C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

1. Слово о полку Игореве. Начало

Вступление  - Зачин   Слова.

          СЛОВО   О   ПОЛКУ   ИГОРЕВЕ.
                Игоря  -  сына   Святославля,  внука   Ольгова

               Станислав Сахаров -  ЧТЕНИЕ    С    ПОЯСНЕНИЯМИ

Некоторые  пояснения -  в  самом   переводе.
Комментарии даны там, где  выводы не совсем совпадают  с  общепринятыми.
Да и там  есть много спорных  мест с противоречивыми выводами. 
А у меня нет цитат, которые смогли бы подтвердить или опровергнуть  версии.
Имею  своё  представление  о  предмете.
   Пытался  показать поведение  людей  и сил природы.
 В  Сети  можно найти  много такого, что  по некоторым пунктам совпадает с тем, что  с  удивлением можно увидеть  здесь.
   И  я  ничем не отличаюсь от знаменитых и именитых  учёных,
 которые  «за  уши»  вытягивают  свои  выводы :
Лихачёв, Сулейменов, Зимин, Ужанков, Зализняк.
Можно  пристроиться  к  одному  из  них  и,  прикрываясь им, свободно высказывать  своё…     У  каждого  из  них  есть  вымученное.
Каждый  может увидеть то, что  другой  не  заметит.

    «За два столетия неоднократно появлялись не только  высокоталантливые,               
      но и посредственные с художественной точки зрения, не имеющие научного
      значения интерпретации  произведения.  «Слово о полку Игореве» оказалось в   
       водовороте жанра фэнтези, стремящегося потеснить и опровергнуть выводы               
      академической науки. Работа над  «Словом…» требует от человека,   
      приступившего к ней, глубоких энциклопедических знаний и одарённости» 
                Затеваева  Г.Н.  (slovoyar.ru)
Цитата  из  Сети :
«Маленькая или плохо написанная статья - это  не  неуважение  к  тебе, дорогой читатель, не результат нашей небрежности, но просьба о помощи! Затронутые в этом проекте темы так неохватны, а у нас так мало сил, времени и знаний.
 Если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит, ты знаешь хоть немного больше,
- помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденной информацией, и пришедшие после тебя будут тебе  благодарны.

  Разбивка  древнерусского текста - по  Д.С.Лихачёву               
  (Реконструкция - перестановка некоторых куплетов)
  120  фрагментов.
      «Когда читаешь «Слово», живо чувствуешь, что  автор предназначал его,
 скорее всего, для произнесения  вслух» - Д.С.Лихачёв.
Некоторые  исследователи считают, что  «Слово» читают (поют)  несколько голосов.
У меня  получилось  трое :  русины  Старейшина и Боян  и  половчанка  Кончаковна…
      Многие  слова и фразы   «Слова»  при  чтении  вслух  могут  быть  понятны  современному читателю. Большие  куски текста даны даже без перевода.   
И  это  даже  не перевод  и  не  переложение,  это  чтение …
     При чтении вслух  сплошная строка разбивается на слова и находят своё место запятые.
( В опере  М.Мусоргского  «Борис Годунов»   Варлаам  читает  текст  как бы сплошной строкой, отдельные слова не выделяет.)
На этих разбивках и запятых  «спотыкаются»  исследователи-переводчики.
От разбивки может меняться  смысл, а от запятых – направление  размышлений.
 -  Предполагается, что читатель имеет какое-то представление  о  «Слове».
               
1-а  Зачин  -  №   1-14 куплеты,    1-   1-8 стр.
       1-б -       Рокотание Бояна - №  4 - 9   

2- Песнь  о  походе -      №  15- 63  -  8-21 стр.               
2-а .  Подготовка - № 15 - 17
         2-б.   Выступление –№ 18 – 29
         2-в.          Половцы -  № 30 - 32
             2-г.    Отступление  - № 33 – 63  -   13-21 стр.
 3. Сон Святослава -   №  59-69    -  21-24 стр.   
4.  Злато  слово   -    № 70-88   -   24-29 стр.
 5.     Всеслав  -  № 89 - 93     -  29- 30 стр.               
6.  Плач  - №   94 – 98   -  30-33 стр.               
7.  Возвращение  -  № 99 – 120   -  33-38стр.               

                ВСТУПЛЕНИЕ
               
       СТАРЕЙШИНА  к  братии :
1.                Все  мы  знаем  о  неудачном  выступлении
                «Ольгова гнезда»   за  землю  Русскую
                на  землю  Половецкую. 
                Боян – наш  давний  знакомый  –
                имеет  что-то  сказать.
                Мы  собрались здесь, чтобы  послушать  ещё  раз.               
         Боян  бо  вещий,                Когда  БоЯн – вещатель,  как  и  все  песнопевцы,
аще  кому  хотяше  песнь  творити,                песнь  кому  хотел  творить,
то  растекашется  мыслию  по  древу,                то  брехливо  растекался белкой
                по  прошлому  мыслями,
     серым  вЪлком  по  земли,                хитро  серым  волком  по  земле,
     шизым  орлом  под  облакы.              византийским  Пегасом - орлом  высоко.
Помняшет  бо, рече,                Помнил  он, как  говорил,
первых  времен  усобице.                времена  усобиц  давних. 

                Первый  случай :  Каин и Авель.
                А на Руси – и после Игоря, и после Святослава, и после Владимира.
                Но особенно ярко проявилось  после  Ярослава Мудрого, который разделил   
                Русь  на  Земли. К тому времени половцы подходили к Руси
                Что имел Автор в виду?  Поскольку в «Слове»  идёт речь  о событиях после 
                появления  соседями Руси  половцев,  и  указаны им отношения   
                Мономаховичей  и  Ольговичей , то  и  первые усобицы по мнению  Автора и
                Бояна -  начались с тех пор.

2   Тогда  пущашеть  десять  соколов           Тогда  такой же  Боян -
                Ян Вышатич-орёл  пускал  10  соколов-князей
      на  стадо  лебедей.                на  становища  Лебедей-половцев.
    Которые  дотечаше,                Обращали  их  в  веру  Христову.
   та  преди  песнь  пояше –                И  те  начинали  петь  хвалу :
  старому  Ярославу,                старому  Ярославу  Мудрому,
 храброму Мстиславу, иже зареза  Редедю     Храброму  Мстиславу,               
                который  зарезал Редедю
пред  полкы  касожьскыми,                перед  полками  касожскими,   
  красному  Романови  Святославличу.                красному  Роману  Святославличу,
                убитого  половцами  в  Тьмуторокане.
               
3
 Боян  же, братие,  не  10  соколов         Божественный же, братие,  Ян не десять соколов
на  стадо  лебедей  пущаше.                на  стадо  лебедей  напущаше.
Но  своя  вещиа  персты                Но  свои  вещие  персты
на  живые  струны  воскладаше.                на  живые  струны  воскладаше.
Они  же  сами  князем  славу  рокотаху.               Они  же  сами  князьям  славу  рокотали.
                Соколы  сами  действовали.
                Бояны  только  хвалили  их.

Автор  конкретно указывает  на своего современника,  который  был  в курсе событий.   
Даже  был  участником  похода.   (Это  Беловолод?   Ольстин Олексич?   Эти  имена  не   
     появлялись  на  форумах.)   Сам  он  среди  священнослужителей  был  мелкой  сошкой.
          А  его  рассказ  и  вошёл  в  летописи,  но  с  боярскими  добавками-подробностями.
            Что  заставило  Автора  скрыть  истинное  имя  человека, который  набрехал   
            Великому  Князю Киевскому ?   Да  и  само  «Слово»  не  было  настольной  книгой
            и  тщательно  скрывалось.
           «Историю пишут победители» - ну  негоже  хвалить  не  своих.
           И  всё-таки  последний  и единственный список  «Слова» был уничтожен   
           открывателями. 
                «Трудная повесть» = трудная судьба  самого  «Слова».
           Этот  Боян  помняшет другого, настоящего, Бояна, жившего  сотней  лет  раньше.
                Вот  тот  Боян  был  влиятельным  человеком в княжестве.  Он  был   «орлом»  по   
                отношению  к  «соколам»-князьям.    Орёл – Византийский.  Ведь оттуда   
                пришла  вера   христианская.
            Этот  другой  Боян  -   Ян  Вышатич  (1016-1106гг).
            «Учебный  справочник школьника» («Дрофа»,2002г, стр 554) подтверждает  это.            
                Ян Вышатич  был и воеводой, и попом.

          « Повесть временных лет» ( Д.С.Лихачёв) :
    1043 г.- Ярослав послал сына своего на греков, а воеводство поручил Вышате,
о т ц у    Я н а.     Чем знаменит  Ян ?
    1071 г.-   Ян   от   князя   Святослава   собирал дань на Белоозере. Тут Нестор лукавит-  собирая  дань  Ян  выполнял и другое задание: усмирить волхвов-язычников, восставших против христиан . Его хотели убить, но он был хитрый. Волхвам удалось убить Яневу попину.  Поп ина – попадья – жена  попа. Поп, как комиссар в Красной Армии, должен владеть силой воздействия на массы, и на их командиров. Ян жестоко расправился с язычниками.
  В  «Слове» это замечено : Рек  Ян, песнотворец старого времени Ярославова, Ольгов хотимец,   на  походы   Святослава.
     1089 г. – Освящена церковь при благородном князе Всеволоде Юрьевиче и детях его Владимире (Мономах)  и  Ростиславе. Тогда воеводство киевской тысячи держал Ян.
     1106 г. -  Святополк послал на половцев  Яна  и  Ивана. Вылазка была удачной. В  «П.В.Л.» не указан половец, может, это был  Боняк , или  дед  Кончака  Шарукан. Карамзин об этом умолчал.
В этом же году преставился  Ян, старец добрый, прожив  девяносто  лет, в старости маститой.  Жил  по закону    б о ж и ю ,  не хуже был первых праведников.
   От него же  и  я  много рассказов  слышал, которые  и  записал  в  летописье этом, от  него услышав.
   Был он муж благ, и  кроток, и  смирен, избегал всякого зла.
   Гроб его находится в  Печерском монастыре, в  притворе, там лежит его тело, положенное месяца  июня  в  24-й  день.

            Ян  Вышатич, которому  было  90 лет, - какой  он  вояка?
            Но  его слово  было  нужно  князю.
                Словом и мечом  он  распространял  и навязывал  христианство.
           Бояны -  тропари  -  насаждали  христианство  в  Поле,  Степи.
                Половцы  начинали приближаться   к  Руси  при  Ярославе Мудром.
               
     Но  почему-то именно  последний  Боян , а не  Вышат  и  не  Ян Вышатич, и никакой другой  песнопевец  боян  с гуслями -   с  подачи  «Слова» - после   вывода  его  «в люди»  Пушкиным,  стал  почитаемым  и  воспеваемым. Тогда  же  первооткрыватели  и  трактователи  были  не  совсем уверены  в  том, что  показывали.

 Что  же  он  расскажет?   
               
                РОКОТАНИЕ  Бояна

4.       Почнём  же, братие, повесть  сию                Почнём  же, братие, повесть  сию
от  старого  Владимира                от  того  давнего  Владимира – Мономаха,
 до  нынешняго  Игоря,                он  половцев  удачно  отражал, 
                до  нынешнего  Игоря.

                Раз  в  повести  речь  о появлении  половцев  и  о  походе  на  половцев,
                то тут  ближе  к  понятию  -  Вл.Мономах,  а  не  Владимир I .      
                Но  он  не  показан  в  действии.  Хотя  и  два  раза  был  упомянут.
5.
 иже  истягну  ум  крепостию  своею              Когда  он  ум  своим  упрямством  извлекал,
и  поостри  сердца  своего  мужеством,              а  сердце  мужеством  своим он  заострял,
наполнился  ратного  духа,                наполнился  ратным  духом,   
наведе  свои  хоробрыя  полкы                повёл  свои  хоробрые  полки               
     на  землю  Половецкую                на  землю  Половецкую,               
          за  землю  Рускую.                что  за  землёй  Русской.

                *    За землю Русскую  =  за  пределы.  Патриотизмом  здесь и не пахнет.
                *    Вот  Игорь  отправился в поход   пограбить.  Это  - обычное  дело,
                шкодничать.  «Семь богатырей  возвратились  с  молодецкого разбоя».
                Боян  осуждает  выходку  Игоря.  И  Святослав  был  недоволен.
6. 
 Тогда  Игорь  возре  на  светлое  солнце        Тогда  же  Игорь  возре  на  светлое  солнце,
и  виде – от него тьмою вся своя воя прикрыты.       и виде–от него все свои воины
                тьмою прикрыты.

                *     Неожиданное препятствие.
                На  Руси  -  астрономов  (звездочётов) - не  было, чтобы  подсказать ? !  !
                Куда  делась  вся цивилизация, которую  создали  народы, ставшие   
                русинами,  но  при переселении  ничего  не  принесли  на  территорию, 
                ставшей  позже  Русью?   
                Ночь  среди бела дня.  Люди,  очень  суеверные  в  то   время, ужасались.
 
 7.      И  рече  Игорь  к  дружине  своей                И  рече  Игорь  к   дружине  своей:
   «Братие  и  дружино!                «Братие  и  дружина!
Луце  ж  бы  потяту  быти,                Лучше   ж  погибшим быть,
неже  полонёну  быти.                нежели  с  позором  оказаться  в  плену.
А  всядем, братие,                А   всядем, братие,
на  свои  борзыя  комони                на  своих  боевых  коней 
да  позрим  синего  Дону!»                да  позрим  синего  Дону!»

           «Нежели с позором» ..  Готовились, чтобы  «не проиграть». 
            Но и  другое :  Игорь недавно женился. На свадьбу поистратился, 
            Поназанимался  у  купцов.  Надо  отдавать. 
         «Коллектора» =  вышибалы   были  во  всяком времени.
            После возвращения  он отправился   для  отчёта  не  к  Великому  Князю,
            а  к  Пирогощей  -  церкви  купцов.           (Это  предположение   Г.М.Кислова)      


8.         Спал  князю  ум  похоти,                Спал  князю  ум  похоти 
         и  жалость  ему  знамение  заступи      и  жаль  ему, что  знамение  природное
         искусити  Дону  великого.                заслоняет  желание  испытать  себя  на  Дону.

                «Спал  ум  похоти»(8)   и   «истягну  ум  крепостию  своею»(5).
                =  1-е  :   моча в голову  ударила,- (по- народному),
                =   2-е  :   экстрим, адреналин  в  крови,-( по- научному),
                =   3-е  :   похоть и любо =  удовольствие,  сродни  оргазму.

9.  «Хощу  бо,- рече,- копие  приломити          «Хочу,- рече, -  копьём  приломити  к  Руси
конец  поля  Половецкаго.                часть  поля  Половецкого.                С вами, русици, хочу главу свою приложити,           С вами, русины,
                хочу даже голову свою сложити,
а  любо  испити  шеломом  Дону».                но с  наслаждением  испити  шеломом  Дону».

 9……..  В  то  время  население  Руси  называлось   русинами.
 …… О  русских  говорят  Боян  и  дополнительный персонаж,
           названный  здесь  Старейшиной   (старший по летам)  -  русины  названы  русином.            
               Русичами   их  называли  тюркские народы, конкретно - половцы.
               Автор по этому признаку (1) и другим, что в  «Слове»  - человек  из  половцев.
            
       Заметим,  что  в  Игоревом  обращении,  которое  показал  Боян, а  его  передала   
 нам  Автор,  представлено  пожелание, намерение – прибавить к Руси  новых  земель.
     Желание большей  славы.    И  потеснить  Святослава.
   Так  придворный  певец  показал  только  реакцию   Игоря.
                Перед походом – пол-луны  убывающей : «мужество сердца».
                Через неделю -новолуние  и  затмение -«спал ум похоти» = упрямство.
            
               Копьё – символ  завоевания территории (застолбить) или  имущества.               
                В дальнейшем  увидим , что  Игорь  шёл  за  лёгкой  добычей. 
               
                РЕПЛИКА  С  МЕСТА  - женский  голос :

10.  .    Не  лепо  ли  ны  бяшеть, братие,           А  ведь  ныне, братки, не  противно ль 
начати  старыми  словесы                начинать  истрёпанными  напыщенными  словесами
трудных  повестий  о  полку  Игореве,           трудную  повесть  о  полку  Игореве -
                Игоря  Святославлича ?                о  походе  Игоря  Святославича
                так,  как  начинает  её  Боян?
Начати  же  ся   той  песни                Пусть  же  начнётся  та  песня
по   былинам  сего  времени,                по  былинам  сего  времени,
а  не  по   замышлению  Бояню.                а  не  по новому  замышлению  Бояневу.

      «Ны»  рядом  с  «старые словесы» =  «ныне».
 ….. В самом  «Слове»  есть  и  «нынешний»,  «наниче»   и  конкретно
              «нама»  и  «нам»  =  нам.               
          Все показывают  «НАМ».   Это вполне возможно  и  так, ведь в  предложении
          заметно  обращение  Автора  к  слушателям, чтобы  они  подключились  к  процессу.
          А  они  молчат.
                Рассказ  Бояна о  походе  представлен  в  виде,  удобном  для  князей.   Поэтому   
          и   вошёл  в  летописи  с  поправками  от  бояр. В них не  отражены  некоторые   
          подробности.  . = Стремление  Игоря выйти из-под  опеки  Святослава.
                -   Некоторые  сомневаются  в  постановке  знака  «?».
                Но  «ли» в первой фразе  и  «же»  во второй говорит  о вопросе  в  первой.
                А  вопрос всё-таки  утвердительный.
               - Старые  =  дряхлые,  давние,  прежние, традиционные, повторяющиеся.
               -  Словеса = напыщенная  поэтичность  и  брехливость, искажающая  истину.               
               - «Былины  сего времени» = правдивость  оценки  прошедших  событий.
               -  «Старые словеса»  =  противоположность  «былинам сего времени».
               -  «Замышление» - в этом слове  слышится  подвох, неправда. =
                = Просто  замысел.   Но  и  «бесовское  измышление».
                «Замышление Бояна»  - - - По построению фразы = Замыслил  я  рассказ. 
             -  «Братки» - это моя  вольность. Но разве тогда  «братков» = бандитов  не  было?..
                Обращаясь  к  «братие»  Автор  обозначила  их  деятельность, их готовность   
                пограбить. -  См. – речь  Всеволода (№17). 

         «Молодая гвардия»  в  Краснодоне.  Подпольные,  хулиганские  по сути,  действия
         подростков там  и  на  Слободе  (в Уссурийске)  во время  японской  оккупации   
        Дальнего  Востока.   И  те, и другие после окончания  войн  были оформлены  как   
        действия  подростков  под  руководством  комсомола  и  ВКП(б).
        Фадеев  переделал  свой роман после указания  Сталина,- добавил  действующее лицо -парторга.
               
11.      О  Бояне, соловию  старого  времени!           О  Боян, певец  прошедших  времён!
Абы  ты  сиа  полкы  ущекотал,                А  не  так  бы  ты  эти  походы  ущекотал,
скача,  славию,  по  мыслену  древу,                скача, славянин, в  мыслях  по  прошедшему
летая  умом  под  облакы,                и  сравнивая - летая  умом  высоко,
свивая  славы  оба  полы  сего  времени,                свивая  обе  славицы  сего  времени,
рища  в  тропу  Трояню                носясь  тропарём-проповедником ,
             чреСъ  поля  на  горы.                нёс  бы  правдивые  вести  с  Поля  на  Горы!
      
                Нужен  взгляд с  Поля Половецкого.  Взгляд участника похода. 
                …..                Это   2-й  признак  принадлежности  Автора   к  половцам.
                -    Боян  что-то  скрывает, а Автор  упрекает его  за недостоверность.
                Боян = славянин.  Автор =  не славянин  -  половчанин.
                «Соловий»  и  «славий»  - похоже, что  «соловей» . Но в первом случае –
                слышно -«певец»,  а  во втором  - не совсем.
          -   «Рища», «нарищуше»  =  рыская .   Боян  -  «бегал в надежде найти что-н.» -
                Вместе  с  соколами-князьями  одолевал   Лебедей.
         -  -  Так  и  Всеслав  «рыскал во тьме» - искал своё место.            
      -  -  -  Набег, - не для захвата территории. Так  половцы  нарыскивали  на  Русскую   
                землю, собирая дань.  Это после победы  над  Игорем.
               
               - -   «Свить  обе  половины  славы  сего  времени !»  Бояна  и  Автора..
                Но  не  свиты, не  сложены   обе  былины.
                Именно  в этом  упрёк  Бояну.
                Есть рассуждения : « оба  полы» = обе  половины   и    «обаполы»= около.
                Поэтому  в  переводе в  конце  «Слова» :
                «Молвил  бы  так  Боян…»    Этот  Боян – мелкая сошка,   
                не  мог, побоялся,  резко  сказать  Великому  князю,
                И  Автор  смягчила  резкость. Но  не помогло – прищло  полузабвение.               
           - - -   Всё  описанное  в  газетах  было  в  действительности,
                но  не  там,  не  тогда    и  не  так.

                «Свивая  славы  оба  полы  сего  времени».
                Тут   уже  не  о  «Слове»,  а  о  том, что  в  последние годы   происходит
                С  Историей  сообще  и  с  нашей  -  в  частности.
              Почему  первых  людей  обнаружили  в  тёплых краях?  -  Да  потому, что  в   
              мерзлоте   Сибири  и  Якутии  никто не искал. До недавних пор.
          Раскачиватели  канонической  (школьной)  истории  заметили  какие-то
          несоответствия  и  на  этом  стали сочинять  Новую  Историю.
          Но  их  в  их  увлечении  сильно  без  меры  понесло.
             Да и поведение  РАН  не  способствует  сближению   разных трактовок.
            
               
12.   
     Пети  было  песнь  Игореви ,                И  чтобы  этот  Яна  Вышатича последователь 
            того  внуку:                так  начинал  песнь  о  походе  Игоря:
      
    ( Построение  фразы подобно такой :  Можно ли верить  ему?  = 
    …… = Ему  верить  можно !.   Но  :  -  Можно! Пусть верит.)   
 
         --    Надо  было, чтобы   тот  Янев   внук  так  пел  песнь  про Игоря ..   
               
        У  Лихачёва  после  Игореви- запятая. А в переводе – убрал. Запятая меняет   
        ориентацию, с запятой  -  получается, что  Игорь = внук  чей-то   или  внук  Бояна.
                Или : петь надо было самому (надо,чтобы пел сам Игорь – внук  Ольгов).
                Такое прочтение вывело некоторых на то, что Автор «Слова» - сам Игорь.

                *   Ян  Вышатич  (1016-1106гг).    Боян – продолжатель  дела  Яна.

13. 
       «Не  буря  соколы  занесе                «Не  буря  соколы  занесе 
        чреЗъ  поля  широкая –                через  поля  широкие -
       галицы  стады  бежат                Шумные  Игоревы  наёмные  отряды  двинулись   
      к  Дону  великому».                к  Дону  великому  за  лёгкой  добычей».
               
                Галлы = ~французы.  Галицы = петухи.
                Игоревы  отряды  -  разномастные.  Да и сам  Всеволод  с  петушиным задором. 
             
                Шум  в  «зале»  …
   
  СТАРЕЙШИНА:   
               
14.    Чи  ли  воспети  было,                Или  вот  так, вещий  Боян, 
   вещий  Бояне,  Велесовь  внуче:                воспевает  поход   Велесова  внучка: 

-                ВелесовЪ    внуче . 
                Велес – скотий бог;  опекун  певцов.   Внуче  = внука, внучка.
                - Олег Гориславич  берёт в жёны  «Акаепиду  дщерь  Яневу  внуку»
                - Сын  Мономаха  Андрей  был  женат  на  внуке  половецкого  князя  Тугуркана.
                -   П.Ершов, «Конёк-горбунок» :  «старый  внуку  в  жёны  взял». 

          Такие ориентиры : взгляд половецкого человека, и этот человек – женщина.
          Половецкая женщина …  На  примете  -  дочь  Кончака,  невестка  Игоря.

Психологи  заметили, что  мужчина   выражает  факты,  а  женщина  -  чувства.
Направление  поисков  исследователей – только  факты, поэтому не видят явную интонацию  чувственных  ощущений  Автора  «Слова».
           В подтверждение этого -  в концертах по заявкам радиослушателей – заявки подают в основном женщины. Мужчины – очень редкие заявщики, поздравители.
Появляются  маленькие коллективы – хоры, - в основном  там  пожилые женщины. Мужчин там мало – один  среди десяти.  « Бурановские  бабушки» - (ансамбль)  не взяли к себе мужчину завалящего.

Она  перешла  с  Владимиром  и  сыном  на  Русскую землю. И  что-же  она  слышит?..
Это  ей  не  понравилось, и она  бросает  упрёк  Бояну.
Независимый  характер Кончаковны -  Она на Руси  взяла имя  Свобода  (Кзачка). 
Велес =  скотий  бог  и  покровитель  поэтов.  Половцы = кочевники, скотоводы.
   3-й  признак.   (Может быть, это притянутый намёк,  но – всё-таки…)


Рецензии
Станислав, добрый вечер! Хочу познакомиться с Вашей работой, сложные берёте темы,
но очень нужные и интересные.

Людмила Иоффе   09.02.2017 19:30     Заявить о нарушении
Людмила!
У меня - не лирика, не байки, не рассказы с закрученным сюжетом.
А тут исследование, копание в мелочах - с подведением итогов.
Не каждому это интересно.
Не каждый доходчиво популяризирует.
Но вопросы истории...
Я пытаюсь не быть безапелляционным. Надо либо "убивать" фактами и/или оставлять возможность опровергнуть или подтвердить ...
Жаль, что в "необычной истории" (без ведущего) продвинутые историки с большим богажом "нарытого" не могут признавать выводы других. Как на разных шоу.
Людмила!
Как вам такой поворот как в "Плаче Ярославны" ?

Станислав Сахаров   10.02.2017 05:28   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Станислав! Пока ещё ничего не могу сказать о "Плаче Ярославны" и тем более, о вашей сложной исследовательской работе, для этого нужно время и
определённый настрой, как вы правильно заметили, не каждому под силу справиться с таким материалом. Я только попробовала немного вникнуть, поэтому не могу ещё ничего сказать, кроме того, что читается сложно,

Людмила Иоффе   10.02.2017 08:39   Заявить о нарушении