Гл49. Прирожденный солдат Джон Мерфи

Каждая война порождает свои легенды и война в Родезии не была исключением. Среди  Скаутов Селуса, о которых я писал в предыдущей главе, несомненной легендой был Джон Мэрфи. Именно он явился одним из прототипов главных героев книги Робина Мура "Орлы с перебитыми крыльями" ("Племя белых").

Американец по рождению, учитель по образованию, по призванию он являлся воином, прирожденным солдатом. Джон Мэрфи родился Южной Каролине в 1943 году. Закончив колледж и получив степень бакалавра продолжил обучение на магистра. Одновременно он закончил курсы подготовки офицеров резерва. В 1968 году его направили во Вьетнам – там первый лейтенант Мэрфи получил под свое начало первую роту 1-го разведывательного батальона морской пехоты в Чу Лай, провинция Дананг.

В 1971 году капитан Мэрфи ушел в запас. После армии он поступил в аспирантуру Университета Южной Каролины и начал работать над Ph.D (диссертацией на соискание ученой степени доктора философии). Однако через некоторое время он оставил учебу – его деятельная натура требовала выхода. Перепробовав ряд профессий, Мерфи заинтересовался возможностью продолжения военной карьеры.

В 1975 году Мэрфи прибыл в Родезию и поступил на военную службу. За 4 года, проведенных в вооруженных силах Родезии, он успел послужить в Родезийской легкой пехоте, САС, и в течение 2 лет –  в штурмовой группе Скаутов Селуса.

В ходе своей первой « внешней » операции – рейда в Мозамбик – Мэрфи проявил себя как исключительно толковый командир. Командующий Скаутами Селуса, майор Рон Рейд-Дэли представил способного офицера к награждению степенью кавалера Ордена Почетного Легиона. Мэрфи узнав об этом ответил: "Спасибо, орден это много, я лучше останусь командиром Штурмовой группы".

Мэрфи принимал участие практически во всех "внешних" рейдах РДФ на Мозамбик и Замбию. Уважение к нему со стороны остальных Скаутов было настолько велико, что при одном только слухе, что командовать рейдом будет Мэрфи, Скауты немедленно заявлялись в штаб Штурмовой группы с просьбой о том, чтобы их взяли на операцию.

От рядового до командира, все отмечали не только выдающиеся организаторские качества, но и личную храбрость Мэрфи. Во время одной из операций в Мозамбике подразделение Скаутов должно было уничтожить штаб-квартиру Африканского Национального конгресса. Группа состояла из 22 человек, а гарнизон ФРЕЛИМО в городе насчитывал около 600 солдат. При этом ни авиационной, ни артиллерийской поддержки у Скаутов не было. Все шло хорошо до того момента, пока передовая группа не нарвалась в буквальном смысле на огневую точку с ДШК. После этого все пошло кувырком – ФРЕЛИМОсы открыли беспорядочный огонь, вскоре весь батальон палил почем зря во все стороны. Джон Эрли, замкомандира отряда информировал Мэрфи по радио, что его группа подвергается обстрелу со всех 360 градусов и плотность огня только возрастает. На что Мэрфи хладнокровно ответил: "Вот и славно, тут-то мы их и накрыли". Через семь часов, перестреливаясь с патрулями и преследующими частями, Скауты вернулись обратно в Родезию, не потеряв при этом ни одного человека.

"Большой Джон", как его называли, был человеком, который не унывал в любой ситуации, ценил шутку и одним своим внешним видом вселял в сослуживцев уверенность. Скауты его попросту обожали. Когда Мэрфи со своей женой Сюзан покидали Родезию, то международный аэропорт Солсбери едва не парализовало – проводить Мэрфи пришли почти все Скауты, не занятые на операциях, около 400 человек. Аэропорт был "захвачен" по всем правилам военного искусства – сначала прибыла передовая группа, на автобусах "одолженных" из автопарка, потом подтянулись "ударные части", оккупировавшие бар, и наконец – основные силы. По воспоминаниям очевидцев, это было похоже на "Вудсток в камуфляже". Бородатые Скауты, с длинными волосами, одетые кто в камуфляж, кто в гражданское, многие с винтовками за плечами, заняли все стратегические точки со спиртным и начали истреблять запасы алкоголя. При этом они танцевали на барной стойке, распевая традиционные племенные песни.

Встревоженное руководство аэропорта вызвало полицию, включая отряд по разгону демонстраций, но полицейские, уразумев, какие именно военнослужащие буянят в аэропорту, благоразумно отказались вмешиваться. Наконец, через несколько часов, Мэрфи с супругой удалось подняться на борт южноафриканского Боинга и с опозданием еще на час лайнер взял курс на Йоханнесбург. Скауты оккупировали крышу аэропорта, а в тот момент, когда 747 набрал высоту и исчез за облаками, разведчики затянули традиционную полковую песню. Многие при этом плакали.

Один южноафриканец, наблюдавший за этой сценой, фыркнул: "Можно подумать, вы тут премьер-министра провожаете". На что сержант-майор в ответ пробурчал: "Станем мы собираться из-за него… Парень, это был майор Мэрфи, а не какой-то там премьер".

После возвращения в США, Мэрфи опять было решил взяться за учебу и продолжить написание диссертации. Однако любовь к армии оказалась сильнее, и через несколько месяцев он убыл в ЮАР. В САДФ (вооруженные силы ЮАР) он был назначен на должность командира роты "Следопытов" парашютного батальона. "Следопыты" ("Филистимляне") являлись элитой воздушно-десантных частей Южной Африки – десантно-штурмовая рота, в задачи которой входило проведение глубинной разведки и уничтожение баз террористов.

Через полгода, Мэрфи, сдав командование ротой, прошел отборочный курс в разведывательно-диверсионные части ЮАР ("Рекки"). Надобно отметить, что бывшие военнослужащие элитных частей родезийской армии, таких как Скауты и САС от процедуры отбора во многих случаях освобождались – боевой опыт служил достаточным подтверждением квалификации кандидата. Мэрфи, однако, решил попасть в спецназ на общих основаниях. Отбор он успешно прошел и был зачислен в 1-й РДП ("Наша сила в скрытности").

В октябре 1980 года во время прохождения курса парашютной подготовки повышенной сложности в Дурбане, его парашют не раскрылся.

Майор Джон Мэрфи похоронен рядом со своим отцом, подполковником Джоном Мэрфи-старшим в Джексонвилль-Бич, Флорида.


Рецензии