ГЛ. 50. DynCorp. Скромные профессионалы со связями

Старейшей из существующих на сегодняшний день частных военных компаний является американская ЧВК DynCorp. При том, что эта компания ворочает миллиардными контрактами, до недавнего времени она оставалась мало кому известной, да и сейчас «ДинКорп» далеко до громкой мировой славы американской «Блэквотер» или южноафриканской «Экзекьютив Оуткамз». При этом они уверенно держат место одного из лидеров на рынке военного наемничества, предлагая самый широкий спектр услуг, от авиаперевозок и логистики, до электронной разведки. Профессионалам такого рода излишняя шумиха ни к чему.
Все началось с маленькой авиакомпании California Eastern Aviation. Ее создали в 1946-м военные пилоты, возвратившиеся домой после Второй Мировой и решившие попробовать себя в бизнесе. В фирме не было ничего необычного, подобных предприятий в те времена появилось немало. Но немногие из них стали крупнейшими подрядчиками Пентагона и спецслужб. У California Eastern Aviation тоже не все сразу складывалось. Поначалу они перебрасывали грузы с западного побережья Штатов в Азию, где происходило разделение Кореи и нарастала напряженность, вылившаяся в 1950-м в Корейскую войну. С началом боевых действий за океаном компания стала обслуживать ракетный полигон Уайт Сэндс в штате Нью-Мексико. А потом немного не рассчитала силы и оказалась на грани банкротства. От разорения спасло слияние с другой такой же частной фирмой Land-Air Inc., которая занималась техническим обслуживанием аэродромов, вертолетов и самолетов. Получив новые знания, предприятие подписало контракт с ВВС США на оказание сервисных услуг. По разным данным, доходы объединенной компании, названной Dynalectron Corp., достигли 6 млн долларов.
В 1966-м Административно-бюджетное управление США выпустило циркуляр, в котором призвало правительство отдавать на аутсорсинг как можно больше функций. «Конкурентная система предприятий, которая характеризуется инициативой и свободой в принятии решений, – это основной источник нашей экономической силы», – говорилось в документе. В 1980-х президент Рональд Рейган превратил эту рекомендацию в политику и контракты оборонных ведомств потекли в Dynalectron рекой. Но почему именно туда? В самой компании на подобные вопросы отвечают традиционно – пафосно и неоригинально. Представитель фирмы Эшли Берк объясняет все профессионализмом и высокой квалификацией специалистов. Потому-то ракетный полигон Уайт Сэндс на протяжении 50 лет не менял подрядчика, а договор с ВВС США, подписанный в 1951-м, продлевался в течение нескольких десятилетий. Кроме того, немногие из тех послевоенных фирм, созданных отставниками, долго продержались на плаву. А новых компаний, способных взяться за работу с армейскими подразделениями, не появлялось. То есть у Вашингтона, в общем-то, не было выбора, кому передавать свои оборонные функции. Однако в кругу политологов и тех журналистов, кто пытался разобраться в истории успеха Dynalectron (в 1987-м она сменила название на DynCorp International), популярна и другая версия: крупнейшие частные военные компании (ЧВК) использовались высшими чинами для освоения госсредств (и получения «откатов» прим. ред.).
Даже в наше время, когда деятельность ЧВК перестала находиться в тени, Пентагон выбирал подрядчиков на свое усмотрение безо всяких тендеров. «Мы знаем, что подобные контракты распределяются в условиях ограниченной конкуренции, а то и при полном ее отсутствии. Например, договор на тыловое обеспечение армии Штатов в горячих точках в 2001-м был подписан с Halliburton без конкурса», – рассказывает ведущий научный сотрудник Института Брукингса Питер Сингер. Что сыграло в пользу этой ЧВК? Наверняка не в последнюю очередь тот факт, что несколько лет возглавлял Halliburton Дик Чейни, бывший в 1989–1993-м министром обороны, а с 2001-го – вице-президентом США.
Главы DynCorp не такие именитые. Но в разное время компанией руководили не последние люди в военной сфере. Так, когда в феврале 1993 года в сенате проходили слушания о назначении на пост директора ЦРУ Джеймса Вулси, выяснилось, что он был директором DynCorp с 1988-го по 1989-й. Перед этим он к тому же работал заместителем командующего ВМС США. Согласно стенограмме слушаний, г-н Вулси заявил, что у него с начала 1980-х есть 1% акций ЧВК, и попросил оставить эти бумаги в собственности, пообещав устраниться от принятия решений, которые могли бы вступить в конфликт с интересами DynCorp. Помимо него топ-менеджерами предприятия были отставной генерал Барри Маккэфри, занимавшийся прежде борьбой с наркотиками и возглавлявший южное командование армии, генерал Ричард Холи, экс-глава одного из подразделений ВВС США, Майкл Тибо, работавший в должности замдиректора агентства по контрактам Минобороны, и др. Инсайдер от республиканцев, основательница Hamilton Securities Group Кэтрин Остин Фиттс полагает, что DynCorp является чем-то вроде фонда пенсионного благосостояния для высокопоставленных сотрудников правительства. Впрочем, чрезвычайно эффективным фондом, поскольку, несмотря на связи, DynCorp всегда оглядывалась на рынок и менялась в соответствии с ситуацией.


На фото: Ан-124 «Руслан»  российской компании «Волга-Днепр», делового партнера «ДинКрп», доставил вертолеты ЧВК на открытие авиаангара в штате Алабама. 2013 г.


Рецензии