ГЛ. 50. DynCorp. Скромные профессионалы со связями
Все началось с маленькой авиакомпании California Eastern Aviation. Ее создали в 1946-м военные пилоты, возвратившиеся домой после Второй Мировой и решившие попробовать себя в бизнесе. В фирме не было ничего необычного, подобных предприятий в те времена появилось немало. Но немногие из них стали крупнейшими подрядчиками Пентагона и спецслужб. У California Eastern Aviation тоже не все сразу складывалось. Поначалу они перебрасывали грузы с западного побережья Штатов в Азию, где происходило разделение Кореи и нарастала напряженность, вылившаяся в 1950-м в Корейскую войну. С началом боевых действий за океаном компания стала обслуживать ракетный полигон Уайт Сэндс в штате Нью-Мексико. А потом немного не рассчитала силы и оказалась на грани банкротства. От разорения спасло слияние с другой такой же частной фирмой Land-Air Inc., которая занималась техническим обслуживанием аэродромов, вертолетов и самолетов. Получив новые знания, предприятие подписало контракт с ВВС США на оказание сервисных услуг. По разным данным, доходы объединенной компании, названной Dynalectron Corp., достигли 6 млн долларов.
В 1966-м Административно-бюджетное управление США выпустило циркуляр, в котором призвало правительство отдавать на аутсорсинг как можно больше функций. «Конкурентная система предприятий, которая характеризуется инициативой и свободой в принятии решений, – это основной источник нашей экономической силы», – говорилось в документе. В 1980-х президент Рональд Рейган превратил эту рекомендацию в политику и контракты оборонных ведомств потекли в Dynalectron рекой. Но почему именно туда? В самой компании на подобные вопросы отвечают традиционно – пафосно и неоригинально. Представитель фирмы Эшли Берк объясняет все профессионализмом и высокой квалификацией специалистов. Потому-то ракетный полигон Уайт Сэндс на протяжении 50 лет не менял подрядчика, а договор с ВВС США, подписанный в 1951-м, продлевался в течение нескольких десятилетий. Кроме того, немногие из тех послевоенных фирм, созданных отставниками, долго продержались на плаву. А новых компаний, способных взяться за работу с армейскими подразделениями, не появлялось. То есть у Вашингтона, в общем-то, не было выбора, кому передавать свои оборонные функции. Однако в кругу политологов и тех журналистов, кто пытался разобраться в истории успеха Dynalectron (в 1987-м она сменила название на DynCorp International), популярна и другая версия: крупнейшие частные военные компании (ЧВК) использовались высшими чинами для освоения госсредств (и получения «откатов» прим. ред.).
Даже в наше время, когда деятельность ЧВК перестала находиться в тени, Пентагон выбирал подрядчиков на свое усмотрение безо всяких тендеров. «Мы знаем, что подобные контракты распределяются в условиях ограниченной конкуренции, а то и при полном ее отсутствии. Например, договор на тыловое обеспечение армии Штатов в горячих точках в 2001-м был подписан с Halliburton без конкурса», – рассказывает ведущий научный сотрудник Института Брукингса Питер Сингер. Что сыграло в пользу этой ЧВК? Наверняка не в последнюю очередь тот факт, что несколько лет возглавлял Halliburton Дик Чейни, бывший в 1989–1993-м министром обороны, а с 2001-го – вице-президентом США.
Главы DynCorp не такие именитые. Но в разное время компанией руководили не последние люди в военной сфере. Так, когда в феврале 1993 года в сенате проходили слушания о назначении на пост директора ЦРУ Джеймса Вулси, выяснилось, что он был директором DynCorp с 1988-го по 1989-й. Перед этим он к тому же работал заместителем командующего ВМС США. Согласно стенограмме слушаний, г-н Вулси заявил, что у него с начала 1980-х есть 1% акций ЧВК, и попросил оставить эти бумаги в собственности, пообещав устраниться от принятия решений, которые могли бы вступить в конфликт с интересами DynCorp. Помимо него топ-менеджерами предприятия были отставной генерал Барри Маккэфри, занимавшийся прежде борьбой с наркотиками и возглавлявший южное командование армии, генерал Ричард Холи, экс-глава одного из подразделений ВВС США, Майкл Тибо, работавший в должности замдиректора агентства по контрактам Минобороны, и др. Инсайдер от республиканцев, основательница Hamilton Securities Group Кэтрин Остин Фиттс полагает, что DynCorp является чем-то вроде фонда пенсионного благосостояния для высокопоставленных сотрудников правительства. Впрочем, чрезвычайно эффективным фондом, поскольку, несмотря на связи, DynCorp всегда оглядывалась на рынок и менялась в соответствии с ситуацией.
На фото: Ан-124 «Руслан» российской компании «Волга-Днепр», делового партнера «ДинКрп», доставил вертолеты ЧВК на открытие авиаангара в штате Алабама. 2013 г.
Свидетельство о публикации №217010200922