Асура - Asura
(рецензия написана для аниме-журнала «НЯ!»)
ОЦЕНКА АНИМЕ: 8 из 10
Название: Асура / Asura
Жанр: драма, история
Выпуск: 2012 г.
Тип: полнометражный фильм, 75 мин.
Студия: Toei Animation
Режиссер: Сато Кэйити
Автор оригинала: Акияма Джордж
Япония середины XV века. Повсюду царят войны, голод и разруха. Среди этого хаоса рождается мальчик. Обезумевшая от голода мать едва не убивает своё дитя. Спустя восемь лет чудом выживший ребёнок бродит по окрестностям и охотится на людей. Он не умеет разговаривать, а его повадки напоминают звериные. Но даже у этого дикого существа есть сердце.
Однажды мальчик нападает на странствующего буддийского монаха. В схватке монах побеждает, но не убивает маленького каннибала, а даёт ему еды и учит сутре, восславляющей Будду. Ещё во время сражения монаху почудилось, что за спиной звероподобного мальчика стоит асура — полубог-полудемон, снедаемый яростью и злобой. Поэтому теперь монах нарекает мальчика Асурой.
Вскоре Асура убивает единственного сына местного феодала. Разгневанный отец гонится за «зверёнышем» и сбрасывает его в пропасть. Раненного Асуру находит красавица Вакаса, дочь местного крестьянина. Она лечит Асуру и прячет его в заброшенной избушке. В течение следующего года она заботится об Асуре, кормит его, учит разговаривать. Асура становится всё больше и больше похож на человека. Он влюбляется в Вакасу. Но сердце девушки принадлежит другому. Асура, ослеплённый ревностью, пытается убить соперника. Вакаса прогоняет Асуру.
ПРИТЧА НА ФОНЕ ИСТОРИИ
В базах жанр аниме «Асура» почему-то определяется как «драма, история». Против «драмы» возражений нет. А вот «история»…С ней вопрос весьма спорный. С одной стороны, действие «Асуры» отнесено к вполне конкретному историческому времени — середине XV века. С другой стороны, эпоха здесь не столь важна. «Асура» — это не анимированная глава из учебника. Это религиозно-философская притча, упакованная в привлекательную обёртку боевика.
Середина XV века — непростой период японской истории. Феодальная раздробленность, междоусобные войны, голод, нищета, разруха, смерть. Люди, как могут, выживают. Крестьяне трудятся в поте лица, чтобы прокормить себя и уплатить налоги в казну. Но, кажется, сама природа играет против них, насылая стихийные бедствия. И это в довесок к злу, которое творят сами люди.
Но «Асура» не связывает судьбу главного героя с конкретной исторической эпохой. Масштаб куда больше. Это аниме размышляет о принципах устройства мира и о судьбе человека в потоке жизни.
ЗВЕРЬ ВНУТРИ ТЕБЯ
«Асура» пронизан философией буддизма. Ею сочится каждый кадр.
В соответствии с буддизмом жизнь в «Асуре показана как бесконечная череда рождений и смертей. Циклично сменяют друг друга времена года. Одни существа уничтожают других, чтобы выжить самим. В «Асуре» постоянно кто-то кого-то убивает и ест. Это нормально. Таков порядок вещей. Но умирание всегда соседствует с рождением.
Вопрос: надо ли смотреть это аниме, если вы не собираетесь завтра обрить голову и отправиться в странствия, бормоча под нос сутры? Надо, ведь в «Асуре» затрагиваются проблемы, которые принято называть общечеловеческими.
Центральная тема «Асуры»: имеет ли право на жизнь и прощение человек, совершивший много зла. Ответ однозначен: имеет. История Асуры тому яркое доказательство. В послесловии звучат такие слова: «Люди могут жить вне зависимости от того, с какими неприятностями они сталкиваются. Забирая жизнь, которая только родилась. И унося жизнь после жизни. Люди и дальше продолжают жить, обремененные преступлением, всё-таки пробуя жить столько, сколько смогут. Вот почему этот мир так красив» (Здесь и далее аниме цитируется в пер. LeoDreaM).
Аниме «Асура» демонстрирует относительность и абсолютную размытость понятия «зло».
Можно сказать, что изначально Асура зол. Он подобен зверю. Он убивает, чтобы есть, он нападает, чтобы защититься. Но буддийский монах видит в этом зверёныше человека.
«У него, должно быть, есть причины, чтобы поступать так», — говорит монах. Он кормит Асуру и учит его сутре, славящей Будду. Асура усваивает этот урок.
Позже Асура убивает человека: единственного сына даймё. Но это преступление нельзя однозначно расценивать как зло. Сын даймё со своими друзьями напал на крестьян, за которыми увязался Асура, кидал в них камнями, требовал денег. Даймё, лишившийся единственного сына, в гневе гонится за «зверёнышем». Но крестьяне восхищаются этим «храбрым малым», избавившим их от вымогателя.
Неоднозначен и человек. Обстоятельства оказывают на людей огромное влияние.
Мать Асуры, обессиленная тяжёлыми родами, убивает голодную собаку, напавшую, чтобы съесть младенца. Однако день ото дня голод самой матери становится всё невыносимей, и тогда она едва не пожирает собственного ребёнка.
Отец Вакасы любит свою дочь, заботится о ней. Когда наступает голод, он с гневом отвергает предложение продать Вакасу в бордель. Но проходят недели, сил остаётся всё меньше, и отец уже начинает жалеть о своей излишней принципиальности.
Безмерно добрая Вакаса спасает раненого Асуру, выхаживает его, кормит, учит говорить. Но она не понимает, что этот забавный уродец по-настоящему влюбился в неё и теперь готов перегрызть глотку своему сопернику — возлюбленному Вакасы. В гневе девушка называет Асуру демоном и прогоняет его прочь.
Бредя по лесу, Асура видит обезьяну. Позже обезьяна появляется уже с детёнышем. Асура, разъярённый предательством Вакасы, завидует счастью и умиротворению этих животных. Он пытается убить их, но обезьяна защищает своего малыша. Этот эпизод перекликается со сценой рождения Асуры. Его мать точно так же сражалась с напавшей собакой, и кто знает, что двигало самим псом.
Тот, кто вчера был образцом доброты, завтра может совершить ужасное деяние. Не бывает злых и добрых людей. Бывают хорошие и плохие поступки. Монах убеждает Асуре: не нужно ненавидеть людей или себя. Нужно ненавидеть зверя внутри себя. Не вешай на себя или на других клеймо негодяя или добряка. Стремись не совершать зла.
УРОКИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
Страдания, страх, сомнения — всё это неотъемлемая часть человеческого существования.
Живя рядом с людьми, Асура познаёт любовь, доброту, ревность, обиду, душевные терзания. Он страдает, но именно благодаря этому всё больше и больше становится человеком. Не в силах справиться с этой нелёгкой ношей, Асура кричит, что предпочёл бы быть зверем. Однако это показывает, что он уже не зверь, ведь Асура осознаёт различия между своим прошлым и нынешним существованием, между чувствами зверя и человека.
Монах объясняет Асуре, что значит быть человеком, и на собственном примере показывает, как велика может быть сила сострадания. Монах отрубает себе руку и отдаёт её Асуре в качестве пищи. Это ещё один урок, урок самопожертвования. Он тоже не проходит даром. Позже, рискуя собственной жизнью, Асура добывает мясо для голодающей Вакасы.
На протяжении аниме Асура несколько раз умирает и возрождается — причём нельзя доподлинно утверждать, в переносном или в прямом смысле происходят эти перерождения.
Мать рожает Асуру в храме. Боги наблюдают за первыми же минутами жизни мальчика. Увы, смерть идёт за Асурой по пятам. Первый раз его бросает в огонь собственная мать. Интересно, что из аниме непонятно, каким образом беспомощному младенцу удалось не только спастись из огня, но и дожить до восьмилетнего возраста. Фактическая достоверность не обязательно для притчи. Куда важнее символический смысл. Из огня Асура возрождается получеловеком-полузверем.
Новое «рождение» даёт ему монах, давший мальчику имя и вложивший в его уста священный текст молитвы. В третий раз Асура «умирает», упав в пропасть. Но его «возрождают» доброта и любовь Вакасы.
Предательство Вакасы, обидные слова, прозвучавшие из её уст «убивают» прежнего Асуру. Но благодаря монаху он восстаёт, приобретя новые знания о человеческой природе.
Наконец, в финале Асура падает с горящего моста, чтобы возродиться уже в образе странника. В следующий раз мы видим его в буддийском монастыре. Это самое кардинальное перерождение Асуры. Всё дальнейшее — за кадром.
КРАСОТА СОЛНЦА И ТРУПОВ
Мир «Асуры» красив во всех своих проявлениях. Только красота эта обладает разными привкусами. Великолепен мост, с обоих концов охваченных пламенем. Восхитителен зеленый лес, освещенный ярким летним солнцем. Грозной красотой поражают и безжизненные скалы, и ревущий речной поток, сметающий всё на своём пути. Даже в груде мёртвых тел на дне пропасти есть некая прелесть.
Сцены сражений чередуются со спокойными эпизодами, показывающими повседневную жизнь персонажей. И опять же снято всё красиво и динамично, так что «Асура» не даёт зрителям заскучать.
«Асура» снят с использованием 3D-графики. По идее, за счет объёмности происходящее на экране должно выглядеть более живым, достоверным. Однако дизайн персонажей далёк от реалистичности и чем-то напоминает потусторонних и полупотусторонних героев из мультиков Тима Бёртона. Эффект завораживающий, странный. Уродливость здесь граничит с красотой. Вот мать Асуры. Измождённая женщина, похожая на скелет. Но, когда она из последних сил защищает своё новорождённое дитя, ею невозможно не залюбоваться. Когда эта женщина, обезумевшая от голода, бросает своего ребёнка в огонь, она одновременно и прекрасна и отвратительна.
Младенец Асура, заходящийся в первом крике, должен бы пробуждать умиление. Но это существо слишком походит на большеротую лягушку, и брезгливая жалость — максимум, что можно почувствовать к нему.
Прекрасная Вакаса — настоящий цветок среди неказистых деревенских мужланов. Но голод и её превращает в подобие скелета.
Финальная погоня за Асурой — одна из самых сильных сцен аниме. Люди, движимые голодом, ненавистью и жаждой наживы, идут во тьме багрового леса, словно толпа живых мертвецов. В тот момент они похожи на людей ещё меньше, чем Асура. Ужас и красота, красота и ужас сливаются воедино.
Красота мира во всех её проявлениях — это и есть одна из главных тем «Асуры», которая передаётся не столько через слова, сколько через картинку.
ИТОГ
Бывают произведения, про которые сразу наверняка и не скажешь: шедевр это или дутая пустышка. Наворочено много. Только что это: сложный для понимания философский подтекст или паутина блестящей мишуры? Полнометражное аниме «Асура» относится как раз к категории «непонятных». Наблюдая за ползущими по экрану финальными титрами, на чисто интуитивном уровне ощущаешь, что посмотрел нечто неординарное и глубоко буддийское. Но чтобы до конца понять это аниме, книжных знаний об учении Будды явно недостаточно. Нужно мыслить как буддист и воспринимать мир сквозь призму этой религии.
А может быть, всё гораздо проще, и «Асура» — всего лишь набор эффектных сцен, сдобренных прописными истинами?
Спорить тут бесполезно. «Асуру» нужно посмотреть и оценить самому.
Свидетельство о публикации №217010301499