С П Королёв Гл конструктор 110 лет со дня рождения

Главный конструктор космических кораблей. С.П.Королёв. К 110 -летию со дня рождения. (12. 01. 1907 г. - 14. 01. 1966 г.)

На снимке: Серёжа Королёв в шестилетнем возрасте в 1913 году.

Истории жизни С.П. Королёва посвящено бесчисленное количество публикаций, трудно что-либо добавить новое. Поэтому я ограничусь описанием начального периода его жизни и главных достижений, которые могут представлять интерес для пользователей сайта.

В родословной Сергея Павловича со стороны матери присутствуют казачьи корни, которые могли повлиять на формирование его характера творца, бойца, организатора. Родителями Сергея Павловича были Павел Яковлевич Королёв, учитель словесности в гимназии и Мария Николаевна Москаленко. Николай Яковлевич, дед по материнской линии и по внешнему виду был человеком казачьего склада: выше среднего роста, плотный, крепкий, с широкими прямыми плечами, стройной спиной и крупной головой на короткой шее. У него были пытливые, тёплые чёрные глаза, тщательно выбритые щёки и усы казака. Он был обладателем приятного баритона, любил напевать казачьи песни. Сам С.П.Королёв считал себя русским по национальности, что он отразил документально в анкете при переводе в МВТУ имени Баумана.

Бабушка Сергея, Мария Матвеевна, имела решительный характер, обширные знания в различных областях, обладала даром общения и убеждения, лично руководила торговыми заведениями семьи, посещала Москву, Санкт-Петербург, Варшаву и другие города. Мать С.П.Королёва, Мария Николаевна, была обаятельной, начитанной, с наслаждением читала произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гоголя, исторические романы. Она вышла замуж в семнадцать лет против своего желания, по настоянию матери. Ей хотелось продолжить образование на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге. Семейная жизнь, как и следовало полагать, не сложилась, они развелись, когда Серёже шёл третий год. После развода она училась и работала на Высших женских курсах в Киеве. Всё своё свободное время она уделяла сыну, часто приезжая в Нежин, где маленький Серёжа жил у дедушки с бабушкой, которые его безмерно любили. Мария Николаевна была целеустремлённой женщиной и с малых лет воспитывала сына, прививая такие качества, которые, наряду с образованием, будут ему необходимы во взрослой жизни мужчины: смелость, ответственность.

От своих родителей Сергей Павлович также унаследовал любовь к классической литературе, как русской, особенно Пушкина, так и зарубежной, в том числе Шекспира. Нравились ему и классическая музыка, и народные песни, посещал он с женой и театральные постановки. Но времени катастрофически не хватало, поэтому зачастую он или опаздывал к началу спектакля, или уходил, не дождавшись его окончания.
 
В 1911 году произошло событие, которое в значительной мере могло повлиять на дальнейшую судьбу Сергея: в Нежине состоялся показательный полёт самолёта. Он произвёл необычайное впечатление на ребёнка, который по мере взросления стал проявлять всё возрастающий интерес к авиации. В возрасте двенадцати лет его допускали к участию в обслуживании гидросамолётов механики военного гидроотряда, расположенного вблизи города, и даже брали его с собой в полёты.
 
В 1916 году Мария Николаевна вышла замуж за инженера-электромеханика Григория Михайловича Баланина, который тепло относился к Серёже, между ними сразу установились дружеские отношения. Отчим родился в Химках в семье унтер-офицера, имел блестящее образование, окончив три ВУЗа. Для Сергея отчим был примером инженера, научного работника. В 1917 году семья переехала в Одессу. С началом революции гимназии закрылись, и Серёжу стали обучать на дому мать с отчимом. В 1920 году Одессу освободила дивизия Котовского.

В 1922 году Сергей поступил в школу со строительным уклоном, особенно ему удавались математика и черчение, так необходимые для будущего конструктора. К этому времени в Одессе также появился отряд гидросамолётов, с командиром которого Сергей сдружился, летал с ним, освоил работу авиамеханика и твёрдо решил стать лётчиком. Но он ещё работал в школе на токарном станке, посещал астрономический и планерный кружки, боксёрский клуб, изучил немецкий язык, что позволило ему читать книги по первоисточникам. В ноябре 1923 года в возрасте 16 лет он стал заниматься на курсах теории и практики проектирования летательных аппаратов и читал лекции для пилотов истребительного отряда. Мать и отчим, которого он считал своим отцом, всячески поддерживали его, помогали ему во всём.

Трудно представить, как он успевал всё это делать, время у него было забито под завязку, на отдых времени не оставалось. С тех пор он научился ценить время, в таком темпе началась и до конца продолжалась его необыкновенная жизнь.
Многие свои качества Сергей Павлович унаследовал от своих родителей, дедушки и бабушки. Случайно ли он, правнук казака, внук купца, казака Нежинского полка, сын учителя, стал академиком, первым Главным конструктором космических кораблей? Конечно, не случайно. Он всю жизнь упорно и целеустремлённо шёл к достижению своей великой цели и своему предназначению.
 
В 1931 году его бабушка Мария Матвеевна написала ему письмо, в котором есть такие строки:
- А внучек - то мой милый, Сергуня дорогой, всё планеры изобретает, строит их, летает, Красной звездой называет, весь мир удивляет. И славу он приносит родному краю, Великой России, а маме да бабушке — радость, утешение.

Несмотря на то, что в его жизни было немало случайностей, в том числе драматических и даже трагических, тем не менее его упорство, характер, мужество, талант конструктора, организатора позволили ему преодолеть множество препятствий в своей жизни, на пути к освоению космического пространства, начальные, ещё неясные, туманные контуры которого у него зародилась, начиная с детских лет.
В 1924 году в возрасте 18 лет он создал проект планера и поступил в Киевский политехнический институт, где готовили инженеров по авиационной технике, отлично учился, участвовал в работе планерного кружка, построил свой первый планер и летал на нём.

 Но в 1926 году, в связи с закрытием авиационного факультета в КПИ, ему пришлось перевестись в МВТУ имени Баумана. К этому времени мать с отчимом переехали в Москву, где Григорию Михайловичу предложили престижную работу. Сергей всегда стремился к материальной независимости, поэтому помимо учёбы подрабатывал на стройках.

В 1927 году открылась Мировая выставка межпланетных аппаратов, на которой Сергей увидел чертежи межпланетного корабля конструкции Ф.А.Цандера, и сразу загорелся ракетной техникой, изучил труды К.Э.Циолковского, а затем и посетил его. Циолковский тепло встретил Сергея, подарил ему несколько книг по теории межпланетных полётов. В декабре 1929 года состоялась защита дипломного проекта, и молодой инженер приступил к работе в ЦКБ. Сергей Павлович спроектировал и построил свой самолёт СК-4 и планер СК-3 на котором пилот Степанченков совершил впервые в мире мёртвую петлю. Однако в 1930 году С.П.Королёв заболел тифом, болезнь дала осложнения, и он тяжело болел, перенёс трепанацию черепа, находился между жизнью и смертью. Но могучий организм победил болезнь.
 
В 1931 году произошли два важных события в жизни Сергея Павловича. Его включили в группу изучения реактивного движения ГИРД, и был зарегистрирован брак с Ксенией Винцентини, врачом по специальности, с которой он был знаком с юношеских лет. Вскоре Сергей Павлович, продолжая работать в ЦАГИ, стал начальником ГИРД на общественных началах. В ГИРДе, помимо Ф.А.Цандера, он знакомится и в течение всей дальнейшей жизни сотрудничает с будущими знаменитостями, учёными-ракетчиками: Ю.А.Победоносцевым, М.К.Тихонравовым, В.П.Глушко и другими. В 1933 году прошло первое успешное испытание ракеты ГИРД-09 конструкции М.К.Тихонравова и был создан Ракетный НИИ РККА, в котором Сергей Павлович занимает должность начальника отдела-заместителя директора по науке. Однако из-за разногласий с руководителем РНИИ И.Т.Клеймёновым в 1934 году отдел С.П.Королёва ликвидируется, а его переводят на должность старшего инженера в отдел крылатых ракет.

В марте 1934 года на конференции по изучению стратосферы в Ленинграде Королёв сделал доклад о первом ракетоплане на жидком топливе и возможности полёта ракетного аппарата в высшие слои стратосферы, а в марте 1935 года на Всесоюзной конференции - доклад о крылатых пилотируемых ракетах.
В 1935 году в жизни Сергея Павловича снова произошли важное семейное событие: 10 апреля, к его великой радости, родился единственный его ребёнок, дочь Наташа.
У него к этому времени родился великий замысел о создании жидкостных и твердотопливных зенитных, авиационных, крылатых и баллистических ракет. Но волна репрессий обрушилась на РНИИ: погибли его руководители Клейменов и Ландесман, арестован В.П.Глушко, и некоторые важные работы были приостановлены.

В мае 1938 года при испытании ракеты 212 с невиданной доселе дальностью 80 километров С.П.Королёв получил травму головы, а после выписки из госпиталя был арестован по абсурдному обвинению в участии в троцкистко-зиновьевской антисоветской группе и вредительстве в области военной техники. 27 октября вынесен приговор: 10 лет колонии на Колыме, его возраст - 31 год. Его направили на Колыму на общие работы в карьере по добыче золота. В лагере заправляли закоренелые преступники, работа была тяжёлой, и он едва выжил и то благодаря тому, что в лагере появился также в качестве заключённого М.А.Усачёв, бывший директор авиазавода. Будучи бывшим тренером по боксу, он быстро разобрался с уголовными авторитетами, настоял на переводе Королёва в медсанчасть и этим спас ему жизнь. Впоследствии Сергей Павлович разыщет Усачёва и примет на работу в качестве заместителя главного инженера опытного производства.

За него по просьбе матери начнут борьбу знаменитые лётчики В.С.Гризодубова и М.М.Громов, а также авиаконструктор А.Н.Туполев. В результате Королёв, оставаясь заключённым, был переведён в Москву, в закрытое ЦКБ А.Н.Туполева, где он принимает участие в создании пикирующего бомбардировщика. Позднее, уже в Казани, он работает над созданием ракетных ускорителей для самолётов.

В 1945-1946 годах С.П.Королёв занимается изучением и реставрацией немецких баллистических ракет ФАУ-2, поскольку к тому времени немцы далеко продвинулись в разработке таких ракет по сравнению с другими странами. По результатам исследований и испытаний было издано многотомное справочное руководство по немецкой ракетной технике, которое впоследствии использовалось при разработке наших ракет.

В январе 1947 года Сергей Павлович возвращается в Москву, его назначают главным конструктором - руководителем работ по созданию ракет дальнего действия. С этого момента на его плечи возлагается огромная ответственность. Начался главный период в его жизни, путь преодоления огромных и трудных проблем, этап великих свершений и всемирной славы. Многое нужно было начинать с нуля. Нужно было разработать принципиально новую конструкцию ракеты и всех её компонентов. Громадных затрат требовало формирование творческого коллектива, установление связей с многочисленными смежными организациями.

С.П.Королёв обладал решительным, волевым характером, он был требовательным руководителем, несколько вспыльчивым, но отходчивым. В каждой важной проблеме он старался разобраться досконально, чтобы не упустить что-то важное и исключить возможные сбои в работе.

В апреле 1947 года в Кремле, у В.И.Сталина прошло совещание, а после него вождь отдельно побеседовал с Королёвым о перспективах создания мощных ракет. Вскоре по предложению и под руководством С.П.Королёва был создан Совет главных конструкторов для коллективного решения проблем, связанных с созданием мощной ракетной техники.

Тем временем произошло важное событие в его личной жизни. После развода с Ксенией, не пожелавшей делить тяготы его кочевой жизни по полигонам и заводам, он женился на Нине Ивановне Котенковой, переводчице КБ. Их счастливая семейная жизнь продолжалась 19 лет вплоть до его кончины. Сергей Павлович в течение всех лет трепетно относился к своей дочери Наташе, часто разговаривал с ней и всячески поддерживал её.

С 1948 по 1951 год были последовательно созданы жидкостные управляемые ракеты Р1,Р2, Р3 и оперативно-тактическая ракета Р11. После успешного испытания в 1949 году атомной, а в 1953 году водородной бомбы наша страна приобретала такие возможности для обуздания возможного агрессора, что могла впервые почувствовать себя в безопасности. Но для этого необходимо было создать более мощные межконтинентальные ракеты-носители. Первая в мире такая ракета Р7 была создана в СССР под руководством С.П.Королёва. При испытании в 1957 году она доставила боеголовку на межконтинентальную дальность. Наша страна закрепилась в числе сверхдержав.
 
Наряду с созданием ракет велись работы по созданию спутников земли и обеспечению полёта человека в космос. Здесь началось и личное заочное соревнование С.П.Королёва с известным немецким конструктором ракет Вернером Фон Брауном, работавшим у американцев. Сергей Павлович с блеском его выиграл, значительно опередив по времени американцев.
Королёв много времени проводил на полигонах Капустин Яр и Байконур, лично руководя испытаниями. 3 октября 1957 года наш спутник весом более 80 килограмм, диаметром 58 сантиметров был выведен на орбиту, открыв космическую эру. Только спустя четыре месяца американцы запустили свой спутник весом всего 8,3 килограмма. Весь мир был потрясён нашим достижением.

Кратко остановлюсь на участии нашей организации, в совместных работах с С.П.Королёвым. На определённом этапе Королёв понял, что для военного применения более перспективными являются ракеты на твёрдом топливе, более мобильные, с быстрым запуском, более удобные и безопасные в эксплуатации, хотя и более дорогие. Он стал контактировать с нашим предприятием, являвшимся головным в области разработки ракетных порохов. С небольшими двигателями, как-то двигатели мягкой посадки, разделения ступеней и особых проблем не было. Главного конструктора особенно интересовало, как пороховые двигатели будут работать в режиме многократного использования, когда происходит неоднократное их включения-выключения, и он специально приезжал на предприятие во время огневых стендовых испытаний таких двигателей. Проблема была решена успешно.
 
Более сложной оказалась проблема использования твёрдого топлива в маршевых ракетных двигателях. Наш директор предлагал использовать баллиститные пороха, С.П.Королёв с этим не соглашался и настаивал на применении смесевых топлив и оказался прав. С этого момента Королёв стал работать с другой организацией при создании твердотопливных ракет. Позже наша организация также перешла на смесевые топлива при создании двигателей для межконтинентальных ракет, но уже в кооперации с другим головным разработчиком ракет. В дальнейшем в этой связке были создано большинство стратегических твердотопливных ракетных комплексов, находящихся на боевом дежурстве.

Следующей задачей, которую поставил Главный конструктор, состояла в полёте космической станции на Луну. В 1959 году первый «лунник» пролетел мимо Луны, пуск второго второго был удачным: он доставил на поверхность Луны вымпел. При полете спутника «Луна-3 впервые были получены снимки обратной стороны Луны. Затем состоялся полёт нового космического спутника с собаками Белкой и Стрелкой, которые благополучно вернулись на Землю, что подготовило почву для полёта человека в космос. 12 1961 года апреля состоялось событие, которое потрясло весь мир — первый полёт советского космонавта Юрия Гагарина вокруг Земли. Многие участники проекта были награждены высокими правительственными наградами, а С.П.Королёв стал дважды Героем Социалистического Труда. Второй, уже суточный полёт космонавта Германа Титова состоялся 6-7 августа 1961 года.
 
Космические корабли продолжали совершенствоваться, на них в 1962-1963 годах полёт совершили космонавты Андриан Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Валентина Терешкова. На новом космическом корабле «Восход», который пришёл на смену «Востоку» , было реализовано множество новых технических решений, впервые был реализована система мягкой посадки.
 
Помимо основного направления работ, С.П.Королёв заботился о строительстве жилья для сотрудников, развитии инфраструктуры города Калининграда.

Следующим проектом стал полёт Алексея Леонова и Павла Беляева с выходом Леонова в открытый космос, который едва не закончился трагедией: скафандр Алексея раздулся и не позволял пройти через люк. С большим трудом ему удалось протиснуться в корабль. С проблемой разобрались, и в дальнейшем такая ситуация уже не повторялась.

 У Королёва было много новых грандиозных проектов, связанных с дальнейшим освоением космического пространства: разработка многоцелевой орбитальной станции, рассчитанной на многолетнюю эксплуатацию, создание системы спутников и станций для полётов на Луну, Марс и другие планеты. Однако 14 января 1966 года во время плановой операции Сергей Павлович скончался. Трагедию тяжело переживали не только родные,и соратники Королёва, но и весь советский народ. В память о его заслугах были сооружены памятники, его именем названы множество улиц в разных городах, открыты музеи. В его честь город Калининград был переименован в город Королёв. Заслуги гениального конструктора, учёного, талантливого организатора грандиозных ракетно-космических программ не будут забыты человечеством.

Библиография
1. С.П.Королёв. Отец. Основоположник советской космонавтики. Автор Н.С.Королёва.
2. Королёв. Москва «Молодая гвардия», 1990 г. Автор Александр Романов.
3. Сергей Королёв. Серия "Великие умы России" ИД «Комсомольская правда», 2016. Авторы Анастасия Кальян и Лидия Атланова.


Рецензии
дааааа.....
====================
Moй добрый привет!

Юрий Атман 3   20.09.2020 08:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий! С уважением,

Александр Смирнов 83   20.09.2020 09:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.