Дорожная история. Алтынай

   
                Дорожная история.

     Рейсовый автобус  "Орёл - Красная Заря" сломался на полпути от Залегощи до Верховье.
Полтора десятка пассажиров отчаянно ругали старенький автобус, а вместе с ним автобусное начальство, затем районное и плавно переходя к областному,  добрались до правительства и, конечно, президента.  А так как дело происходило три года назад (середина 90-х), да ещё поздно вечером, бедному главе государства досталось! Водитель ругал технику и руководство, которое было в тот момент  далеко, а сердитые пассажиры - рядом. Все успокоились после того, как шофёр, остановив встречную машину, попросил коллегу позвонить в автопарк прислать замену.
Постепенно повышенные тона разговоров сменились спокойными, вскоре беседа о "летающих тарелках", уфологах и прочих таинственных явлениях увлекла всех.
Оказалось, что со многими присутствующими когда - либо что - нибудь да происходило.
Одна из рассказанных историй пожилым попутчиком особенно запомнилась.

                Алтынай
Бескрайние степи Казахстана! Можно ехать по трассе час и два, не встречая и не обгоняя никого, и не видеть ни одного кишлака за долгий путь.
Много поколесил я по степным дорогам. Всякое было, но крепко в память запал один случай, и нет ему объяснения.
  По молодости работал я в районной газете водителем, но порой поручали и одному съездить  сфотографировать  кого-нибудь, тем более что фотографировать я умел, и нравилось, и не хвастаю – получалось!
В июне 1972 года редактор поручает съездить в отдалённый колхоз сделать снимок механизатора – передовика.
Как назло наш редакционный «бобик» забарахлил, и я решил выехать на мотоцикле. К вечеру собирался вернуться…
  Ближе к обеду встречный воздух тёплой тугой пеленой обволакивал меня, тормоша длинные волосы из-под шлема. Ещё час, и я буду на месте, вот только лёгкое облачко на горизонте. Вскоре я забеспокоился, так как облачко из гусиного лёгкого пёрышка вырастало в тёмную тучу. Были видны вспышки молний, и всё слышнее становились раскаты грома. А что такое гроза в голой степи, где тебе негде укрыться, а молнии огненными стрелами вонзаются рядом с тобой?
Была даже мысль развернуться да ехать обратно! Но убежать от грозы? Лучше не надеяться. Да и до пункта назначения мне оставалось немного.
Впереди, справа от дороги, стали видны остатки каменных строений. Приблизившись, понял, что это старое кладбище, а строения оказались остатками от склепов. Погост старый, так как близко жилья не было видно.
Первые крупные капли дождя застучали по шлему. Испытывать судьбу я не стал, остановился на обочине и, накрыв мотоцикл брезентом, взяв сумку с фотоаппаратом, поспешил в сторону наиболее сохранившихся склепов в надежде найти укрытие от грозы. А что? В моём положении выбирать- только время терять. Тогда с свои двадцать с небольшим лет, ни к какие предрассудки я не верил, да и вообще ни во что, кроме как в «светлое» будущее.
Мне повезло: вскоре я оказался около узкого входа в хорошо сохранившийся склеп. Заглянув вовнутрь и не увидев ничего, что могло напоминать о назначении строения, смело шагнул под каменные своды.
Под круглым потолком посередине помещения лежала плита, ещё две поменьше находились у стены.

Стоило мне войти, как за спиной хлынули потоки дождя. Облегчённо вздохнул: ведь ещё минут двадцать – и проехал бы мимо укрытия.
Огляделся внимательно, но взгляду не за что было зацепиться, чтобы представить «хозяина» моего приюта.
Кроме нескольких камней, вывалившихся из стен, ничего не было.
А самое главное – никаких насекомых и змей.
Постелив газету на плоский камень, сел, привалившись к стене спиной.
Снаружи бушевала настоящая буря, но до меня доносились только размеренный шум воды, да глухие раскаты грома.
Где грань между бодрствованием и сном? Я не заметил. Только стою в светлой комнате, украшенной коврами, на окнах – полупрозрачные шторы. И сама комната разделена такими же прозрачными занавесами.
Чувствую, что там за тюлем, кто-то есть. Послышался шорох, слегка колыхнулись гардины, и вышла молодая и настолько красивая казашка, что моё сердце затрепетало и камнем стало падать в бездонную пропасть! Где мне взять такие слова, чтобы описать тугую косу, тонкий стан, брови как взмах крыла, расшитые золотом одежды? На меня смотрели глаза полные слёз и печали.
- Почему ты не пришёл? Ты забыл свою Алтынай! – услышал я её голос.
- Я опоздал… прости! Гроза, очень сильная гроза помешала, - мой голос дрожал.
- Нет, уже поздно! Прощай мой любимый! Теперь я тебя никогда не увижу!
Сколько горя было в её глазах, влажных от слёз! Какая безмерная тоска овладела мною! После её слов сердце разрывалось в груди! И слёзы, горячие слёзы полились по моим щекам. Мне не было стыдно за них. Чувствую, как от меня неуловимо уходит самое дорогое самая большая драгоценность в жизни!
- Прости меня… - твержу почти шепотом, смотрю на неё и не могу больше говорить, слова вязнут в гортани. Осознаю, что вижу её в последний раз, и от этого ещё больнее душе.
Она делает шаг ко мне, протягивает руки, шепчет:
- Поцелуй меня… скажи, ты меня не забудешь!
Делаю шаг на встречу – это наш первый поцелуй, прикасаюсь к её губам. Какие они холодные….

   …Слёзы застилают глаза, от рыданий перехватило дыхание, чувствую, что меня знобит от холода. Наконец рассмотрел серые стены склепа и вернулся к действительности. Схватив сумку, выбегаю наружу. Светит солнце, почти склонилось к горизонту. Дождя давно нет. Жду, пока глаза привыкнут к яркому свету, медленно плетусь к дороге. Руки дрожат, ни как не могу осмыслить пережитое…
Мокрой серой лентой стелется дорога. Вокруг – чистенькая, умытая степь. Быстро добрался до места назначения. Предложили переночевать, на что я, конечно, согласился. Вечер потратил на расспросы о давно минувших временах.
Мне повезло: старая казашка поведала легенду о любви 16-летней дочери бая к молодому джигиту Тимуру.
Когда услышал имя красавицы - Алтынай, - я был потрясён…

 … Далеко по степи разнеслась слава о смелом джигите Тимуре. И в скачках, и в поединках на земле не было ему равных. Только ни кто не знал, что в груди у молодого воина пылает пожар любви к красавице Алтынай, дочери бая. Ей тоже нравился храбрый юноша, и они дальнейшую жизнь друг без друга не представляли. Их встречи были тайной для всех. Зная, что её отец ни за что не отдаст дочь за небогатого жениха, молодые люди решили бежать. Назначили день и время. Но злой рок вмешался в осуществление задуманного.
В ту ночь разразилась сильная гроза, и охранник заметил, как через глинобитную стену во время вспышки молнии мелькнула тень. Тимура схватили. Узнав о цели визита, разгневанный бай велел затравить юношу собаками…
Алтынай узнала от служанки о страшной смерти любимого. Жить без него она не захотела и, приложив нож к груди, упала не него, пронзив своё сердце.
 
 Старая казашка, вздохнув, добавила, что отец Алтынай очень горевал о смерти дочери и приказал построить большой склеп, где и похоронили несчастную девушку.
Вот и вся история. На следующий день, проезжая мимо кладбища, я пытался найти склеп, приютивший меня от непогоды, но сколько не ходил между развалинами и остатками могил, так и не нашёл убежище. Мне стало не по себе, и я поспешил на дорогу к мотоциклу…
… Рассказчик замолчал, и с минуту все пассажиры сидели в тишине.

 Примечание: Алтынай от слова золото.
 Виктор Цаплин. 1990-2000г. Опубликовано в газете «Орловский меридиан».


Рецензии