Манифест Варнашрамы - 25 лет спустя

Рукописи не горят... они сканируются и выкладываются в сеть неизвестными доброжелателями.

А именно: Харикеша Свами Вишнупад "Манифест Варнашрамы". http://www.108om.com/upload/zip/ManifestVA.zip

Книжка посвящена тому, что сделают со всеми нами кришнаиты, когда захватят власть. Добавлю, умные и продвинутые кришнаиты. А поскольку это встречается не так часто, книжка относится к жанру социальной утопии. Но какой! Томас Мор и Компаньола отдыхают, а Маркс с Энгельсом нервно курят в сторонке со своим жалким коммунистическим манифестом. Не зря же эта книжка была запрещена и изъята у самих кришнаитов, и ее очень любят цитировать всякие православные проповедники типа Кураева, хотя, скорее всего, они ее не читали. Типа эта тайная программа ИСККОН по переустройству мира на ведических началах с отчетливыми элементами тоталитаризма, атомными кшатриями и прочей мутатенью. Теперь вы имеете возможность оценить это из первых рук. И ведь, как полагается, в каждой утопии содержится лишь часть утопии. В книге много хорошего и правильного, а остальное требует осмысления и оценки.

В 2007 году я перечитал "Манифест Варнашрамы". Через 15 лет после первого прочтения он воспринимался уже совсем по другому. А тогда, в самый первый раз казалось, что это - панацея и руководство к действию. Сейчас жесткий и где-то тоталитарный дух ИСККОНа 80-х годов прошлого века бросается в глаза. Вспомнилось, что существуют в отношении к ведическим принципам три группы людей.

1. Твердые и бескомпромиссные последователи Вед, отвергающие все, что явным образом не упоминается в Ведах.
2. Те, кто считает ведическую литературу анахронизмом и пережитком прошлого, где нет ничего ценного.
3. И наконец, те, кто думает, что наилучшим путем будет синтез ведического знания с достижениями современной науки, разумный компромисс в идейном, политическом и экономическом плане.

Так вот, ваш покорный слуга, относит себя (и всегда относил) именно к этой, последней категории. Две же другие мне кажутся ну слишком экстремистскими. Вишнупад 80-х с его "Манифестом" относится как раз к 1-й группе. От его плана построения богоцентрического общества становится как-то не по себе. Прежде всего, не нравится силовое внедрение Бога везде, где только можно. Понятно, что сам Вишнупад - Гамлет по соционике, относится ко 2-й квадре с ее силовыми ценностями... типо, загнать железной рукой заблудшее человечество к его счастью. Но как то... мои отношения с Богом - штука сокровенная, мне было бы очень стыдно, если бы об этом трубили на всех углах. Даже вплоть до совсем эгоистических мыслей, что лучше бы о Боге кроме меня вообще никто не знал... хотя это может уже и крайность.

В любом случае, мне кажется, что общество таки должно дозреть до подлинно теистической идеологии, и это дело не быстрое. Есть 5 уровней сознания согласно Ведам. Большинство народа не выходит за пределы первых двух - анна-майи и прана-майи, чего бы поесть да подчинить кого-нибудь своим интересам ради чувственного удовлетворения. Редко когда речь может идти о гьяна-майе, сколько-нибудь полном знании, и уж тем более о вигьяна-майе, реализованном знании, мудрости. Уровень ананда-майи, духовного экстаза доступен лишь единицам. Так вот, скорее всего, с уровня прана-майи Бог будет восприниматься как Тиран в терминах Кастанеды, Тот, кто всех строит и имеет в полный рост.

Кого как, но такое богопознание меня не то чтобы коробит, но заставляет вспомнить ту мысль, что "лучше не иметь вообще никаких представлений о Боге, чем иметь ущербные или недостойные Его". Поэтому пусть уж люди на всех уровнях сознания вплоть до вигьяна-майи до поры воспринимают Бога в более безличных терминах, на уровне анна-майи - как материю, прана-майи - как энергию, гьяна-майи - как Абсолютную истину, Брахман, вигьяна-майи - как Параматму, духовное начало.

В конце концов, на уровне гьяна и вигьяна майи, когда человеку совсем осточертеет разбираться в том, что есть Брахман, а что не есть Брахман, когда это будет уже совсем противно и возникнет ощущение, что какая-то главная тайна все еще от него сокрыта, вот тогда сработает и покажется реальным выходом знаменитое изречение Шанкары: "бхаджа говиндам бхаджа говиндам говиндам бхаджа мудхамате" (поклоняйся Говинде, дурак!) К познанию Бога нужно подойти, его стоит заслужить, чтобы это не казалось дешевкой... ну или, к примеру, если вы изучаете теорему Римана-Роха из алгебраической геометрии, то перед тем как что-то понять придется изучить эту самую алгебраическую геометрию в достаточном объеме. Иначе она превратится в пустой звук, лишенный всякого смысла.

И нет необходимости скрывать знание о Боге в этом контексте, как и вообще скрывать какое-либо знание. Можно пойти в библиотеку и взять там, скажем, двухтомник Игоря Шафаревича "Алгебраическая Геометрия", если оно надо. Но для того, чтобы такая необходимость реально появилась, придется пройти некий путь, напрягаться и вникать, иначе все написанные там формулы будут казаться бессмысленной абракадаброй. Силовое же насаждение таких знаний приведет лишь к отторжению и непониманию, а именно это мне и видится в "Манифесте Варнашрамы" Вишнупада. Нет, идеи там может хорошие, а где-то даже и правильные, но сам дух, в котором они преподносятся требует существенной коррекции. Вот характерная цитата: "Правительство варнашрамы — это не фашистский, а строгий режим, и это следует понимать." Нет необходимости объяснять, что этот "строгий" режим может оказаться даже еще хуже, чем фашистский. По принципу, "хотели как лучше, а получилось как всегда..." Такие дела!


Рецензии