Что такое вера?

Человек страшится неизвестного и трепещет перед неизбежным, но всегда верит в лучшее. Но что значит «верить»?
Мы не можем знать, что нас ждет лучшая участь, что мы построим свою жизнь по «правильным» законам жанра, что встретим свою любовь и заведем семью, что, возможно, совершим открытие века, мы не можем все это знать точно так же, как и то, что следующая секунда нашей жизни не окажется последней.
Конечно, мы можем на это надеяться, но, как известно, за каждой нашей не исполнившейся надеждой следует разочарование, но вера это то, что не заканчивается никогда, даже если ее присутствие больше не кажется нам таким очевидным, ее отголоски все равно будут следовать за нами на протяжении всей жизни.
С помощью веры мы вверяем себя в руки судьбы, тем самым делая последнюю ответственной за наше будущее.
Но как быть, если твоя вера стала настолько сильной и убедительной, что вычеркнула все остальное из твоей жизни, включая тебя самого?
Сёрен Кьеркегор в своем произведении «Страх и трепет» в качестве основной мысли привел повесть из Ветхого завета . 
В повести говорится,  что Господь приказал Аврааму принести в жертву своего родного сына Исаака на горе Мориа, чтобы таким образом убедиться в преданности Авраама и его непоколебимости перед гласом Божьим.
Сквозь противоречия и страх, Авраам все же повиновался.
Ведь слово Божье для него превыше всех земных законов и мнений.
На горе Мориа Авраам связал Исаака и положил его поверх дров, он был готов вонзить нож в сердце Исаака, как вдруг с неба он услышал голос ангела, который сказал ему не делать этого, так как Господь уже убедился в покорности Авраама.
Христиане считают, что вера в Бога является источником всего хорошего в человеке, так является ли убийство любимого сына доказательством того, что вера в Бога пробуждает в нас добро и справедливость?
Любовь родителя и ребенка поистине является самой светлой и чистой. Если Господь, наш спутник и прародитель, как он может искать доказательство в чьей-то преданности таким безжалостным способом? Достоин ли такой Бог веры? И останется ли она в него после такого, ведь в тот момент, когда во имя веры приносят в жертву любовь - вера умирает.
С одной стороны  Кьеркегор подобно Канту считает, что с этической точки зрения жертвоприношение в любом его виде является тяжелейшим  преступлением – убийством.  Но обращаясь  к Аврааму и его готовности свершить волю Божью и тем самым разделить свою жизнь на «до» и «после», он превозносит его, считает, что тут речь идет уже не об этике, а о состоянии уже куда более высоком и духовном.
В своем протоэкзистенциалистском трактате Кьеркегор также оспаривает мнение Гегеля о том, что понятия добра и справедливости навязаны человеку обществом и определенными традициями, и Кьеркегор, на примере Авраама, показывает, что для человека верховным остается божественный порядок, нежели чем человеческие законы.
Но как же внутренние законы самого человека? В повести описано, что Авраам шел с тяжелой душой на гору Мориа, он до последнего верил, что Господь изменить свое решение и сжалится над его отроком Исааком, но если душа человека это частица Бога, то не получается ли что исполняя волю Всевышнего Авраам противоречил Богу внутри себя?
Вера должна быть бескорыстной, она не должна требовать доказательств, ее присутствие это уже и так в каком-то смысле доказательство, как любви, так и преданности. Даже если вера и начинается с Бога, то она не обязана им кончаться.
Грегори Дэвид Робертс в своем автобиографическом романе «Шантарам» описал свой путь веры, только не в Бога, а в себя.
Один против целого мира, сбежавший из тюрьмы, одинокий и заблудившийся в собственной жизни, он отправляется в Бомбей. По иронии судьбы он встречает там человека, который становится его гидом по самому невероятному городу Индии. Он показывает ему жизнь не с той стороны, с которой главный герой, возможно, хотел бы ее увидеть, а с той, на которую смотрят каждый день миллионы местных жителей. Трущобы, грязь, болезни и криминал и боль.
Но если человек имеет веру, неважно во что, в себя или в других, в Бога или в судьбу, даже в самом темном и покинутом месте он сможет увидеть свет.
Жизнь как она есть, неидеальная, порой пугающая и отвратительная, но если сделать над собой усилие и перевернуть ее, то и восприятие этой жизни перевернется вместе с ней.
Лин, в качестве света в этом темном лабиринте Бомбейской действительности, выбрал любовь. Нельзя сказать, что этот выбор он сделал осознанно, просто это произошло с ним, когда он больше всего в этом нуждался. Путеводная звезда, которая водила его по улицам Бомбея и помогала выжить. Пусть даже она и была безответной, но она была. Она существовала точно также, как и любовь Авраама к Богу, вера в него. Как и Карла, возлюбленная Лина, так и Господь по отношению к Аврааму, устраивали героям испытание любовью.
Что на мой взгляд, является самым тяжелым испытанием, которое может встретить человек на свое жизненном пути.
Так что же такое вера и почему она настолько сильна, что способна вести нас по этой жизни, даже через самые сложные времена?
Почему мы следуем за ней, не смотря на всю ее противоречивость?
Ведь она не дает нам надежду, она дает нам силы на свершение не только благих деяний, но и на осуществление ужасных, по своей сущности, вещей.
Решение убить собственного ребенка, как в случае Авраама показывает, что вера стала для него единственным весомым аргументом среди всех остальных доводов его рассудка, она затуманила его разум, и здесь уже нет смысла говорить об этике и ее проявлениях, это то самое деяние, которому нет оправдания в высокодуховном мире. Но люди приверженные к религии все равно восхваляют его как человека, который беспрекословно собрался исполнить волю Бога.
Но был ли это Бог? Может быть с Авраамом его разум сыграл жестокую шутку?
Или сам дьявол предстал перед ним в виде своего отца. Он запутался в своих желаниях и побуждениях, и забыл, что никогда не станет святым тот, кто осквернил святое.

В случае Лина, вера выступила в качестве отправной точки к переменам, она подарила ему надежду и забрала разочарование, он обрел своего Бога, не того о котором пишут в священных писаниях, а того, который у него внутри. Вера смогла сделать ему самый дорогой подарок, она подарила ему любовь, у Авраама же вера хотела ее забрать.
Если вера действительно источник всего лучшего, то Авраам не знал веры, не знал Бога, он просто был очередным заплутавшим в своих раздумьях человеком, который чуть не совершил самый ужасный смертный грех.
Из всех моих мыслей на этот счет для заключения я оставлю самую, на мой взгляд, правильную. Вера это не то, что ты слышишь, не то, что видишь и не то о чем ты читаешь, это то, что ты чувствуешь у себя внутри.
Она начинается в сердце и после заполняет все твое тело, весь твой разум.
Она в молчании, в ощущениях. Человеку не надо находиться в определенном месте, чтобы познать Бога, Бог - это вообще не то, что надо изучать, это не математика.
Ты знаешь Бога с того момента, когда родился, потому что наш мир - это и есть Бог, наше существование — это проявление его воли.
У Бога нет правил, нет рамок. Бог не приказывает, он направляет.
Он никогда ничего не просит взамен, но, чтобы его познать - необходимо верить.


Рецензии
Пишу на эту тему, Вам будет интересно. Я даю определение, что Бог есть равновесие и доказываю это на уровне мыслительных процессов. Показателен рассказ "Волна", касающийся того, как работает вера.

Владимир Добровольский   17.01.2017 01:36     Заявить о нарушении