Гёте и Гита

У Гёте есть любопытная натурфилософская концепция, нынче незаслуженно забытая. Сводится к тому, что нельзя насиловать природу изощренными экспериментами, а стоит обращать внимание на то, что он называет прафеноменами или первофеноменами. Первофеномен - это единичный случай общего. Эмпирики ищут общее в миллионах случаев и не находят его. По Гете "Для того, чтобы понять, что небо везде синее, нет нужды объездить целый свет." Синева неба - и есть такой первофеномен. Еще Гёте говорит, что "непосредственное созерцание первофеноменов повергает нас в своего рода страх, мы чувствуем нашу недостаточность", или еще более уместная цитата: "Высшее, чего может достигнуть человек - изумление. Ежели прафеномен повергнул его в изумление, он должен быть доволен, ничего более высокого увидеть ему не дано, а искать дальнейшего не имеет смысла - это граница. Но люди обычно не удовлетворяются содержанием прафеномена, им подавай то, что кроется за ним, и в этом они похожи на детей, что, глянув в зеркало, тотчас же переворачивают его - посмотреть, что там с другой стороны." (с) Эккерман И.П. "Разговоры с Гете". М. 1981, с. 290.

Интересно отметить, что похожая концепция прафеноменов есть в индийской философии, в частности, в Бхагавад-Гите, где Кришна говорит совершенно отчётливо во многих местах: "О завоеватель богатств, нет истины высшей, чем Я. Всё покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить. О сын Кунти, Я - вкус воды, Я - свет солнца и луны, слог "ом" в ведических мантрах. Я - звук в эфире и талант в человеке. Я - изначальный аромат земли, и Я - жар огня. Я - жизнь всех живущих, и Я - тапасья всех аскетов." 7.7-9. И ещё множество подобных высказываний, где Кришна говорит, что Он и есть тот или иной прафеномен. При этом было бы верхом невежества переводить Гиту или Упанишады, к примеру, в том духе, что де Кришна, как Брахман стоит за светом Солнца и Луны, или за вкусом воды... Он, как таковой и является, и светом Солнца и Луны, и вкусом воды, и много чем еще... И в Гите же Кришна говорит, что то, что ввергает человека в изумление - и есть Он в качестве многообразных прафеноменов: "Знай, что все изумительные, прекрасные и славные создания возникают лишь из искры Моего великолепия." 10.41. Более того, подобные тексты Гиты соотносятся со средневековым спором об универсалиях и говорят в пользу того, что философия Гиты ближе к реализму или концептуализму, чем к номинализму. Но это - уже отдельная история.


Рецензии