Самара-городок. Прибалтийский колорит

Во времена СССР  крупные города с миллионным населением  сияли  утром свежестью и чистотой. Летом  до восьми часов утра целая армия дворников  убирала  мусор и мыла из  шлангов тротуары, поливала  цветники. Зимой  дворники лопатами сгребали снег и заботливо посыпали  песком образовавшийся гололёд. Следили за сосульками и очищали крыши. Профессия дворника была уважаема и желанна для многих, несмотря на  физический труд и ненормированный рабочий день.
 А почему?
 Да потому что именно дворникам сразу предоставлялось  служебное жильё. После  десяти лет ударной работы дворником, это жильё  отходило работнику в коммунальную собственность.
Янис    Лаускас  работал дворником уже  восемь лет. Не известно, по какой причине он покинул свою родину, Латвию. Но работал он добросовестно, и начальство его ценило: подкидывало премию, давало возможность  дополнительного  заработка. Янис был  художником - самоучкой. Но это не мешало ему прекрасно рисовать плакаты и лозунги для всяких мероприятий и иметь от этого доход.
Но для души, он рисовал: пейзажи, натюрморты, портреты. Все  свои скромные доходы он тратил на холсты и краски, кисти.
В Самаре  часто проходили выставки  художников-вернисажи. В отличие от столиц, где  обязательным условием участия в выставке было  членство художника в Союзе художников, Самара позволяла художникам некоторые вольности.
Поэтому выставки - вернисажи были яркими, разнообразными и не забитыми идейным официозом.
Янис  выставлял свои творения и был счастлив, что два пейзажа были приобретены  местным  краеведческим музеем. А ещё две работы  были куплены в частную коллекцию одного любителя живописи. На этих выставках Янис и познакомился с Ленкой-Луной.
Его очаровала яркая и необычная красота  девушки, её интерес к художественному творчеству. Завязалась   дружба.
Может, Янис  и мечтал перевести  эту  дружбу в  нечто более близкое. Но  Елена сразу пресекала все его поползновения .
Только  дружба!
Янис охотно рассказывал Лене историю искусств, знакомил её со многими репродукциями. У него была неплохая подборка книг о жизни  художников. Елена с жадностью впитывала эти знания и иногда озадачивала  художника странными вопросами. Она не знала многих библейских сюжетов, по которым  были написаны картины и Янис дал ей почитать библию. Через месяц Лена вернула её со своим  резюме: интересная мифология .Но,  в основном, враньё.
И вот в этот тёплый вечер Лена везла своих подруг Ирину и Светлану в гости к художнику.
Вишнёвый «жигулёнок» свернув в арку  дома сталинской постройки встал у обочины тротуара .
Увидев  в окне первого этажа свет, Ленка вздохнула: он дома.
Янис был высоким и очень худым. Неухоженная седая шевелюра и серая щетина на щеках старили  тридцатилетнего мужчину. Длинный нос, впалые щёки и настороженно-холодные глаза дополняли портрет прибалтийского «рембранта».
Старые потрёпанные брюки  и свалявшийся свитер непонятного цвета: всё говорило о том, что  человеку  было всё равно, как он выглядит.
Увидев Елену, он просиял, а вот появление  её подружек его не обрадовало.
Елена скептически улыбнулась  и заметила:
-Не переживай Яни. У меня всё с собой. Даже посуда. Я же знаю, что кроме железной миски и кружки у тебя нет ничего. А мы  проголодались и сейчас сообразим  ужин .Чайник ставь, чего ты на нас  вылупился?
Художник взмахнул своими тощими руками и, бормоча, что то на своём языке, пошёл на кухню.
Девчонки  прошли в квартиру. Бедность,  граничащая с  нищетой,  кричала из каждого угла. Проваленный  топчан, застеленный серым сиротским одеялом, сверху  лежала засаленная подушка. Колченогий стол, покрытый  дырявой клеёнкой. Два расшатанных стула рядом. В углу стоял ободранный  шифоньер с треснувшим мутным зеркалом.
 Вот и всё убранство  комнаты. Девчонки удивлённо смотрели на Ленку, не зная куда  можно сесть .
А Ленка  чувствовала в этой холостяцкой берлоге как у себя дома. Она  открыла кладовку и вытащила оттуда две крепких зелёных табуретки. Слегка смахнув с них тряпкой пыль, сказала девчатам:
-Садитесь, дамы. Сейчас принесу  еду и посуду. Из багажника  машины.
И вот уже стол накрыт: порезанные  колбаска и сыр, хлебушек  лежит вместе с солонкой. Ленка не забыла и про вкуснейшую буженину. Шпроты, любимые художником, пахли на всю комнату.
 Деловито  Елена открутила  пробку  у дорогого коньяка. Затем разлила  его по хрустальным стопкам, которые  тоже принесла с собой. Весело подмигнув Янису, она  скомандовала:
-Ну, за знакомство выпьем? Девочки не смущайтесь внешним видом маэстро и  бедностью обстановки.
 Он - счастливый человек, потому что живёт, как хочет. Когда вы  увидите его картины, вы про всё забудете. Он и вправду-талант. Пьём дружно.
Повисла  пауза. Проголодавшиеся девчонки бодро поглощали аппетитную еду. Янис ел аккуратно, явно стесняясь  присутствующих девушек. Видно было, что он давно не ел таких разносолов.
Молчание прервала Елена:
-Ну, уважаемый  маэстро. Просим вас показать свои шедевры.
 И необычайно ласково попросила художника:
-Пожалуйста, Янис. Девчонки никогда не видели прибалтийского колорита.
Дожёвывая шпротину, мужчина пошёл в свою подсобку. В каждой  квартире дворника такая подсобка имелась: для хранения мётл,скребков,шланга,песка и прочей немудрёной утвари дворника. Янис приспособил это маленькое помещение для хранения своих работ,красок и станков.
Девчонки оторвались от еды и с любопытством стали рассматривать творения мастера.
Повисла тишина.
Картины  были небольшие. Это были пейзажи, два портрета и несколько натюрмортов. Ирине очень понравился один. Она с охотой  поделилась своими впечатлениями о нём:
-Это не просто натюрморт. Это просто  издёвка над властями. Смотрите девочки: луковица, кусок чёрного  хлеба, банка с кильками и бутылка водки, на чём стоят эти предметы? А?
На расстеленной смятой  газете «Литературная Газета». В бутылке ещё прилично осталось.  Да уж, замечательный "портрет" действительности. Я бы назвала это так: завтрак  студента – стоматолога.
Девчонки засмеялись. Они  знали, что стоматологи  были первыми выпивохами среди студентов  медицинского института. А у художника от такой необычной  оценки  зарделись щёки под грязной  щетиной.
Картины  были выписаны  тщательно с деталями.Имели  своеобразный колорит. Пейзажи изображали море. Но не тёплое и солнечное. А море его родины Прибалтики: холодное, серо-голубое, с  золотисто-белым песчаным берегом и чахлыми соснами. Неяркое солнце и ветер ,низкие тучи-всё в картинах было пронизано тоской. Ностальгия  кричала из каждого мазка и вызывала  грусть.
Светка  спросила  художника:
-Вы  очень скучаете по своему  холодному морю? Это видно по пейзажам. А почему не поедете туда? Хотя бы в отпуск.
Художник   опустил глаза и молчал. Он не знал что ответить.
 Ленка решила прервать эту  ностальгическую паузу:
-Итак, дамы! Я не забыла о нашем пари .Помните, что я сказала о том, что видела Ирину раньше? Так вот пришла минута истины.
Янис тащи  папку с  эскизами.
Ирина с удивлением  увидела как художник с  шифоньера  достаёт  знакомую коричневую папку. Она вспомнила её. Это была папка её  бывшего любовника-художника Игоря. Он часто убирал её далеко и не давал смотреть своё творчество. Откуда же  она  здесь?
В папке были листы с эскизами обнажённой девушки.
Вот она  лежит, мечтательно закрыв  глаза.
 Вот обнимает свои коленки и шутливо показывает язык.
 А это её обнажённая спина, попа, рука, поправляющая волосы.

В этом  празднике  женского тела Ирина узнала себя.
 С такой  любовью и старанием её тело,взгляд, улыбка были нарисованы коричневым карандашом, что  все в комнатке любовались мастерством художника.
 Светка  от удивления и восхищения присвистнула:
-Ирка, так это ты? Такая голая и красивая..


Продолжение следует
http://www.proza.ru/2017/01/04/699


Рецензии
Впечатлил меня такой вот оборот,
Как для сюжета новый поворот!

Эта точка пересечения с Приютом Художника, дождался! ))

Ян Левин   03.02.2024 17:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.