Брошенный кролик - Usagi Drop
(рецензия написана для аниме-журнала «НЯ»
ОЦЕНКА АНИМЕ: 9 из 10
Название: Брошенная зайка / Брошенный кролик / Usagi Drop
Жанр: комедия, драма, повседневность
Выпуск: 2011 г.
Тип: ТВ, 11 эп. по 25 мин.
Студия: Продакшен Ай Джи / Production I.G
Режиссер: Камэй Канта
Автор оригинала: Унита Юми
Дайкити, тридцатилетний одинокий холостяк, приезжает на похороны своего деда. В доме он видит незнакомую девочку. Шестилетняя Рин оказывается внебрачной дочерью деда! Мамаша Рин сбежала, и теперь родственникам нужно решить, куда пристроить девочку. И тут Дайкити выкидывает такое, отчего вся родня выпадает в осадок: он заявляет, что хочет стать опекуном Рин! И, поверьте, он не шутит. Великовозрастный раздолбай и смышлёная не по годам шестилетка! Ну, и кто тут кого будет воспитывать?
ОТРИЦАЯ ОДИНОЧЕСТВО
Одиночество можно переживать по-разному. Можно долгими безлунными ночами окроплять слезами подушку. Можно бегать по он-лайн и офф-лайн тусовками, знакомясь со всеми подряд и судорожно ища родственную душу. А можно одиночество не замечать. Просто не знать о нём — и всё. Работа с перспективой карьерного роста, дружелюбные сослуживцы, дом, где можно поесть и поспать. Что еще надо для счастья?
Именно так жил Дайкити, главный герой аниме «Брошенная зайка», обычный тридцатилетний японец, менеджер небольшой компании. Холостяк. Девушки нет. Работяга. Не бешеный карьерист, но не лишён амбиций. Всё в порядке, никаких проблем. Но подсознание…Его-то не обманешь! Оно семафорит о разъедающей душу тоске, насылая на Дайкити «вещие сны». С такого сна и начинается этот аниме-сериал. Герой идет по тропинке. Рядом с ним — кто-то. Расплывчатый силуэт ребёнка.
Приехав на похороны деда, Дайкити видит в его доме подходящее существо на роль своего маленького спутника из сна — шестилетнюю Рин. Решение закоренелого холостяка взять на попечение ребёнка не было спонтанным. Оно зрело долго. В тот день, когда началась история «Брошенной зайки», всё срослось.
Смутные мечты, подсознательное желание обзавестись семьей, стремление защитить слабого, избавиться от одиночества — всё это нашло возможность воплотиться в жизнь.
ДАЙКИТИ
Человек, который решил взять на себя ответственность за что-то или кого-то, не всегда в полной мере осознаёт последствия своего поступка. Так происходит, если нет опыта, но есть желание помочь. Как итог — в процессе всплывает множество проблем. Можно испугаться их и сбежать, а можно научиться справляться с житейскими трудностями.
Опытному человеку сложнее взять на себя ответственность: он-то знает, чем чреваты подобные подвиги. Родственники Дайкити и даже его замечательная мама отказываются приютить Рин не потому что они такие злые. Нет. Просто они — люди семейные. Со своими-то детьми мороки была куча! Никому не светит еще раз пройти тернистый путь родительства ради чужого ребенка, к тому же столь сомнительного происхождения. Кто-то из родичей Дайкити слишком инфантилен для роли родителя, кто-то чересчур стар.
Дайкити достиг того возраста, когда уже не хочется дни и ночи напролет носиться по полям, но еще не настала охота с утра до ночи сидеть на крылечке, потягивая зелёный чай. У Дайкити нет родительского опыта. Зато есть подспудное чувство одиночества вкупе с добрым сердцем. К тому же он находится под впечатлением своего «вещего сна».
Разумеется, проблемы не заставляют себя долго ждать, ведь Дайкити понятия не имеет, как растить ребёнка, тем более девочку. Тут даже собственные детские воспоминания не помогут. И дело не в психологических тонкостях. Затруднения чисто бытовые. Ребёнка надо кормить, одевать, обувать, причёсывать, развлекать, водить в школы-садики, лечить, если заболеет. Каждая минута в компании с ребёнком — это тест-драйв на взрослость, ответственность, умение оперативно решать задачи и схватывать на лету всё новое. Ребёнка надо ещё и воспитывать, нужно понимать, что он чувствует, что хочет, чего боится, нужно уметь найти с ребёнком общий язык.
Дайкити справляется. Совершает ошибки, не раз заходит в тупик, но справляется. Не потому что он прирождённый родитель. Просто, во-первых, он действительно любит Рин и желает ей счастья. А во-вторых, он готов учиться быть отцом. Он не стесняется обратиться за советом к опытным людям: своим родственника, сослуживцам, случайным знакомым.
Дайкити убеждается, что, если не бояться трудностей, все проблемы решаемы. Можно даже научиться делать ребенку хвостики и деликатно помочь девочке справится с ночным энурезом.
ЁСИ МАСАКО
Ёси Масако — мама Рин, талантливая художница, работавшая горничной в доме деда Дайкити и бесследно исчезнувшая после его смерти. Дайкити не понимает, почему Масако бросила малышку Рин, и берётся разыскать мамашу-кукушку. Очень скоро выясняется правда. Никакой детективной подоплёки в поступке Масако нет. Всё до ужаса банально. Молодая женщина «залетела», родила и оставила ребёнка ради карьеры. Масако отлично рисует. Её работы заметили, у девушки появился шанс стать известной профессиональной художницей. Но чтобы добиться успеха и удержаться на плаву, надо пахать, пахать и пахать. Времени и сил на возню с ребёнком нет!
Приверженность японцев прочным семейным устоям известна. Так что, смотря «Брошенную зайку», ожидаешь, что авторы сурово осудят нерадивую мать. Но нет. Конечно, Масако не оправдывают, но и камнями не побивают.
Масако не бездушный монстр: видно, что ей тяжело вспоминать о дочери, она не до конца уверена, что поступила правильно, однако не собирается отказываться от мечты. Поэтому она усилием воли заглушает материнские чувства, живущие в глубине её души. До смерти дедушки Масако, как могла, оберегала Рин. Она вела дневник беременности, значит, заботилась о здоровье ребёнка. Масако старалась не воспринимать Рин как свою дочь и с первых дней устранилась из её жизни. Зачала, выносила и оставила на попечение отца. Девочка даже не знала, что горничная Масако — её родная мама. И в общем-то это было гуманно: Рин не пришлось страдать из-за расставания с матерью.
Ёси Масако выбрала свой путь. Принесёт ли он ей счастье? Кто знает. Добьётся ли она успеха? Может быть, тем более что Масако уже близка к заветной цели. Но в аниме «Брошенная зайка»нам показывают то, что Масако утратила: радость видеть, как твой ребёнок день за днём познаёт этот мир и взрослеет; радость сопровождать маленького человека на его жизненном пути, помогать ему, переживать вместе с ним его победы и поражения, моменты счастья и горя; радость соприкоснуться с детством.
РИН
Рин — шестилетняя девочка, серьезная и самостоятельная, беспомощная и одинокая. Дедушка Дайкити на закате жизни полюбил молодую женщину. Она родила ему дочь — Рин. Шесть лет малышка жила в окружении любви и заботы.
После смерти дедушки уютный мирок Рин рушится, в него врывается толпа незнакомых, недружелюбных людей. Она ловит на себе косые взгляды родственников, слышит, как они обсуждают её судьбу. Остро ощущая одиночество и собственную ненужность, Рин замыкается в себе. Она инстинктивно тянется к Дайкити: он так похож на дедушку, а значит несёт в себе частичку привычного, доброго, счастливого мира. К тому же ведёт он себя не так, как другие взрослые. К счастью для Рин, Дайкити действительно оказывается надежным «спасательным кругом».
У Рин появляется новый дом и новый папа. Но жизнь уже ранила маленького человека, и этим кровоточащим царапинам нужно время, чтобы зажить.
Во-первых, Рин впервые сталкивается со смертью и задумывается над собственной смертностью. Если дедушка умер, значит и сама Рин когда-нибудь умрёт. Благодаря поддержке Дайкити девочка преодолевает страх смерти.
Во-вторых, «брошенная зайка» боится снова остаться одной. Дайкити, отводя Рин в садик, даже не задумывается, что это может её напугать. У него ведь и в мыслях нет бросать девочку. Он знает, что после работы заберёт Рин. Но она-то в этом не уверена. Взрослому нужно понять чувства ребёнка, предугадать его страхи. Дайкити вовремя осознаёт это. Но даже поцелуй на прощание и клятва вернуться не рассеивают сомнения Рин. Она по-прежнему опасается, что Дайкити исчезнет. Однако день за днём он возвращается. Опаздывает, но возвращается. И постепенно страх отступает. На кладбище Дайкити оставляет Рин одну на могиле дедушки, устремляясь в погоню за Масако. Внезапно он понимает свою ошибку: ведь Рин подумает, что её опять бросили! Дайкити спешит обратно…и застаёт Рин, совершенно спокойно хлопочущей на могиле дедушки. К этому дню Дайкити уже успел заслужить доверие Рин, поэтому она больше не боится, что он исчезнет.
Дети воспринимают мир таким, каким показывают его взрослые. Рин росла в своеобразном окружении. Однако других порядков она не знает. Поэтому не понимает, что для других людей её мирок выглядит странным. «Мой папа — дедушка», — спокойно заявляет Рин, вгоняя в ступор окружающих. А Дайкити — это не папа. Это Дайкити. Что тут непонятного? Только в садике Рин впервые всерьез задумывается, почему у неё нет мамы.
Большая ошибка взрослых полагать, что дети — это безмозглые амёбы, которые ничего не понимают. Всё они понимают, и порой даже больше, чем хотелось бы. Не раз Дайкити приходится сетовать на то, что он сболтнул при Рин лишнего и теперь ему придется отвечать на очередной логичный, но неудобный вопрос. По неопытности Рин не всегда способна объяснить происходящее, но она всё подмечает.
Столкновения с черствостью мира взрослых больно отзываются в сердце ребёнка. Маленькому человеку бывает важно то, что взрослые зачастую считают пустяком. Чтобы ребенок раньше времени не разочаровался в людях, родителям надо хорошенько попотеть. В подобную ситуацию попадают Рин и Дайкити. Придя в дом дедушки, который по наследству достался его брату, Рин видит, что грядки с любимыми дедушкиными колокольчиками больше нет. Мы-то понимает, что наследнику до цветочков и прочих сантиментов нет дела: засыпал участок щебёнкой — и до свидания. Вот так, запросто, разрушил часть мира Рин, уничтожил то, что ей было дорого. Он поступил так не со зла. Но как объяснить это ребёнку, чтобы она не возненавидела нынешнего владельца дома? Дайкити выходит из этой ситуации с честью, ему удаётся уберечь чувства девочки.
Как и все шестилетки, Рин старается казаться взрослой и самостоятельной. И она действительно многое умеет делать сама. Она даже порой воспитывает Дайкити, например, прикрикивает, чтобы он не клал локти на стол. Скорее всего, Рин повторяет замечания, которые сама не раз слышала от папы-дедушки или мамы-горничной.
Рин стесняется, когда Дайкити таскает её на руках. Но ребёнок есть ребёнок. И потом, так здорово промчаться по улице, сидя у папы на плечах!
Как ни банально это прозвучит, Дайкити вернул Рин возможность быть ребёнком.
КОКИ
Коки — ровесник и друг Рин. Они познакомились в детском садике, а потом стали учиться в одной школе. У Рин и Коки много общего. Оба не слишком общительны. Оба растут в неполных семьях. От Коки девочка впервые услышала слово «развод». Коки объяснил, что его родители развелись, поэтому он живет с мамой, а папы у него нет. Рин предположила, что и её мама ушла из-за развода: наконец-то в голове девочки появилось разумное объяснение той странной семейной ситуации, в которой она оказалась.
Коки ершистый, грубоватый и непослушный. Он копирует поведение взрослого ворчливого мужичка: жалуется на придирки матери, хочет все делать на свой лад. Но это всего лишь защитная реакция. «Нафига вам папа?!» — кричит он девчонкам, приставшим к Рин с расспросами о её семье. У Коки нет папы, и мальчик старается доказать себе и окружающим, что отец не нужен в принципе. Что бы там Коки ни говорил, ему не хватает родительского внимания. Мама все время пропадает на работе, и Коки чувствует себя покинутым. Ему, как и Рин, знакомы переживания «брошенного крольчонка». Поэтому он привязывается к Рин и Дайкити. Поэтому он так радуется, когда они приглашают его к себе в гости, а зачастую заявляется в дом Дайкити без приглашения.
БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ
Что значит «быть родителем»? Это один из ключевых вопросов «Брошенной зайки». Дайкити задаётся им на протяжении всего аниме-сериала. У главного героя особая ситуация: он стал отцом спонтанно, в один миг превратившись из необременённого обязательствами холостяка в опекуна шестилетней девочки. Дайкити не стесняется обращаться за советом к более опытным мамам и папам. Каждому из них он задаёт вопрос: каково это — быть родителем?
«Брошенная зайка» — это гимн родителям. Но в то же время аниме избегает розовых тонов. Может показаться, что родительство в этом сериале идеализируется. Однако это впечатление обманчиво. Оно возникает из-за мягкого, лиричного тона «Брошенной зайки». На самом деле никакой беззаботной радужности здесь нет. Нам честно показывают, что ради своих чад родителям приходится идти на жертвы. Но любящие родители стараются не выставлять свою самоотверженность напоказ. Сам Дайкити только в 30 лет — и то случайно — узнал, через какие трудности пришлось пройти его матери. Однако как замечает один из отцов-приятелей Дайкити, далеко не всем людям хватает мудрости с честью нести родительский долг.
Не приукрашивается и семейная жизнь. Эпизоды, посвященные двоюродной сестре Дайкити, демонстрируют трудности женатых пар. Эгоистичная стрева-свекровь пялится в телевизор, пока невестка стоит у плиты. Муж постоянно задерживается на работе и почти не уделяет внимания семье. Здесь не мудрено наплевать на традиционные ценности и задуматься о разводе. Финал этой истории вроде бы примиряющий: да, муж все-таки приехал за женой и дочерью. Но окончательная точка не поставлена. Ничто в «Брошенной зайке» не указывает на то, что после этого кратковременного разлада супруги зажили душа в душу.
Аниме «Брошенная зайка» показывает: когда в твое жизни появляется ребёнок, всё меняется. Меняешься и ты сам, твой взгляд на жизнь, твои приоритеты. Не только ты воспитываешь ребёнка, но и ребёнок воспитывает тебя. Дайкити испытывает это на себе и видит аналогичные перемены в других. Перейдя из отдела, где работают неженатые в отдел, где трудятся папаши, Дайкити осознаёт, какая пропасть лежит между психологией холостяка и отца семейства.
Дайкити спрашивает у всех знакомых родителей: не жалеют ли они о тех жертвах, на которые пошли ради детей. Его собеседники не отрицают: рождение ребёнка заставило их кое от чего отказаться. Но эти вынужденные жертвы они восприняли как должное и убеждены, что игра стоила свеч.
КАЛЕЙДОСКОП ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Требовать от жанра «повседневность» лихо закрученную интригу — всё равно что ожидать в борще найти фейхоа. В обычной жизни обнажённые девы не падают с небес, а немытый чудак за соседней партой оказывается не инопланетянином или гением, а немытым чудаком за соседней партой. Печально, но факт. Конечно, все мы любим помечтать о чем-то необыкновенном. Но за чудесами нужно обращаться к другим жанрам. Прелесть повседневности в показе реальной жизни, которая слегка отлакирована авторской фантазией. Хорошее аниме в жанре повседневность должно вызывать радость узнавания: «да, точно, со мной похожее было!» В этом плане аниме «Брошенная зайка» образец жанра повседневность.
Собственно, в сериале есть всего две сюжетные линии, претендующие на звание интриги: исчезновение матери Рин и отношения между Дайкити и мамой Коки.
Дайкити достаточно быстро удаётся найти Ёси Масако, маму Рин, а разгадка её пропажи оказывается очень простой.
Не получает развития и невероятно перспективная романтическая сюжетная линия. Отец-одиночка и мать-одиночка созданы друг для друга, тем более что Рин и Коки так славно ладят! Но «Брошенная зайка» не идёт по проторенной дорожке мелодрам, а выбирает более реалистичный вариант. Взрослым, состоявшимся людям с уже сложившимся бытом не так легко сойтись, чтобы создать общую семью. Поэтому линия отношений между Дайкити и мамой Коки-куна повисает в воздухе: не «да», не «нет», а «может быть».
В «Брошенной зайке» нет жутких тайн и бурлящих страстей. Этот аниме-сериал строится на повседневных ситуациях, отношениях между персонажами и центральной теме «что же такое «быть родителем».
«Брошенная зайка» — это калейдоскоп очень точных бытовых сценок и психологических наблюдений. Каждый эпизод этого аниме, каждая жизненная зарисовка достойна восхищения. Но особенно великолепно показаны похороны деда. Мини-шедевр, сделанный настолько достоверно, что мурашки по коже пробегают.
Дом деда наполнен множеством «друзей и родственников покойного». Почти все они в общем-то случайные люди, которые лишь формально считаются близкими. Они чётко соблюдают обряды, обсуждаются наследство, выясняют отношения друг с другом, продолжая какие-то давние споры. Дама в годах, которая долго размышляет, какую же сумму «не стыдно» пожертвовать на похороны, — шикарный, метко схваченный типаж. В положенное время «безутешные родственники» кладут в гроб традиционные цветочки. Капризная малявка, которая даже не понимает смысл происходящего, сгребает цветы охапкой и разбрасывает, чтобы сделать «лужок». В стороне от этого благообразного балагана остаётся только та, кто искренне опечалена смертью деда — маленькая Рин. Она действительно скорбит, тихо, молча. Она сама, по собственному желанию, остаётся на ночное бдение у тела дедушки, а на прощание кладет в гроб голубые колокольчики — любимые цветы деда.
АКВАРЕЛЬ
Музыка и графика соответствуют духу этой доброй, солнечной истории. «Брошенная зайка» согревает нас теплыми, мягкими красками. Предисловия к эпизодам стилизованы под акварельные рисунки. Смотришь на эти картинки, словно бы раскрашенные от руки, и проникаешься атмосферой детства.
«Детские рисунки» мы видим также в опенинге и эндинге «Брошенной зайки». Разноцветные «каляки-маляки» сопровождаются милыми сентиментальными песенками.
Авторы этого аниме чувствуют грань между трогательным и тошнотворно-приторным. Ирония и реалистичность ситуаций удерживают «Брошенную зайку» от скатывания в сопливую мелодраму.
ИТОГ
«Брошенная зайка» — яркое доказательство того, что аниме — это не только большие глаза, большие сиськи и большие роботы. Абсолютно взрослое аниме в жанре повседневность. Оно рассчитано на женскую аудиторию, но, судя по отзывам зрителей, его с удовольствием смотрят и мужчины. Если предел ваших мечтаний — потусить с друзьями, это аниме едва ли придется вам по душе. Остальным стоит посмотреть это аниме обязательно.
Свидетельство о публикации №217010301504