Фрагменты моих переводов Фауста И. В. Гете

....................................................
ФАУСТ (просыпаясь)
Но что это? Всё было как в тумане.
Иль снова пребываю я в обмане?

Быть может, черт явился мне во сне,
И не было толпы, ни пуделя, ни рая?
Там был мираж, здесь - жизнь земная.
Здесь явный мир вовне.
Там скрытый мир во мне.

Рабочий кабинет
Фауст. Мефистофель.

ФАУСТ
Стук в дверь? Войдите! Снова гости?
Едва ль я отошел от злости,
как вновь ко мне бегут друзья.

МЕФИСТОФЕЛЬ
Ах, Фауст, видишь - это я!

ФАУСТ
Ну, что ж, входи, не жди приказа!

МЕФИСТОФЕЛЬ
Ты должен приглашенье огласить три раза.

ФАУСТ
Войди же, бестия, души терзанье!
Ниспослан ты мне в наказанье.

МЕФИСТОФЕЛЬ
Всё хорошо. Пришел вину загладить.
Надеюсь, на сей раз с тобою мы поладим.
Я принял образ молодого дворянина
и облачен в одежду господина.
Атласный плащ, вот шляпа, в ней перо,
и украшает шпага длинная.. мое бедро.
Последуй моему примеру.
Я подберу тебе одежду по размеру.
Ты эту жизнь познаешь изнутри.

ФАУСТ
Но в этом одеянии, как ни мудри,
пульс жизни ощутить я не смогу. Не скрою,
я слишком стар, чтоб тешиться игрою,
но слишком молод, чтоб бесстрастно жить.
Что может мир мне предложить?
Одну и ту же песню, на один мотив,
звучащую в моих ушах желанью супротив.
И каждый день, из года в год
мне жизнь преграды создаёт.
Нет исполнения желаний.
Есть накопление страданий.
День не приносит наслажденья.
Ночь напускает страх и наважденье.
А Бог, живущий у меня в груди,
хоть мною он руководит,
мои энергии приводит в возбужденье,-
не воплощает их во внешнее движенье.
Мне в тягость бытие, оно уныло.
Желаю смерти я, жизнь мне постыла.

МЕФИСТОФЕЛЬ
Такая просьба кажется мне странной
смерть не была ни для кого желанной.

ФАУСТ
Блаженны те, кого в лучах победы
кровавым лавром увенчав виски,
скосила смерть. Страданий не изведав,
они ушли подальше от невзгод мирских.
Иных смерть настигает не на поле боя,
а где-нибудь в объятьях жриц любви.
О высший дух! Услышь раба-изгоя!
Меж телом и душою нити оборви!

МЕФИСТОФЕЛЬ
Вот почему тогда, в ту ночь
Ты яд коричневый извлёк!

ФАУСТ
Не смог себя я превозмочь.
Пасхальный звон меня отвлёк.
Ты, кажется, за мной следил?

МЕФИСТОФЕЛЬ
В ту ночь я на тебя вниманье обратил.
Я не всезнающий, не вездесущий
но кое-что мне все-таки подвластно.
Твой голос жалостный и вид гнетущий
не мог воспринимать я безучастно.

ФАУСТ
Рассудок мой был чувством возбуждён
меня вернули в явь святые звуки -
пасхальные хоралы, колокольный звон
сковали мою волю, рот и руки.
Мне вспомнились те детские года,
когда дрожал я в ожидании чуда.
Сейчас я знаю - всё обман и ерунда
уловки и ужимки словоблудов.
Я проклинаю всё, что душу зазывает
в каверну вечной скорби и страданий.
Я ненавижу мир - он разум вовлекает
в порочный круг различных предписаний.
В нём силы ослепления и лести
заводят человека в сети страсти.
В нем нету места доброте и чести.
В нем мнение высокое во власти.
Устал я от речей со множеством заумств,
в них подлинные чувства на задворках,
и заменяются лишь видимостью чувств
беседа светская - не разговор, а отговорка.
Будь проклято что грезится во снах!
Пусты слова о вечной памяти и славе.
Семья, богатство, деньги на устах.
Досуг, работа - в жизненном уставе.
Мамоном движимы все наши устремленья.
Сокровища влекут нас, как подружки.
Нас развращают праздность, развлеченья.
Лень поправляет одеяло и подушки.
Любовь, вино нам опьяняют разум.
Проклятие терпенью, вере и надежде!
не повинуюсь боле внешнему указу,
и не хочу жить так, как жил я прежде!

......................................
ФАУСТ
Когда отправимся мы в путь?

МЕФИСТОФЕЛЬ
Пора нам двери распахнуть.
Настало время место пыток покидать.
Как можно жизнь твою за жизнь считать?
Мучить себя, надоедать студентам.
Оставь сию обузу ассистентам.
Ну, сколько можно толочь воду в ступе
Предел познанья не доступен.
А лучшее, что можешь ты узнать,
тебе не позволяют передать
мальчишкам, ищущим опору.
Один из них идёт к тебе по коридору.
 
ФАУСТ
Я не могу принять его.

МЕФИСТОФЕЛЬ
Но бедный мальчик ждет давно.
Нельзя, чтоб он ушел, не солоно хлебавши.
И счастья от общения с тобою не познавши.
Дай мантию свою с конфедераткой
Предстану перед ним как туз с десяткой.
                (переодевается)
Дорога к истине не столь пряма.
Доверюсь-ка я живости ума.
А ты пока в дорогу соберись
и с мыслями своими разберись.
       (Фауст выходит)


МЕФИСТОФЕЛЬ
(в длинной мантии Фауста)
Я презираю разум и науки.
В них власть и сила человека.
Использую я против них обман и трюки
И разрушать их буду до скончанья века.
Мне магия поможет замутить твой разум,
который мчит тебя к высотам знаний.
Я опущу тебя в ничтожность жизни разом
и испытаю чередой страданий.
В моих сетях ты будешь трепыхаться
И за соломинку как за спасение цепляться.
И, если б даже не доверился ты мне,
Ты все равно когда-то будешь предан полной тьме.
 
(входит ученик)

УЧЕНИК
Я здесь недавно. Мне всё ново.
Ваш факультет давно основан.
Все отзываются о Вас с глубоким уваженьем.
Хочу довериться я Вам с благоговеньем.

МЕФИСТОФЕЛЬ
Отрадно слышать вежливую речь.
Я человек такой же, как другие.
Скажите, что могло Вас к нам привлечь
науки, дисциплины, отзывы людские?

УЧЕНИК
Хочу учиться я на Вашем факультете
Нуждаюсь в Вашем я совете.
Чему себя мне посвятить,
чтобы свою мечту осуществить?

МЕФИСТОФЕЛЬ
Вы здесь и Вы на правильном пути.
Его Вам предстоит пройти.

УЧЕНИК
Я посмотрел все классы, помещенья,
но не испытываю я почтенного волненья.
Здесь очень тесное пространство
и очень бедное убранство.
Нет зелени, всё так убого.
Испытываю я не восхищенье, а тревогу.

МЕФИСТОФЕЛЬ
Зависят чувства от привычки.
Конечно, жаль, что не поют здесь птички.
Когда рождается на свет дитя
берет грудь матери не сразу,
а только несколько часов спустя.
Потом сосет как по заказу.
Здесь ищут знатные юнцы
великой мудрости сосцы.

УЧЕНИК
Я брошусь мудрости на грудь,
боюсь лишь в знаньях потонуть.

МЕФИСТОФЕЛЬ
Вам нужно поскорей определиться,
чему хотели б Вы здесь научиться.

УЧЕНИК
Хотел бы я постичь науку о природе,
ход естества, иль что-то в этом роде.

МЕФИСТОФЕЛЬ
Я убеждаюсь вновь, что выбор Ваш удачен.
Но путь к нему неоднозначен.

УЧЕНИК
И телом и душой я погружусь в науку.
Но чтоб не превращать ученье в муку,
мне хочется чуть-чуть досуга и свободы,
чтобы встречать закаты и восходы.

МЕФИСТОФЕЛЬ
Употребляйте время без оглядок,
а сохранить его поможет Вам порядок,
который поведет по точному пути.
На курсы логики Вам следует идти.
Ваш разум закуют в логические узы.
Привьют общественные вкусы.
Сапог испанский отлучит от вольности ума.
Уйдет из головы свободы кутерьма.
Конечно, Вам вручат к познанью ключ,
Вы кое-что узнаете об излиянье вод из туч,
а, может быть, об истеченье слез из глаз
без ложных чувственных прикрас.
Ваш мозг приравнен ткацкому станку.
в котором ум подобен челноку.
Он формирует верные сужденья,
сплетает нити мыслей в убежденья.
Носитель мудрости, философ тут как тут,
и вот порочный круг познания замкнут.
Во-первых будет так, а во-вторых иначе.
А в-третьих и в-четвертых всё переиначим.
Пункт два - он обусловлен пунктом первым.
Пункт третий без второго был неверным.
Из сложного выводится простое,
а из простого сложное другое.
Кто к этой мудрости когда-то приобщился,
тот ремеслу житейскому не научился.
Нет смысла объяснять закон простой,
что тело человека движимо душой.
Делить на части целое по логике ума не гоже.
Мы целое восстановить из этих же частей не cможем.
Но связь частей по логике вещей не сохраняя,
мы обездушиваем мир, жизнь убивая.
Нас от логических наук не отлучат.
Процесс не интересен, важен результат.
В сём мире существуют только вещи,
а выводы о них - ума продукт зловещий.
Я напрягаю глаз, монокль приближу.
Но вижу дуб, а дерева не вижу.

УЧЕНИК
Я не могу Вас полностью понять.

МЕФИСТОФЕЛЬ
Уразумеете, когда научитесь всё сокращать,
классифицировать на роды, виды и подвиды.

УЧЕНИК
Я чувствую себя как после панихиды.
И от услышанного пошла кругом голова.
Такие умные, но незнакомые слова...

МЕФИСТОФЕЛЬ
Вам взяться следует за физику, мой друг!
Порвать непонимания порочный круг.
Глубокомыслие придать тому, сему.
Что неподвластно всякому уму,
через инстинкт не входит в разум,
войдет сквозь уши через слово, фразу.
Вам предстоит трудиться весь семестр,
усваивать какой-нибудь генез.
Режим обязаны Вы соблюдать
и душную лабораторию не покидать,
пока не прозвенит звонок
и не закончится урок.
К занятиям готовиться велят -
заучивать абзацы все подряд.
На лекциях скрипит перо неровно,
пытается школяр записывать дословно.
Профессор источает краснословие,
а на бумаге остается пустословие.
Но Вам неведомо пока, что муж ученый
лишь пересказчик книжек запыленных.
Вы пленены его ученой правотой.
Как будто Вам вещает Дух Святой.

УЧЕНИК
Конечно, лекции записывать полезно.
Чтобы не провалиться в знаний бездну.
Поймать озвученную мысль за хвост
И дать ответ на возникающий вопрос.

МЕФИСТОФЕЛЬ
Прекрасно! Жду от Вас ответ,
какой хотите выбрать факультет.

УЧЕНИК
На правоведенье я не хотел бы соглашаться.

МЕФИСТОФЕЛЬ
Я не могу на вас за это обижаться,
поскольку знаю, данное ученье.
Оно не поддается изученью.
Закон и право - две болезни по соседству
передаются людям по наследству.
Юриспруденция как вздорное ученье
для студиозов превращается в мученье.
О, горе всем потомкам права!
Ведь это сущая отрава.
Противоречит здравому рассудку,
но выгодно никчемному ублюдку!
Благодеяние к нулю низводит,
но речь об этом не заходит.

УЧЕНИК
Вы подтвердили множество из мнений.
Я не имею более сомнений.
О, как понятно Ваше острословие!
Готов учить я богословие.

МЕФИСТОФЕЛЬ
Я не хочу вводить Вас в заблуждение.
Но вижу здесь большое затруднение.
Вас в дебри заведет ученье это.
Оно не отделяет тьму от света.
Оно, как ядовитое лекарство,
парализует мозговое царство,
излечивает от возможных бед
и отправляет человека на тот свет.
Вам лишь один наставник нужен,
который знаньем перегружен.
Готов учить Вас день и ночь,
пока не убежите прочь.
В храм истинности приведёт.
Конечно, если истину найдёт -
понятие и бытие поженит.
Возможно, если свадьбу не отменит.

УЧЕНИК
Но ведь понятие должно быть в слове.

МЕФИСТОФЕЛЬ
Не в слове, а при слове.
Уж ладно. Для сомнений нет причин.
Срабатывает здесь закон один.
Там, где отсутствует идея,
Ищи словесного злодея.
Нет ни понятия, нет мысли новой
а слово есть, язык давно готовый.
Он оформляет спор, определяет тему,
а напоследок создает систему.
Мы в слово беззаветно верим,
Оно ученью открывает двери.
А, что написано тупым пером,
того не стешешь острым топором!

УЧЕНИК
Я Вас обременяю множеством вопросов
Не нравиться ни мне ни Вам ни теософ, и ни философ.
Возможно, выбрать мне тогда уж медицину.
Я все усилия на тело перекину.
Хотя трехлетняя учеба коротка,
а сфера дел чрезмерно широка.
Хотел бы получить от Вас совет.
Идти ли мне на этот факультет?

МЕФИСТОФЕЛЬ
(про себя)
Мне опостылела речь юного педанта.
Не буду выступать я в роли консультанта.
Пора вернуться в образ чёрта,
в котором линии дозволенного стёрты.
              (громко)
Смысл медицины более понятен.
Нет солнца в небесах без пятен.
Нет человека без болезней.
И нет профессии, чем медицина, бесполезней.
Лишь Бог всем миром заправляет
Он жизнь дает и отнимает.
Зачем искать лекарство от болезней
Выздоровленье без лекарств полезней.
Здесь нужно повеленье Бога ждать,
а не искать причин и не блуждать,
не действовать противу Божьей воли,
освобождая грешника от боли.
Учиться лишь тому, к чему ты расположен.
И выбирать тот путь, который не так сложен.
Использовать доверие, ловить удачу.
Решать знакомую, известную задачу.
Особенно лечить учитесь слабый пол.
Желанье охать, ахать, поправлять подол
присуще женским бестиям, как видно.
Воздействуйте на них степенным видом.
Всем нужно доказать, в искусстве врачеванья
Вы - человек большого дарованья.
Прощупать дамский пульсик хорошо сумейте.
Грудь пышную горячим взглядом обогрейте.
За талию хватайте. Нет запрета!
Проверьте, как затянуты шнурки корсета.

  УЧЕНИК
Пожалуй, это лучшее, что мне привычно.
Все наяву. И дело столь практично.

МЕФИСТОФЕЛЬ
Суха теория. Она нас удручает.
А золотое древо бытия благоухает.

  УЧЕНИК
Вопрос моей учебы растолкован
Могу ли я обременить Вас снова,
чтобы от Вашей мудрости вкусить?

МЕФИСТОФЕЛЬ
Хотел бы Вам я угодить,
коль Вы желаете чему-то научиться
Что я задумал, то случится.

УЧЕНИК
А на прощанье...Вот моя интрига -
для записей семейных книга.
Соблаговолите ли что-нибудь вписать?

МЕФИСТОФЕЛЬ
Я не хочу Вас удовольствия лишать.
   (пишет и подает книгу)

УЧЕНИК
(читает)
"И будете как боги, познавшие добро и зло".
О как мне сильно повезло!
(С почтением закрывает книгу и откланивается)

МЕФИСТОФЕЛЬ
То изреченье тетушки моей,
Известной вам змеи всех змей.
Оно поможет вас от Бога отрешить.
И мир начнет безудержно грешить.
Оно все Божьи идеалы сокрушит.
Богоподобие твоё тебя же устрашит.

               (входит Фауст)
.....................................................


Рецензии