Встречи с музыкой. Феликс Мендельсон-Бартольди

1. Образы

Источник радостной музыки Феликса Мендельсона-Бартольди - весеннее солнце.

В музыке Мендельсона-Бартольди торжествует природа.

Музыка Мендельсона-Бартольди – это тихий шёпот дубравы, призывающей путника отдохнуть в своей прохладе.

Когда звучит светлая музыка Мендельсона-Бартольди, кажется, что летний ветерок теребит пряди волос.

Быстрая и лёгкая музыка Мендельсона-Бартольди вызывает в памяти образ птиц, уносящихся в небесные дали.

Музыка Мендельсона-Бартольди мягка и податлива, как воск. Композитор без всяких усилий создаёт гениальные мелодии!

2. Стиль

Феликс Мендельсон-Бартольди – певец юности и красоты.

Мендельсон-Бартольди пишет музыку светлого изящества и благородной красоты.

Мендельсон-Бартольди дарит людям музыку Небесной чистоты и ясности.

Музыка Мендельсона-Бартольди ласкает слух нежными мелодиями.

В музыке Мендельсона-Бартольди поёт любовь и нежность.

Мендельсон-Бартольди воплощает в музыке счастливую любовь.

Музыка Мендельсона-Бартольди – лирична, возвышенна, светла, имеет тысячи оттенков эмоций от бурной радости до светлой печали. Это музыка, полная очаровательных звуков, царства гармонии, красоты, элегантности.

Буквально с самого начала композиторского пути Мендельсона-Бартольди захватывает лирический поток, который позднее вливается в океан лирики.

Музыка Мендельсона-Бартольди – это океан лирики с островками чудесных мелодий.

Какую бы музыку не сочинял Мендельсон-Бартольди, она всегда отличается лирическим мелодизмом.

Мелодии Мендельсона-Бартольди ласковы и нежны. Они, словно птицы, уносятся в небо.

Музыка Мендельсона-Бартольди содержит в себе упоение счастливой жизнью.

3. Произведения

Под звуки «Свадебного марша» Феликса Мендельсона-Бартольди происходит бракосочетание молодых людей - торжество любви и счастья!

Фортепианные «Песни без слов» Мендельсона-Бартольди распространяют аромат утренних цветов.

«Песни без слов» Мендельсона-Бартольди вводят в мир лирических эмоций: это тихое созерцание природы, это лёгкая задумчивость, это воспоминания о дорогом существе, хрупкая нежность, светлые грёзы, неожиданный порыв фантазии – тогда чувствуешь, что дорогой человек находится рядом с тобой. Но – увы! - всё это только мечты.

Симфонии Мендельсона-Бартольди в своей основе лирические: когда автор воплощает в них чувства влюблённого, дарящего нежность и ласку избраннице сердца, или когда передаёт впечатления путешественника, перед которым открываются итальянские и шотландские пейзажи, он проникает в древнюю историю народов, воспевает подвиги героев.

Лирика Мендельсона-Бартольди властвует в произведениях для органа, даже тогда, когда его мощные созвучия заполняют вселенную.

Монументальные оратории Мендельсона-Бартольди насквозь пронизаны лирикой, но их лиризм имеет эпический характер.

Будь Мендельсон-Бартольди учеником Иисуса Христа, он оказался бы сердечным другом Учителя. Это доказывает музыка лирико- эпических ораторий «Святой Павел» и «Святой Илия».

Вдохновенные произведения Мендельсона-Бартольди в высшей степени гармоничны: они в равной мере классические и романтические.

4. Среди гениев

По мелодической ясности и свежести музыкального языка Феликс Мендельсон-Бартольди сопоставим с Альбинони и Вивальди.

Двадцатилетний Мендельсон-Бартольди возвращает к жизни величайшие творения Иоганна Себастьяна Баха, включая знаменитые «Страсти по Матфею».

Первоисточник органной музыки Мендельсона-Бартольди надо искать не только в произведениях Иоганна Себастьяна Баха, но и в творчестве Карла Баха, т.е. так называемого «берлинского» Баха. Именно Берлин объединяет обоих композиторов в одну музыкальную школу.

Мендельсон-Бартольди – всеохватывающий лирик: и лирический Бах, и лирический Бетховен!

Мендельсон-Бартольди как личность по-гётевски интеллектуален, как музыкант по-моцартовски эмоционален: его человеческо-музыкальную сущность определяют два имени: Гёте и Моцарт.

Мендельсон-Бартольди воспринимает светлую лирику от своего учителя Карла Фридриха Цельтера, написавшего свыше 200 песен.

В ораториях Мендельсон-Бартольди соединяет воедино героического Бетховена и лирического Шуберта. Через несколько десятилетий этот синтез возродится в симфониях Малера.

Нельзя не заметить, что музыка Мендельсона-Бартольди стилистически чистая, чего нельзя сказать о некоторых произведениях Моцарта и Бетховена

Оратории «Святой Павел» и «Святой Илия» Мендельсона-Бартольди и живописное полотно «Мессия» Александра Иванова принадлежат к разным национальным культурам и разным христианским вероучениям, но они одинаково пропитаны мощным религиозным духом!


Рецензии