Т. Гоббс, Д. Локк. Влияние буржуазной революции

23 августа 1642 года Карл 1 поднял королевское знамя в Ноттингеме, и с этого момента Англия погрузилась в Гражданскую войну. 
Король воевал против парламента, англиканцы против католиков, валлийцы против шотландцев и Бог знает кто еще и против кого. Никто не говорил, что будет просто забрать у абсолютного монарха его верховные полномочия, ведь он к ним привык. Но, так или иначе, эти перемены были неизбежны. Плюсов у этой революции было много, например,  именно изменение политической ситуации оказало огромное влияние на политические взгляды Локка и Гоббса.
Они являются самыми известными философами общественного договора. Каждый из них развивал собственные идеи общественно-государственного устоя, отталкиваясь от понятий естественного и гражданского состояний. Однако оба отдали свое предпочтение разным видам государственного правления, в то время как материалист Гоббс превозносил идею абсолютной монархии, эмпирист Локк категорически ее отвергал.
Гоббс, рожденный в год Великой армады, уже с детства был обречен на полную яркими политическими событиями жизнь. Успешное окончание Оксфордского университета привело его в семью Уильяма Кавендиша, графа Девонширского, где он начал работать воспитателем. Во время сопровождения молодого Кавендиша в путешествиях по Италии и Франции, Гоббс познакомился с выдающимися деятелями философии того времени, такими, как Галилео Галилей, Рене Декарт, Пьер Гессенди. И все эти знакомства не могли не повлиять на него, как на философа. После созыва парламента королем Карлом 1, Гоббс эмигрировал в Париж, где окончательно сформировал свое философское учение, которое должно было носить название «Основы философии» и состоять из трех частей: «О теле», «О человеке» и «О гражданине».
После того как Кромвель разгромил войска Карла 1 и установил свою диктатуру, Томас Гоббс вернулся в Лондон. Именно здесь он опубликовал свое самое значимое произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». В этом сочинении Гоббс описывает государство, в котором власть принадлежит библейскому морскому чудовищу. Основываясь на постулате «война всех против всех», Гоббс описывает состояние, в котором люди, пытаясь избежать своей гибели, отказываются от части своих естественных прав и составляют общественный договор, опираясь на который они наделяют властью того, кто сможет обеспечить им свободное пользование оставшимися правами. Согласно Гоббсу в таком государстве законы являются священными и обязательными в исполнении для всех граждан.
Гоббс не признавал разделение властей в государстве. Он был свидетелем ужасной гражданской войны в Англии, это помогло ему сделать вывод, что государство, разделенное в самом себе, не может сохраниться. У Джона Локка было же иное мнение на этот счет, он считал, что верховная власть должна быть разделена на три института: законодательный, исполнительный и федеративный.  По его мнению, именно это в полной мере смогло бы соблюсти все права личности.
Отец Локка был капитаном эскадрона в армии Оливера Кромвеля и именно под влиянием политических идеалов отца, который выступал за свободу человека, у Локка начали формироваться первые собственные представления о государственном устройстве. В 1646 году он был зачислен в Вестминстерскую школу по рекомендации командира своего отца. Затем он, также как и Гоббс, получил образование в Оксфорде, где с другими молодыми учеными занимался углубленным изучением природы. Через несколько лет после окончания своего образования, Локк был избран  членом лондонского Королевского общества, затем секретарем посольства в немецком княжестве Бранденбург.  Он прекрасно разбирался в медицине и именно благодаря этому он начал свою многолетнюю дружбу с лордом Энтони Эшли, когда поставил ему верный диагноз, что впоследствии спасло последнему жизнь.  В 1683 году Локк эмигрировал в Голландию, где пробыл 5 лет, за это время в Англии к власти пришел Вильгельм III Оранский и через год после этого Локк вернулся на родину, где практически сразу опубликовал свое самое главное произведение «Два трактата о правлении». В нем он описал свое восприятие государственного и гражданского состояний, а также теорию разделения властей.
Джон Локк и Томас Гоббс, как уже было сказано ранее, являлись представителями разных политических течений и  оба допускали мысль о естественном состоянии людей. Гоббс считал, что естественное состояние это «война всех против всех», а Локк представлял его себе миром, в котором живут разумные свободные люди, но имеющем три недостатка: отсутствие закона, отвечающего за справедливость и несправедливость, отсутствие беспристрастного судьи, а также отсутствие санкций, которые бы отвечали за исполнение приговоров. 
В таком противоречии нельзя не заметить тень Гражданской войны, ведь в каждом из них она заложила фундамент, на котором в дальнейшем строились их политико-правовые представления. Только вот эти представления, как и взгляды на революцию у каждого были совершенно разные. Тоже можно заметить в их видении теории общественного договора. Локк считал государство способом преодоления недостатков естественного состояния, Гоббс же напротив был твердо уверен, что общественный договор обязывает людей отказаться от своих, данных природой прав: свободы, права на собственность и, что не менее важно, права на голос. 
На мой взгляд, аристократические представления о власти Гоббса абсолютно не вписывались в государственное устройство Англии 17 века. В тот момент свое начало положила эпоха, когда люди уже перестали соглашаться с абсолютной монархией, но еще не были готовы вступить в  демократию, им необходимо было найти золотую середину, чтобы не устраивать междоусобиц. Именно это революция им и дала - конституционную монархию, в которой государственные решения больше не будут ложиться на плечи только одного человека. И Локк, в свою очередь, это прекрасно понимал.
«Война всех против всех» - это отсутствие сдерживающего общего знаменателя и я уверена, что в огромной толпе людей, найдется человек, который сможет найти этот общий фактор, будь это публичное наказание или принуждение к общественным работам.  Но если забрать у человека его права или тем более свободу, это значит поставить его в положение, в котором ему будет нечего терять, а такие люди, как правило, не щадят никого.
Обычно люди любят того, кто хочет вытащить их из тюрьмы, а не того, кто там насильно держит. Из этого не сложно сделать вывод кому из этих двух философов я отдаю свое предпочтение. Но, тем не менее, именно идеи Гоббса развивал Локк, хоть и в другом направлении. Хотя были и исключения, например, в учении об «опыте» Локк был полностью согласен с Гоббсом в том,  что отношения не принадлежат вещам, а составляют результат сравнения . 
Также они были согласны друг с другом по поводу представлений о свободе воли, что воля склоняется в сторону сильнейшего желания и что свобода есть сила, принадлежащая душе, а не воле.
Английская революция это яркий пример того, как политика влияет не только на жизнь людей, но и на их мысли, на их представления о том, что такое правильно и что такое неправильно. Это именно тот самый элемент, который мысленно возводит нас на престол и позволяет нам примерить маску правителя и узнать, как бы мы управляли своей собственной страной.
 Далеко не каждый создает трактаты о государственном правлении, но практически каждый имеет свое мнение по поводу политического устройства. И это нормально, ведь человек по своей природе обязан стремиться вперед, идти на пути к высшей силе и, на основе многовекового опыта можно выявить, что где бы человек не находился и чем бы он не занимался, этой высшей силой является власть.


Рецензии