Дурак

«Первое, что узнаешь в жизни, - это то, что ты дурак. Последнее, что узнаешь, - то, что ты все тот же дурак».

Р. Брэдбери. «Вино из одуванчиков».

Я писатель ?

Чем так замечательна моя жизнь, что я решил ее описать? Ответ банален — жизнь каждого человека неповторима и по-своему замечательна, но это еще не повод пространно о ней рассказывать. Кому нужны истории миллиардов практически никому не известных людей? Ответ подразумевается в вопросе. Я самый обыкновенный, ничем не выдающийся человек, о существовании которого известно очень ограниченному кругу людей и о котором, после смерти, еще меньшее число людей пожалеет или будет вспоминать. На скрижалях истории из миллиардов остаются единицы имен. Да и важно ли мне,  останусь ли я в памяти людей, когда меня уже не будет или нет? Это трудный вопрос. Пока я жив, наверное, важно. Сократ в диалогах Платона рассуждает о двух видах бессмертия: первый, низший вид — это бессмертие в своих потомках; с этим у меня хотя и не блестяще, но как будто все в порядке — двое детей, девочка и мальчик; второй, высший, вид бессмертия — это бессмертие в бессмертных деяниях, как, например, бессмертие Гомера... вот с этим дело плохо. Так может быть, берясь за свое жизнеописание я настолько талантлив (или мню себя таковым), что рассчитываю этим трудом остаться в памяти благодарного потомства? Кабы так. Но иллюзия сия  тешит мне душу.
Кстати, замечу, что это подведение итогов, предсмертные мемуары или записки, жанр «последний книги», хотя о душе я задумываюсь не первый год и для этого есть некоторые предпосылки.

Что я хочу написать? И как?

Но я расплескался мыслью по древу и отвлекся. Итак, одна причина (вернее одна из нескольких разных) в том, что жизнь любого человека неповторима, её необходимо выразить в художественной форме. Вторая причина- желание заняться творчеством, что-либо сочинять. Видно у меня это желание с детства, уже в детстве я пробовал сочинять и мечтал стать писателем. Писал, подражая тем романам, которые тогда читал -о морских приключениях, или историческим романам,  типа Варфоломеевской Ночи. Один рассказ со своим другом Сашей мы написали вместе- небольшой детектив, и получили огромное удовольствие от похвалы учительницы литературы. Потом я стал сочинять приключенческий роман, но не окончил, так как стал читать брату, а он заснул во время чтения, и я обиделся и бросился свой роман.
Через некоторое время я опять стал не только мечтать о романе, но постоянно писать и писать так, как пишет тот автор, которым в данный момент увлекался. Ведь мне  мечталось стать писателем и я делал чисто подсознательные попытки писать под Жюль Верна, под Мериме. В более зрелое время  я зачитывался и подражал таким писателям как Диккенс, Борхес, Кортасар, Пастернак и другие.
    Я считал, что важно, если мой роман прочитают хотя бы несколько людей, близких мне: дети, жены, братья. Хорошо, если кто еще.
А недавно у меня появилась новая мысль,  я её даже записал в начатом дневнике- что написать нужно что-то жутко смешное или микс  из   художественного произведения, стихов, научных статей, из дневниковых записей; но появился страх, что получится что-то сугубо эклектическое и поэтому безжизненное, как гибрид разных формы жизни.   
А ведь я хочу рассказать о себе: своих мыслях, чувствах, поступках, автобиографию духа (от и до), но в художественной форме, а не в мемуарной или автобиографической. Соглашаясь с Набоковым, «не биографический роман» (цитата). Мне кажется, что если подобное можно себе представить, это должно быть что-то синтетическое (Набоков — Пастернак — Булгаков), но в то же время лично своё не только по материалу, но и по форме.
От Набокова — игра со словом, цитирование произведений, перевоплощение героя, двойники.
От Булгакова — мистическая сторона его творчества, а также методы использования биографии в художественном произведении.
От Пастернака- также воплощение жизни автора (духовной жизни) в жизнь персонажа (доктор Живаго)               


            В то же время, это должна быть на 100% моя жизнь (реальная и нереальная,  действительная и мнимая), но построенная по законам художественного произведения.
Сейчас проблема фабулы.

Зачем я хочу писать?

1. Оставить след о себе, пусть графоманский, наивный, но хоть бы в душах детей (но это не главное).
2. Испытать — а вдруг это моё дело, пусть и слишком поздно обретённое.
3. Познать самого себя.
4.  Иметь цель жизни, жить насыщенно и интересно (в душе), превращать мелочи жизни в творчество.


Как писать.

Что вижу, слышу, чувствую, то и пишу. Этого мало.
Ещё один из источников идеи моего романа (а идею эту я вынашивал ещё до того, как посмотрел фильм)-кинофильм  Юрского «Чернов, Чернов». Где главный герой живет в двух жизнях (если там можно сказать): 1) эмигрант из России, преуспевающий на западе: 2)талантливый неудачник, изгой в России. В фильме они смотрят друг на друга и неудачник выбрасывается из окна, а удачник продолжает жить. Здесь доведена  до логического завершения моя идея описать свою жизнь как реальную, так и идеальную, в результате такого приёма сама реальная жизнь представилась бы как идеальная и наоборот.
Короче говоря, получается конструктивный роман. Но тогда до начала нужно тщательно составить жесткий каркас; собрать все подготовительные материалы, чтобы сесть и сразу написать, зная, что будет в каждой главе и чем она закончится.
Противоположно такому подходу находится роман — импровизация, когда автор садился за чистый лист бумаги, имея не действительно проработанный план, а общие идеи, и не зная не только к чему приведёт героев развитие действия в конце романа, но и в данной главе. На самом деле, в реальности, каждый писатель  находится где-то между этими крайностями со сдвигом в ту или иную сторону. Я  ближе к конструктивному роману, для которого важна форма. Но самое интересное, что те мысли, которые я высказываю относительно замысла - это и есть сам роман (Роман без названия). Где-то мне встречалось это название или так  кажется. Чтобы чтение было полезным, мне кажется, что нужно вставить в роман выводы, сделанные мной в течении жизни  (или вложить их в уста героев).
Я хочу показать историю развития души, но чтобы не получилась каша.
Хорошую мысль нашел в своём дневнике-как собирать и отсеивать  материал:
1) делать заметки на карточках в течении  дня
2) вечером 30 мин. - 60 мин. потратить на перенос в тетрадь
3) в конце недели 3-5 часов — печатать самое важное                4) а потом скомпоновать, что получится.
          В дневнике 3 раза повторяется мысль, что пишу для себя и только потом для детей, Наташи. Мне это жизненно необходимо - дать выход потребности творить.   





Главы воспоминаний.    
1. Предыстория.
2. Родители.
3. Детство.
4. Игры.
5. Друзья
6. Школа.
7. Савино (район в Белгороде)
8. Отрочество.
9. Бабушка.
10. Отец.
11. Мама.
12. Женщины.
13. Брат.
14. Музыка.
15. Книги.
16. Институт (университет).
17. Аспирантура.
18. Семья.
19. Кино.
20. Искусство.
21. Наука.
          22. Философия.
23. Здоровье и болезни.
          24. ЦДОХБ (детская больница в Подмосковье).
          25. Путешествия.
          26. Образ жизни.
          27. Творчество.
          29. Идеалы и идеология.
          30. Развод.
          31. Ревность               
          32. Дом.
          33. Символы и языки.
          34. Талант и усидчивость.
          35. Способность мыслить.
          36. Дети.
          37. Работа.
          38. Бизнес.
          39. Дача.
          40. Природа.
          41. Животные.



Основные идеи.

1) Идея двойника, который поступает так, как ты только думаешь поступить.
2) Сужение круга жизни с возрастом и развитием болезни.
3) Жизнь и смерть, бессмертие, открытие смерти и её неприятие.
4) Человек - существо неблагоразумное (жертвоприношение, слабость противодействия убийству, внутривидовая борьба, разрыв между разумом и эмоциями) (Артур Кестлер).
5) Состояние финансовой зависимости от родителей.
6) Зависимость от товарищей (государство и т. д.), потребность человека отождествляться с группой (толпа и личность).
7) Символы.
8) Талант и усидчивость (настойчивость, целеустремлённость, талант и малодушие, лень).
9) Энтропия в вещном мире человека и его тела, возрастные беспорядки, неуправляемости и в результате смерть (полная энтропия, распад макромолекул).                10) Здоровое и болезни. Болезнь и психика. Уродство и дух.              11)Взаимодействие автор — герой. Герой становится реальным, а автор — мифическим. Роман о человеке, который пишет роман о первом человеке (змея ищущая свой хвост).
     12)Мистика и реальные факты жизни.
     13)Фабула — жизнь духа героя.
     14)Одно целое или комплекс связанных новелл с одним героем.
     15)Герой, всю жизнь мечтавший создать что-либо в литературе или                живописи, но не создавший реально ничего, а только в своём           воображении (и то умирая в больнице от рака).
      16)В приложении рисунки, стихи, куски прозы, биография в                документах.
      17)Роман жизни — жизнь романа.
      18)Реальное время романа (несколько дней, месяцев, лет), а время в            романе, написанном в голове автора — вся жизнь.
      19)Человек сам себя загружает нескольким делами -  связь с   ворчество. Помощь и помеха. Примеры из жизни    великих людей.
  энтропией — а на важное - нет времени и сил.
       20)Семья и т




 


Рецензии