Смашан Тара и соционика

Есть такая книжка известного автора, Роберта Свободы, которую я рекомендую почитать всем: Агхора. По левую руку от Бога. Из нее я, в свое время, узнал кое-что про тантру. Так вот, по большому счету, тантра - это практическая психология Вед. Есть грубое тело и его болезни - этим занимается Аюрведа, есть душа, дживатма и ее отношения со Сверхдушой - это предмет Веданты, а есть тонкое тело, психика с ее различными элементами - так вот это и есть предмет Тантры. В книге Свободы изложено множество достаточно экзотических психотехник, многие из которых едва ли доступны обычному человеку типа вашего покорного слуги.

Например, процитирую Свободу: "Я сидел на смашане все дни и все ночи. Я варил себе рис каждый день в свежем черепе, даже не очищая его от остатков мозга. Смашан является идеальным местом для совершения поклонения Господу Шиве, ибо смерть — это вечная реальность, а Господь Шива — Разрушитель, само воплощение смерти. Вы всегда найдёте его среди мертвецов, среди духов, трупов и среди пепла сожженных тел." Может быть я сам и смог бы пойти в полнолуние на кладбище, усесться там голым на голого мертвеца, читать в таком положении мантры часик-другой, удерживать мертвеца, когда он начнет дергаться... по крайней мере, теоретически я могу это представить, но варить рис в свежем черепе с остатками мозга, да еще потом это жрать... пардон, уже не по силам. Я слаб и ограничен.

Но вот несомненно то, что тантрические концепции можно красиво соотнести с некоторыми элементами современной психологии. Я имею ввиду соционику. Есть одна тантрическая богиня, Смашан Тара... это Дурга Деви, которая обитает в местах кремации трупов (смашанах). У нее очень очаровательный облик, как описывается в литературе: "Она очень высокая, Её кожа имеет тёмно-синий оттенок, глаза очень красивые — только так я могу описать Её. Изо рта у Неё свешивается длинный красный язык, с него медленно, по каплям сочится кровь, которую она постоянно пьёт. Её груди имеют форму горшка (гхатастани), живот полный (ламбодари). Её шею обвивает гирлянда из свежеотсечённых человеческих голов, истекающих кровью. Её руки украшены браслетами из костей, ноги — браслетами из змей. В четырёх своих руках Она держит ножницы, меч, аркан и череп. Её одеяние — юбка из человеческих рук." Кому как, а мне такое готичное описание где-то даже нравится, особенно если обратиться к подлинному смыслу всех этих символов. Например, на шее у Тары гирлянда из 8-ми свежеотсеченных голов. 8! Ровно столько есть соционических аспектов.

Читаем дальше: "Её шея обвита гирляндой из свежеотсечённых голов, — тем, что мы на санскрите именуем «рунда мала». В гирлянде восемь ухмыляющихся голов, символизирующих восемь «петель», то есть эмоций, которые затуманивают ум и побуждают совершать кармы, которые ещё больше привязывают человека к вечно вращающемуся колесу рождения и смерти. Эти восемь петель или ловушек (на санскрите — «паши»), которыми вы можете прикончить себя следующие: похоть, гнев, жадность, заблуждение, зависть, позор, страх и овращение. Находясь в состоянии неведения, вы обладаете одной или многими из этих эмоций или ухмыляющихся голов." Несложно увидеть, что каждая из перечисленных эмоций связана с негативной информацией по одному из аспектов.

А именно, начнем с гнева. Гнев - это негативная информация по черной этике, этике эмоций. Отвращение - негатив по белой сенсорике, сенсорике ощущений, жадность связана с деловой логикой, символизирующей богатство - именно, это его обратная (негативная) сторона. Позор - негативная информация по белой этике, этике отношений... потому как позитивная информация по ней известна как слава. Заблуждение - очевидно, это негатив по черной интуиции, страх же тесно связан с белой интуицией и обычно означает предчувствие того, что случится что-то ужасное - негатив по интуиции времени. Похоть можно увязать с черной (силовой) сенсорикой, как направленное вовне желание использовать силовым способом материальные объекты для своего чувственного удовлетворения. Похоть - негативная информация (неудовлетворенность) по силовой сенсорике. Остается зависть, которую остается соотнести с негативом по белой логике. Ну и правда, зависть же возникает от формального сравнения элементов неких структур.

Таким образом, ожерелье у Тары не просто из голов, а из 8-ми соционических символов, вернее, того что получается из аспектов, когда соответствующая информация оказывается в крайнем негативе. В этом смысле самоосознание означает избавление от авидьи в ее разных аспектах. Отсекая головы, Тара проводит "дуализацию на местности", помогает человеку избавиться от ложного отождествления себя со всяким негативом и сопутствующими ему комплексами. Правда же, теперь она кажется очень красивым и правильным божеством? Многим из нас было бы полезно с ней познакомиться поближе.

И кстати, в связи с такой деятельностью Тары вспоминается концепция Трех Бритв, смысл которой аналогичен. http://www.proza.ru/2017/01/01/587 А все вышеизложенное является элементом разрабатываемой соционической парадигмы в анализе духовных вопросов.


Рецензии