело вмешивается голос сердца, интуиция, совесть, то это подобно тому, как если бы в правой части уравнения появился еще один, регулярный h-фактор, регулярный форсинг, который способствует тому, что сознание эволюционирует в определенном направлении, выходит за пределы аттрактора сансары и достигает состояния f0, соответствующего нирване, осознанию Брахмана: A*f0 = g + h. По поводу этого состояния сознания вспоминается стих из Гиты 18.54:

брахма-бхутах прасаннатма     на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу     мад-бхактим лабхате парам

Человек, поднявшийся до уровня единства с Брахманом (брахма-бхутах), исполнен радости (прасанна-атма), никогда не скорбит (на шочати) и не имеет никаких желаний (канкшати). Он одинаково относится ко всем живым существам (самах сарвешу бхутешу). Такой человек получает право служить Мне (мад-бхактим) с чистой (парам) любовью и преданностью.


Рецензии