Ветряные истории - Fuujin Monogatari

ВЕТЕР В МОЕМ СЕРДЦЕ: АНИМЕ «ВЕТРЯНЫЕ ИСТОРИИ»
(рецензия написана для аниме-журнала «НЯ!»)

ОЦЕНКА АНИМЕ: 9 из 10

Название: Ветряные истории / Fuujin Monogatari
Жанр: мистика, драма, повседневность
Выпуск: 2004 г.
Студия: Production I.G
Тип: 13 эпизодов по 25 мин.
Режиссер: Нисимура Дзюндзи
Авторы оригинала: Отори Минами

Нао — руководитель школьного фотоклуба. Правда, кроме нее в нем состоит только подруга Нао Мики. Но это не помеха, ведь Нао занимается любимым делом: фотографирует облака. Как-то на крыше школы, наводя объектив на очередное облако, Нао увидела в небе летящего кота. Нет, это не хозяева-садисты издевались над бедной кисой. Кот парил в воздухе сам по себе. Нао так увлеклась удивительным зрелищем, что упала с крыши. Но вместо того чтобы разбиться в лепешку, плавно опустилась на землю. И все благодаря Таики-сенсею, который оказался повелителем ветра.

Конечно, Нао захотелось побольше узнать и о ветро-коте, и о повелителях ветра. Поэтому в компании Мики и их одноклассника Джуна любительница облаков отправилась на фестиваль ветра в родную деревню Таики-сэнсэя.

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ И НЕМНОГО МИСТИКИ

Большинство аниме, где присутствует и мистика, и повседневность, строятся по принципу «посражались с монстрами, съели бутерброд». В таких аниме сценки из повседневной жизни героев перемежаются с фантастическими приключениями.

Аниме-сериал «Ветряные истории» («Fuujin Monogatari») — совершенно необычный случай. Эта самая повседневная повседневность, которую только можно представить. Будни школьного фотоклуба, участие в конкурсе, возня с домашним зверьком, отношения с друзьями и с родителями, первая любовь, разговоры, раздумья, прогулки. Жизнь как жизнь. Есть лишь одна маленькая деталь. Условие игры, если хотите. В этой повседневности коты умеют парить в воздухе, а некоторые люди способны управлять потоками ветра. Нет, спасение / уничтожение мира здесь ни при чем. Герои не стремятся «стать сильнее» в искусстве управления ветром. Они не одержимы местью. Даже любовь у них обходится без лишнего пафоса и раздирания тельняшек.

Вообще, в аниме «Ветряные истории» мистика — это не столько жанр, сколько особое мироощущение, вера в то, что в реальном мире обыденное сосуществует с необыкновенным, и главное, готовность принять это необыкновенное.

Главные герои аниме «Ветряные истории», став повелителями ветра, свое мастерство применяют очень редко. Гораздо чаще управляемые потоки ветра появляются будто бы сами собой. Они шлейфом стелятся за целеустремленной спортсменкой, бегущей марафон. Они летят вслед за отцом Нао, мчащемся на мотоцикле, о котором он так давно мечтал. Потоки ветра овевают влюбленную женщину. Они появляются на границе реальности и мира грез, а порождает их человеческое сердце, охваченное мечтами и любовью.

НАО

Нао —  главная героиня аниме «Ветряные истории», руководитель, вдохновитель и одна из двух единственных членов школьного фотоклуба. Практически все события сериала мы видим глазами Нао, вместе с ней постигая тайны магии ветра. Нао впервые увидела ветрокота, когда со школьной крыши фотографировала облака. Пытаясь сфотографировать удивительного зверя, девочка упала с парапета. Но Таики-сэнсей каким-то чудом замедлил ее падение. Это происшествие видел и Джун, одноклассник Нао. Позже он описал увиденное так, что все сочли, будто Нао хотела покончить жизнь самоубийством, сбросившись с крыши. Нао пришлось попотеть, чтобы разубедить в этом взволнованных родителей и учителей. Джун, чувствуя вину, написал Нао : «Прости…все сделаю. Джун». Нао приняла это обещание слишком близко к сердцу, углядев в них намек, которого не было. Впрочем, Нао и Джун давно знали друг друга, учились вместе в начальной школе, так что у Нао были основания ждать от Джуна нечто большее, чем просто дружбу.

Нао позвала Джуна на поиски ветрокота, а затем и в деревню повелителей ветра. Разумеется, повсюду с ними была лучшая подруга Нао Мики. Там, в волшебной деревушке, все встало на свои места. Джун влюбился в Мики, Мики в Джуна. А Нао? Нао нашла в себе силы остаться другом для них обоих. Никаких слез, истерик, никаких выяснений отношений. Да и что, собственно, было выяснять? Джун всего лишь проявил о Нао дружескую заботу. Остальное она додумала сама. Мики тоже не старалась отбить у подруги потенциального ухажера. Просто так сложилось, что двое полюбили друг друга, а третий остался не у дел. Горечь разочарования помогла Нао впустить ветер в свое сердце и стать повелительницей ветра.

МИКИ

Мики — лучшая подруга Нао, которая вместе с ней состоит в школьном фотоклубе. Она более приземленная, чем Нао и Рёко. Может быть, потому, что в отличие от них Мики переживает настоящую, счастливую, взаимную любовь. Мики не вытащишь на улицу после снегопада, чтобы пофотографировать облака. Зато она готова не жалея ног крутить педали велосипеда, чтобы помочь Нао сделать хороший снимок для школьной газеты.

Мики стала повелительницей ветра благодаря любви к Джуну. Их отношения развиваются на протяжении всего аниме-сериала и продолжаются потом, за границами «Ветряных историй». Ссоры по пустякам, ревность на пустом месте, заскоки девочек и наивная тормознутость мальчиков — все будет здесь. И, конечно, первый поцелуй.

ДЖУН

Джун — друг Нао, парень Мики, единственный мальчик в компании трех подружек и единственный, кто так и не освоил магию ветра. Зато он с увлечением учит летать тагуана Желудя. В отношениях в Мики Джуну не раз приходится задаваться вопросом «Чего хотят женщины?» Хорошо, что рядом есть Нао, готовая наставить друга на путь истинный.

РЁКО

Рёко учится с Нао и Мики в одной школе. Одинока ли Рёко? Трудно сказать. В аниме мы ни разу не видим ее в окружении одноклассников или других людей, не связанных с повелителями ветра. Чаще всего Рёко в одиночестве стоит на крыше, мечтательно глядя на облака. При этом Рёко не мизантроп, который чурается людей. Она охотно участвует в разговорах, участвует в поисках ветрокота, с удовольствием играет в «пни банку» вместе с Нао и младшеклассниками.

Однако в отношениях с Нао и Мики Рёко остается третьей лишней, этакой подругой про запас. Отчасти причина в том, что Мики с Нао дружат гораздо дольше и обе состоят в фотокружке. Их связывают общие интересы, а не только способность управлять ветром. Рёко это понимает. В третьем эпизоде она с крыши видит Нао и Мики в компании их одноклассницы-спортсменки, которую они должны сфотографировать для школьной газеты. Девочки идут стайкой, весело обсуждая предстоящую фотосъемку. Рёко пытается было их окликнуть, но подруги слишком увлечены, чтобы обратить на нее внимание, и Рёко с этим смиряется.

С Нао у Рёко более близкие отношения, ведь у них много общего, они хорошо понимают друг друга. Тихие мечтательницы, чувствующие ветер, любящие смотреть на облака. Обе не понаслышке знают горечь безответной любви.

Рёко отличается редкой способностью принимать мир таким, каков он есть. Когда Нао впервые видит ветрокота и осторожно заговариевает об этом с Рёко, та спокойно сообщает, что ей уже известно и о летающем коте, и об удивительных способностях Таики-сэнсея. Более того, она давно овладела магией повелителей ветра. Что это? Показное равнодушие или занудная неспособность удивляться? Вовсе нет. Просто Рёко не делит вещи и события этого мира на правильные и неправильные, на нормальные и ненормальные. Она полностью открыта миру. Если есть ветрокоты и повелители ветра, значит так оно и должно быть.

Такая философия позволяет Рёко видеть мир во всей его полноте и не искать виновных в своих несчастьях.

Пожалуй, единственный настоящий друг Рёко — это ветрокот. Каждый день Рёко приходит на крышу, чтобы его покормить. Ее не останавливает даже угроза тайфуна. Просто она нужна коту, а кот нужен ей. На ветрокота Рёко переносит свою любовь к Таики-сенсею. Поэтому она с таким упорством и преданностью день за днем приходит на крышу. Рёко нужно излить любовь, которая переполняет ее сердце. Пускай ему эта любовь не нужна. Рёко дарит частичку своего сердца ветрокоту, ведь кот с учителем так похожи: оба независимые, оба умеют управлять ветром. Только в отличие от Таики, ветрокоту Рёко нужна так же, как ветрокот ей.

Рёко понимает, что их отношения с Таики-сенсеем невозможны. И все же в ее сердце теплится слабая надежда: может быть, когда-нибудь… После приезда Юкио эта надежда окончательно гаснет. Рёко принимает все как есть. Но сдержать слезы все-таки не может.

ДРУГИЕ ПЕРСОНАЖИ АНИМЕ «ВЕТРЯНЫЕ ИСТОРИИ»

«Ветряные истории» посвящены Нао, Мики, Рёко и Джуну. Но есть в этом аниме несколько сквозных второстепенных персонажей.

ТАИКИ-СЕНСЕЙ — классный руководитель Мики и Нао, повелитель ветра. В него безответно влюблена Рёко, а сам он влюблен в Юкио, девушку из деревни повелителей ветра. Таики-сенсей старается казаться равнодушным и немного циничным. Но на самом деле он мучается из-за неопределенности в отношениях с Юкио.

СЮГО — школьная медсестра. Герои «Ветряных историй» довольно часто заглядывают в медицинский кабинет. И не всегда из-за болезни. Просто здесь тихо, спокойно, уютно. А понимающая медсестра закрывает глаза на чужие слабости, на желание хоть ненадолго спрятаться от повседневной суеты. Она и сама любит помечтать. Наверное, поэтому незаметно для самой себя она влюбилась в Макино-сенсея.

МАКИНО-СЕНСЕЙ — учитель географии. Как от преподавателя от него мало толку. Он неохотно ходит на уроки, предпочитая все время проводить в медицинском кабинете. Повседневные заботы его тяготят. Зато Макино отличный рассказчик. Он не в состоянии увлечь учеников географической наукой, но стоит ему просто начать описывать заморские страны, где он побывал, как все слушают, раскрыв рты. Медсестра Сюго намекает, что рассказам Макино-сенсея о его путешествиях не всегда стоит доверять. Хотя так ли уж важно, был ли Макино во всех этих удивительных местах или просто фантазирует, основываясь на знаниях из книг? Ведь в своих рассказах Макино так вдохновенно убедителен!

ВЕТЕР В ТВОЕМ СЕРДЦЕ
«Если хотите управлять ветром, самое главное - впустить ветер в свое сердце», — вот главное правило повелителей ветра. А чтобы впустить ветер в свое сердце, нужно чтобы в сердце жила любовь: любовь к другому человеку, любовь к своему делу, любовь к приключениям, любовь к небу. И никто не обещает, что любовь эта будет счастливой. Такова любовь Нао к Джуну: едва замерцавшее чувство, которое она во имя дружбы вынуждена была погасить.

Такова тихая любовь Рёко к Таики-сенсею — человеку, подарившему ей ветер. Робкая любовь девочки к взрослому мужчине, которая осталась им практически не замечена — не из-за черствости мужчины, а потому что он сам в этот момент был увлечен любовью к другой женщине, любовью сложной, не слишком-то счастливой. И все же это безответное чувство дарит Рёко способность управлять ветром.

Все герои, в сердцах которых живут любовь и мечта, могут вызывать ветер. Даже у белки-летяги есть мечты, порождающие потоки магического ветра, дающие зверьку возможность парить в небе.

Легче всего с ветром управляются дети. Может быть, потому что их мечты светлые и простые: было бы место, где поиграть всей компанией в «пни банку» (нечто вроде обычных пряток). В шестом эпизоде мальчишки, играющие в «пни банку», используют магию ветра интуитивно. Героям постарше уже приходится учиться впускать ветер в свое сердце. Рёко, Нао и Мики еще не окостенели душой. Особенно Рёко и Нао, ведь Мики по сравнению с ними более взрослая. У нее есть бой-френд, с которым у Мики вполне серьезные отношения. Впрочем, Мики изначально более приземленная: она не понимает увлечения Нао облаками и, кажется, состоит в фотоклубе только из чувства дружеской солидарности. Мики не вытащить на улицу после снегопада, чтобы пофотографировать облака. Какие там облака? Все дороги замело! И ведь с житейской точки зрения Мики абсолютно права. Но как скучно жить, всегда строго следую воле разума!

Нао и Рёко еще сохраняют умение быть детьми. Например, они с удовольствием играют с младшеклассниками в «пни банку». И ведь неспроста Нао и Рёко искуснее Мики управляют ветром. Даже не так: они лучше чувствуют ветер.

Сохранит ли Нао ветер в своем сердце? Думается, что да. На это указывает финал аниме, где приоткрывается судьба повзрослевших героинь «Ветряных историй». Фотографировать облака — это не ребячество. И не рутинная работа. Это образ жизни.

ПАРЯЩИЕ, НО НЕ ЛЕТАЮЩИЕ

Люди не умеют летать. Полет — это абсолютная свобода в выборе своего пути. Лететь туда, куда хочется. Это не дано даже повелителям ветра. Они могут только парить, подстраиваясь под потоки воздуха. Они зависят от ветра. Их свобода ограничена его волей. А ветер бывает опасен и враждебен. На фестивале в деревне повелителей ветра Нао в этом убеждается.

Сначала Нао думает, что в своей свободе ограничены только люди.

В четвертом эпизоде Нао рассуждает: «Да. Животные, которые могут летать, должны летать  <…>Разве не странно? Мы научили его летать, а сами летать не можем.<…> Мы не можем летать.».

Рёко подхватывает ее мысль: «Наверное, поэтому нам так хотелось научить летать его. Зато мы знаем зверя, который не может летать, но летает (имеется в виду ветрокот — прим. NN)». («Fuujin Monotogari», эп.4. Здесь и далее аниме цитируется по переводу BBnMY).

Со временем Нао понимает, что ветрокоты тоже умеют только парить, подстраиваясь под потоки воздуха. Летать могут лишь птицы. Удел остальных — следовать за ветром. Ветер же подобен океану: здесь легко заблудиться и утонуть. Таики-сенсей рассказывает: «Как вы уже знаете, они (ветрокоты) очень любят играть с ветром. Если ветер сильный, то на нем можно кататься, как на волнах. Надеюсь, они не слишком увлекутся, не улетят слишком далеко и не утонут...<…> Иногда они тонут в небесах и теряются. Как людей глотают волны, так и их глотают ветры (эп. 07).

Точно так же люди плывут в потоке жизни. Человек зависит от окружающей реальности. Ведомый мечтой, он может выбрать цель и стремиться к ней, лавируя в потоках жизненных обстоятельств.  Путешествие это опасно: можно увлечься и утонуть в мечтах, как коты тонут в ветре. Можно не достичь цели. Но что поделать? Таков мир, каким он предстает в аниме «Ветряные истории».

В конце концов Нао находит способ летать: если она, Мики и Рёко, три повелительницы ветра, объединят силы, то у них получится лететь туда, куда они захотят. Увы, полет девочек оказывается лишь сном. Но позже догадку Нао подтверждают ветрокоты. Прижавшись друг к дружке, они летят по небу, словно огромный воздушный шар.

ЛЮБУЯСЬ ОБЛАКАМИ

Как мы обычно любуемся облаками? Ищем в них сходство с животными или предметами. Вон то облако похоже на бегемота, а вон то  — на поезд. В крайнем случае мы восхищаемся необычным оттенком или пушистостью облака. А как иначе объяснить, что интересного или красивого в облаках? Герои аниме «Ветряные истории» воспринимают облака совершенно иначе. Особенность ли это японского менталитета в целом или только индивидуального мировоззрения авторов «Ветряных историй», сложно сказать. Но бросается в глаза, что в этом аниме облака ни разу ни с чем не сравниваются. В облаках Нао привлекает не форма или цвет, а их изменчивость. В первом эпизоде Мики ворчит на подругу:

«Опять облака снимаешь? И как тебе не надоедает? Разве они не все одинаковые? Как их не снимай...»

Нао возражает: «Нет, они все разные <…> Я фотографирую облака и...Ветер. <…> Облака меняются из-за ветра. Так что когда снимаешь облака, то снимаешь и ветер» (эп. 01).

Облака интересны не сами по себе, а как отражение призрачности мгновения, переменчивости всего сущего. Облака, меняющиеся под воздействием ветра, похожи на людей, меняющихся под воздействием времени. Размышления об изменениях, происходящих с человеком, пронизывают все аниме «Ветряные истории». Героини гадают, что ждет их в старшей школе и вообще в будущем. Круговороту времени посвящены два последних эпизода этого аниме, причем в действие искусно вплетены цитаты из японской поэзии.

В восьмом эпизоде Нао и Мики находят фотографии, сделанные их предшественниками. На них запечатлен очаровательный малыш. Заинтригованные подруги находят девочку, которая делала эти снимки. Теперь это уже молодая мама. Оказывается, когда-то она тоже видела ветрокота в небе над школой.

Малышом на снимке оказался Джун. Прошлое и будущее встретились. Время безвозвратно ушло. Остались воспоминания, зафиксированные в фотоснимках. Фотоаппарат остановил мгновение, пускай и в переносном смысле.

Лейтмотив времени и перемен задается в опенинге «Ветряных историй» где, пожалуй, точнее всего формулируется одна из основных идей этого аниме.

Под ветром сильным облако меняется чуть-чуть,
И вот уж кажется оно совсем другим...
Ну а мы чуть-чуть растём, не замечая ход времён,
И вечно юные в душе...

My windy tales!
Ну почему же мне...
Так хочется рыдать на крыше в небесах?

Но слёзы и печаль порывом унесёт,
И улетят они
Туда, за облака...
(пер. Griever)


ОСТРАНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Есть такое умное слово «остранение», то есть буквально «делание странным». Придумал его в 1914 г. русский писатель и филолог Виктор Борисович Шкловский. Суть остранения такова: есть какой-то привычный предмет или явление, скучное, банальное, ничем не примечательное. Но на самом деле это не предмет скучный. Это просто наше сознание слишком к нему привыкло, наш глаз «замылился». Чтобы смыть пелену обыденности, надо взглянуть на привычную вещь по-новому, как на что-то неведомое, непонятное, выбрать другой ракурс показа.

«Ветряные истории» заново знакомят нас с миром. Остранение достигается за счет рисовки в стиле примитивизма. Угловатые фигурки с треугольными ручками-ножками и ассиметричными лицами. Статичные фоны, зачастую очень небрежно раскрашенные. Волшебный ветер — несколько разноцветных завитушек. Облака — не пухлые, воздушные барашки, которые мы видим в реальности, а рваные лоскуты, разбросанные по синему небу. По этому лоскутному небу плывут кошки — кто лежа на боку, кто вниз головой. Ни пластики, ни достоверности движений. Это царство примитивизма. Это мир, каким он предстает на детских рисунках. Это мир, каким его видят малыши. Мир фантазий, мир ветра.

Благодаря такому стилю рисовки стирается грань между реальностью и фантазией, между повседневностью и мистикой.

ОПЕНИНГ И ЭНДИНГ

В опенинге «Ветряных историй» зрителю сразу дают понять, какого рода аниме ему предстоит увидеть. Перед нами череда сценок из повседневной жизни, но нарисовано все это в весьма своеобразной манере. После опенинга мы, зрители, уже готовы воспринимать эту необычную обычность. Эмоциональный настрой задает открывающая песня «Kaze no Uta».

«Yuuhi no Iro Dake» — финальная композиция по сравнению с опенингом более динамичная и веселая. А в художественных экспериментах аниматоры пускаются еще дальше. В закрывающем ролике нарисованные персонажи появляются на фоне живых пейзажных фотографий. Условность здесь встречается со стопроцентным реализмом. Эффект очень интересный. Нелепо нарисованные человечки жутко контрастируют с живыми пейзажами. Но в то же время из этого контраста рождается особая гармония фантазии и реальности.

ИТОГ

«Ветряные истории» — очень своеобразное, глубоко поэтичное и философское аниме, в котором повседневность легко и умело переплетена с мистикой. Может быть, кому-то неспешность этого аниме покажется скучной, а философская созерцательность занудной. Но только не тем, кто понимает волшебную прелесть неба, облаков и ветра.

Напоследок огромное спасибо BBnMY за хороший перевод «Ветряных историй» и познавательные комментарии к эпизодам. Прочесть их не менее приятно и полезно, чем посмотреть само аниме.


Рецензии