Сердца Пандоры - Pandora Hearts

НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ ЗАЗЕРКАЛЬНОГО ПИАНИНО: АНИМЕ "СЕРДЦА ПАНДОРЫ"
(рецензия написана в июле 2011 г.)

ОЦЕНКА АНИМЕ: 8 из 10

— Так, может, ты докончишь? — пошевелил усами Мартовский Заяц. — Ты как существо высшего порядка знаешь назубок механизмы происходящих в психике процессов. Несомненно, знаешь, как получилось, что умирающая дочка декана колледжа Крайс-Черч, вместо того чтобы отойти в мире, не пробуждаясь от тяжкого сна, блуждает по Стране?
(Анджей Сапковский, «Золотой полдень»)

«Строили мы, строили, и наконец, построили!»
(«Крокодил Гена» м/ф, СССР, 1969)


«Сердца Пандоры» — отличное аниме, прекрасное во всех отношениях.

После его просмотра возникает всего один вопрос: а зачем, собственно, все это снималось? Зачем нужны были многочисленные, разнообразные персонажи с тщательно проработанными характерами? Зачем нужен был лихо закрученный сюжет? Зачем нужна была красивая музыка, превосходно дополняющая действие на экране? Зачем весь этот набор составных элементов отличного аниме сначала собрали, а потом в последних двух сериях взяли и спустили в канализацию, как надоевших золотых рыбок?!

За что, kami-sama?!!!

Итак, от риторики перейдем к конкретике.


СЮЖЕТ

Начинается все, если честно, ни шатко, ни валко. Завязка дает серьезный повод предположить, что дальше сюжет пойдет по одной из стандартных, штампованных линий.
Но где-то к 4–5-й серии понимаешь, что все далеко не так просто. Сюжет, как огромный локомотив, постепенно набирает обороты.

Оказывается, что у каждого персонажа есть какая-то тайна, каждый имеет «двойное», а иногда и «тройное» дно.

Тайны сплетаются друг с другом, образуя презанимательнейшее полотно. Пересказывать все это смысла нет. Да и совесть не позволяет: спойлер — смертный грех!
Позволю себе только один иллюстративный пример (самый безобидный): я была уверена, что Шерон, Оз и Алиса составят любовный треугольник. К этому были все предпосылки. Но не сложилось. Я была приятно удивлена.

Не особо напрягало даже появление «героев-на-час» типа Элиота и Лео — персонажей, которые возникают на пару серий, а потом тихо исчезают. На мой взгляд, это вносит живость и естественность. Потому что в противном случае получается этакое «индийское кино», где в финале все, включая слепую нищенку Зиту и волнистого попугайчика Раджа, оказываются давным-давно потерявшими друг друга родственниками.


СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

1. «АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС».

Главной «фишкой» «Сердец Пандоры» считается их связь с «Алисой в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Звучат мнения, что это японская версия «Алисы», а само аниме снято чуть ли не по мотивам кэрролловской повести.

Я бы сказала, что подобные заявления несколько, ммм, преувеличены, ибо есть большая разница между экранизацией («по мотивам»), с одной стороны, и аллюзиями и реминисценциями, с другой.

В случае «Пандоры» мы имеем дело с отсылкой (реминисценцией), а никак не с «японской версией» кэрролловского сюжета.

Более того, факт отсылки еще нужно доказать.

Открою страшную тайну. Если в произведении А есть герои Стул, Стол и Горшок, и в произведении Б тоже есть герои Стул, Стол и Горшок, однозначный вывод из этого только один: автор произведения Б читал произведение А, и ему понравились имена «Стул», «Стол» и «Горшок».

Для того чтобы говорить об отсылке к тому или иному произведению, простого копирования имен мало. Нужно нечто большее. Нужна более глубокая связь: общие темы, общие принципы построения сюжета, общие образы, общие сюжетные ходы. Они могут развиваться и трактоваться иначе, иногда с точностью до наоборот. Но они должны быть. Нужен ДИАЛОГ между двумя произведениями.

В «Пандоре» отсылки к «Алисе в стране чудес» действительно есть. Но мне они видятся не в том, что Алису зовут Алисой. Чеширский кот, Шляпник, Мышь Соня — все это тоже не более чем узнаваемые имена.

Связь «Сердец Пандоры» с «Алисой в Стране чудес» в другом: аниме превращает Страну чудес, страну сновидений в Бездну, страну забвения и кошмаров. Сон здесь предстает в самом широком понимании — как иная реальность, состоящая из множества измерений.

Заточенная в Бездну Алиса «просыпается» благодаря Озу и отправляется на поиски своих утраченных воспоминаний, осколки которых заключены в обитателях «Страны чудес» — в цепях. Постепенно Алиса отбирает у Бездны то, что некогда сама ей отдала.

2. ЯЩИК ПАНДОРЫ.

Почему «организация по борьбе с цепями» называется «Пандора»?

Про ящик Пандоры, наверное, слышали почти все. А для тех, кто не слышал, рассказываю: Пандора — героиня одного из древнегреческих мифов.

Титан Прометей похитил для людей огонь и научил их искусствам и ремеслам, отчего жизнь человечества резко сделалась счастливой.

Верховному богу, громовержцу Зевсу это сильно не понравилось, и он решил обломать мерзких людишек.

По его приказу боги создали прекрасную женщину — Пандору (имя переводится как «наделенная всеми дарами»).

Красавицу отправили на землю и выдали замуж за брата Прометея — Эпиметея.

Хотя Прометей в свое время предупреждал братца, что связываться с Зевсом — себе дороже, Эпиметей не устоял перед чарами Пандоры.

Далее цитирую по книге Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции»:

«В доме Эпиметея стоял большой сосуд, плотно закрытый тяжелой крышкой; никто не знал, что в этом сосуде, и никто не решался открыть его, так как все знали, что это грозит бедами. Любопытная Пандора тайно сняла с сосуда крышку, и разлетелись по всей земле те бедствия, которые были некогда в нем заключены. Только одна Надежда осталась на дне громадного сосуда. Крышка сосуда снова захлопнулась, и не вылетела Надежда из дома Эпиметея. Этого не пожелал громовержец Зевс».

В самом общем понимании Пандора — это та, кто из любопытства сует свой нос туда, куда совать его точно не следовало бы. Итоги неуемного любопытства печальны, если не сказать трагичны.

((Замечание в скобках. В русской «адаптации» организация Пандора называлась бы «Любопытная Варвара». Смотрите на экранах! Новое мега-аниме «Сердца любопытной Варвары»!))

Параллель с анимешной Пандорой, по-моему, очевидна. Члены организации Пандора хотят проникнуть в тайны Бездны (читай: пытаются открыть ящик Пандоры), подчинить ее себе. Врата Бездны — это, по сути, крышка ящика Пандоры.


ПЕРСОНАЖИ

Редкий случай, когда придраться не к чему. Хороши, чертяки, все до одного!

Причем сюжет выстроен таким образом, что тайны героев раскрываются постепенно, а зрителям по ходу действия подбрасываются разные намеки и подсказки.

Лично я себе всю голову сломала, пытаясь угадать, как соотносятся Брейк и Чеширский кот.

«Бац-бац — и мимо!». (Из к/ф «Свадьба в Малиновке»).


ИМЕНА

Энтузиасты, вооружившись англо-русским словариком, могут перевести и попытаться истолковать имена и, главным образом, фамилии персонажей.

Я остановлюсь на самом «вкусненьком».

1. ОЗ.

По моим скромным соображениям, имя «Оз» отсылает к еще одной знаменитой сказке — «Волшебнику страны Оз» Фрэнка Баума (1900). Получается этакий союз двух «стран чудес». А почему бы нет? Впрочем, возможно, это лишь мои домыслы.

2. ЗАРКСИС БРЕЙК.

Ну, с фамилией все просто: английское «break» — ломать(ся), разбивать(ся). Значение соответствует и судьбе героя, и силе, которой наделена его цепь.

А вот с именем история поинтересней. Дело в том, что «Зарксис» — не совсем «Зарксис». Он все-таки — «Xerxes», то бишь «Ксеркс». А «Ксеркс» — это, на минутку, имя легендарного персидского царя, правившего в 485–465 гг. до н.э. Имя означает не то «Царь героев», не то «Герой среди царей».

((Замечание в скобках. Кстати, при Ксерксе велись греко-персидские войны. Именно к этому периоду относится сражение у Фермопил, породившее легенду о 300 спартанцах, которая, в свою очередь, легла в основу прекрасного фильма 1962 г. и комиксоидного выкидыша 2006 г.))

С именем Ксеркса I связан известный исторический анекдот. Готовясь к битве при Саламине, Ксеркс велел соорудить наплавной мост, по которому его войско могло бы быстро перебраться на берег. Однако внезапно разразившаяся морская буря разрушила мост. Ксеркс обиделся на море и решил ему отомстить. По его приказу море высекли плетьми, а в воду бросили цепи (то есть символически заковали воду в кандалы).

Ксеркс, секущий море, — символ человека, который винит в своих бедах кого угодно, кроме себя самого.

В отличие от персидского царя, Зарксис Брейк не сваливает всю ответственность за своеобразное исполнение своего желания на Волю Бездны. Он признает, что, по большому счету, сам во всем виноват.


ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

1. ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

Проблема самоопределения, не побоюсь этого слова, — традиционная тема аниме.
Вопросом «Кто я и зачем живу?» задавалось бесчисленное множество самых разных персонажей. Ответы тоже были разными: серьезными и ироничными, оригинальными и банальными.

«Сердца Пандоры» ничего принципиально нового в эту тему не внесли.

Личность понимается как совокупность жизненного опыта (воспоминаний) и характера, чувств, привычек, поведения. Ты — не где-то там. Ты — здесь и сейчас.

Одним словом, мило. Не гениально, но мило.

2. ИЗМЕНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ ПУТЕМ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОШЛОГО.

К сожалению, эта тема большую часть сериала остается в тени. На первый план она выходит только в эпизоде с отцом Филиппа и, главным образом, в истории Брейка.

История Брейка мне откровенно понравилась (как и сам персонаж): захотел изменить – изменил – огреб – и вполне справедливо считает, что огреб заслуженно, ибо, как в том анекдоте:

— Ну чего ты орешь? Что просила, то и принес. Откуда ж я знал, что «дамские пальчики» — это сорт винограда…

Но вообще, история Брейка, конечно, грустная и поучительная.


ФИНАЛ, КОТОРОГО НЕТ

На дне глубокой бочки, полной вкусного меда, совершенно неожиданно обнаружилась ложка дегтя — финал.

Проблема финала «Сердец Пандоры» в том, что его нет.

Любое произведение (литературное, художественное, музыкальное, кинематографическое) создается с какой-то целью. Нет, не так. Любое ХОРОШЕЕ произведение.

Автор или авторы, создавая свое творение, имеют что сказать публике (зрителю, читателю).

В голове автора рождается ЗАМЫСЕЛ, который он воплощает в СЮЖЕТЕ.

Выглядит это примерно так: «А напишу-ка я пьесу, — думает некий Автор, — о юноше и девушке, принадлежащим к двум враждующим семьям. Несмотря ни на это, юноша и девушка влюбляются друг в друга. Чтобы воссоединиться, они идут на отчаянный шаг, но в результате трагического стечения обстоятельств оба гибнут! Люди будут рыдать и поймут, что любовь не знает границ, что это Великое чувство побеждает все, и вообще, «пацаны, не стреляйте друг в друга».

Автор завязывает сюжет, развивает его и приводит к логическому завершению, к финалу.

Финал должен вытекать из всего предыдущего действия и, в то же время, объяснять сюжет, показывать, кто из героев был прав, а кто нет, или демонстрировать, что среди героев нет ни правых, ни виноватых. Финал подводит итог всему произведению. В нем — ключи ко всем главным идеям, в нем — ответы, которые не обязательно должны быть однозначными.

Финал может объяснять все «в лоб», как, например, в детективах Агаты Кристи: «А убийца — мистер Смит. Он придушил жену из-за денег. Плохой мистер Смит! Фу!»

Финал может быть неоднозначным или открытым, что в большинстве случаев считается более удачным решением. Однако надо понимать разницу между открытым финалом и отсутствием финала. Открытый финал дает зрительскому (читательскому) воображению большую свободу, но зритель все равно ограничен логикой развития сюжета и характерами героев. Все возможные трактовки произведения и его финала должны не браться «с потолка», а рождаться из намеков, фраз, картин, ситуаций и т.п., встречающихся по ходу развития сюжета.

Типичный пример из аниме. Чем заканчивается «Evangelion»? Вот уже почти 15 лет поклонники сериала бьются над этим вопросом, по кадрам, по фразам разбирая каждую серию.

И это здорово!

Но бесконечный поиск истины возможен лишь в том случае, если в самом произведении есть ответы на интересующие зрителя вопросы, просто они не лежат на поверхности, до них надо докапываться, а эпизоды-«ключи» зачастую можно трактовать по-разному.

Что мы имеем в «Сердцах Пандоры»?

На протяжении 24 серий нас забрасывают тайнами и загадками: что произошло во время Сабрийской трагедии? кто такие Гилберт и Винсент? кто такая Алиса? Почему отец Оза ненавидит своего сына? куда исчез Глен Баскервиль? и т.д. и т.п. и проч. Перечислять можно долго.

И что в итоге?

Ничего. Тишина.

Строили мы, строили и, наконец, построили.

Вот и все выводы. Вот все, к чему мы пришли.

Finita.

О связи Алисы с Бездной сказано мимоходом, но практически никаких разъяснений нет. Остальные вопросы так и остаются без ответов, причем намеков на эти ответы в самом аниме-сериале нет. Финал не открытый. Финал никакой.

О «Великой Тайне», которая раскрывается в двух последних эпизодах, даже смешно говорить.

Вы меня, конечно, извините, но надо обладать, кхм, ОЧЕНЬ незамутненным сознанием, чтобы сразу не догадаться, кто же скрывается под балахоном Баскервилей и кого узнал Гил.

Когда в предпоследней серии это подается как откровение, даже не знаешь, что думать: жалеть авторов за беспомощность или обижаться на них за то, что они считают зрителя тупее валенка (вернее, гэта).

((Замечание в скобках. Я помню чудные времена начала–середины 90-х, когда на экраны телевизоров хлынули мексиканские сериалы, и неискушенные постсоветские зрители увлеченно следили за развитием сюжетных перипетий, искренне переживая: останется ли Луис Альберто с Марианной или женится «на той белобрысой стерве». Тогда это была ТАЙНА! Сегодня об этих переживаниях вспоминаешь с улыбкой.

Относительно аниме: личность человека в капюшоне столь же очевидна, как и выбор Луиса Альберто)).

Я уж не говорю о том, что «тайна» эта совершенно дутая уже с точки зрения здравого смысла.

Давайте рассуждать.

Хотя Оз отсутствовал в реальном мире *** (не скажу сколько) времени, субъективно для него прошла от силы пара часов.

Перед попаданием в Бездну он, сам того не желая, полосонул мечом лучшего друга, когда тот — неизвестно почему (ха!) — ринулся защищать одного из нападавших.

По возвращении из Бездны Оз должен все еще живо помнить эти события. То, что он просто спрашивает, все ли в порядке с его сестрой и с Гилбертом, но не ищет с ними встречи, понятно: Оз не хочет подставлять их под удар. Но потом, когда он узнает Гила, видит его шрам, то почему-то не задает ему единственного вопроса, напрашивающегося естественным образом.

Если вы по ошибке ранили, а возможно, и убили лучшего друга, вы будете испытывать громадное чувство вины. И, когда вы вдруг встретите этого человека, живого и здорового, очевидно, первое, что вы захотите у него спросить: «Какого ж рожна ты полез под нож?!!».

Оз мучается десятком сложных, философских вопросов, а этот вполне очевидный вопрос задает Гилберту всего один раз, ближе к концу аниме. Да и не слишком настаивает на ответе. Если Оз в глубине души сам догадывается, каков будет ответ, но боится услышать подтверждение этому, тогда не понятно, что же его так в этом ответе поразило.

Ладно. Проехали.

Но уж то, как Оз «неожиданно» обнаруживает изображение цепи своего семейства в собственной столовой — это уже за гранью добра и зла.

А слона-то я и не приметил!

Картинку Оз должен был видеть раньше, когда на протяжении многих лет жил в этом доме и, следовательно, приходил в эту комнату. Если, конечно, его не приводили туда с завязанными глазами.

Логичней было бы предположить, что Оз должен был узнать в бросившем его в Бездну чудовище картинку из столовой. Но никак не наоборот.

Ладно. Проехали и это.

После такого «гениального» сюжетного хода, чем же все заканчивается? Раскрываются ли многочисленные тайны, которые возникали, развивались и переплетались на протяжении 24-х серий? К чему сводятся все горькие раздумья и поиски себя? И как создатели умудрились развязать этот клубок всего за одну, 25-ю, серию? А НИКАК!

Финал сводится к тому, что мальчик идет к папе и говорит примерно следующее: Папа, ты — чудак на букву «м». Мне на тебя с прибором. Я сам по себе. Я такой, какой я есть. Au revoir!

Все!

На форумах любят свои эмоции выражать фразой «я под столом».

Так вот, после такого «финала» я была под столом, потому что поняла, что 8,5 часов (25 серий по 20 минут) моей жизни потрачены впустую. «Сердца Пандоры» просто взяли и оборвали.

И не надо кивать в сторону манги! Манга — это манга. Аниме — это аниме. Экранизация должна быть самостоятельной и завершенной, потому что в противном случае, это ПЛОХАЯ экранизация!

Если я захочу прочитать мангу, я возьму и прочитаю ее. Но если я хочу посмотреть аниме-сериал, я должна увидеть стройную, логичную, цельную, завершенную историю, имеющую главную мысль и основную идею.

Есть замечательный пример: «Эльфийская песнь». Тоже снята по незавершенной манге. Финал – открытый (можно до посинения спорить, кто же стоит за дверью). Но аниме при этом абсолютно завершенное, и смотрится как самостоятельное произведение. Хотите — читайте мангу, не хотите — не читайте. Создатели сериала сказали все, что хотели сказать, и манге тут прибавить нечего.

Мангу можно СРАВНИВАТЬ с аниме, а не восполнять с ее помощью пробелы в сюжете сериала, потому что в противном случае это, повторюсь, ПЛОХОЙ сериал.

Зачем в «Сердцах Пандоры» нужно было выставлять напоказ сюжетные линии, которые никто не собирался доводить до конца? Зачем нужно было их выпячивать? Скройте эти «хвосты» или проведите их так, чтобы они превратились в открытый финал.

Увы, сюжетные линии, плавно развивавшиеся на протяжении 24 серий, в 25-й были просто брошены, а зрителям подсунули соску-пустышку.

Можно предположить, что «Сердца Пандоры» создавались с прицелом на второй сезон. Но это все равно не отменяет отвратительного финала.

Вспомните «Code Geass», когда было очевидно, что без продолжения не обойтись.
Тем не менее, у первого сезона БЫЛ финал. Лелуш и Судзаку пришли к тому, что было неизбежно при тех методах и путях, которые избрал каждый из них. Финальные размышления С.С. по поводу судьбы и выбора подводят итог первого сезона. Достойный открытый финал.

Если бы «Сердца Пандоры» были проходной, бездарной поделкой, то с беспомощным финалом можно было бы смириться. Но обиднее всего то, что аниме действительно хорошее. Финал же всю эту прелесть безжалостно убивает.


РЕАЛИЗМ И ФАРС

В одну телегу впрячь неможно
Коня и трепетную лань.
(А.С.Пушкин, «Полтава»)

В «Сердцах Пандоры» есть еще одна вещь, которая лично меня безумно раздражала на протяжении всего сериала: резкие и совершенно необоснованные стилистические перепады: перескакивание с серьезного тона к фарсовому и обратно (имеются в виду тумаки, которые персонажи периодически отвешивают друг другу посреди вполне серьезных по настроению сцен).

В аниме такой прием, кстати, не редкость. Однако в «Пандоре» он смотрится на редкость фальшиво, искусственно.

Я не знаю, чисто ли субъективное это впечатление, или оно имеет объективные основания. Наверное, все-таки второе. Думается, причина в жанре этого аниме. Дело в том, что «Пандора» изначально — не комедия, а скорее драма. Это серьезное аниме. Его герои — не «маски», не условные персонажи, а реальные люди, живущие в реальном мире, пускай и альтернативном.

Для сравнения: в комедийных «Slayers» Лина может взбеситься и спалить Гаури файерболом. А в следующем кадре обладатель «медузьих мозгов» уже вновь в строю. Это возможно потому, что «Slayers» — комедия, причем постмодернистская. Много шуток построено на игровом, условном характере их Вселенной. В битве мощное заклинание, запущенное во врага, действует по прямому назначению — как оружие. Но это же заклинание, запущенное в тупого приятеля во время ссоры, носит скорее символический характер, служит для выражения эмоций. Поэтому не все поступки героев имеют последствия. Действия-символы остаются в рамках одного эпизода. Меняется кадр, и сюжет продолжает развиваться своим чередом.

Мир «Пандоры», в отличие от мира «Slayers», сам себя воспринимает как реальность. В нем, как и в реальности, не может присутствовать игровое начало, в нем не должно быть места «поступкам-символам».

Попробуйте посреди разговора стукнуть собеседника газетой по башке. Не хотите? То есть хотите, конечно, но не будете, потому что понимаете: в реальности кадр не сменится, и за свою выходку вам придется нести ответственность.

«Пандора» же претендует на реалистичность, но при этом пытается «шутить», периодически сбиваясь на фарс.

Самое же чудовищное, что в большинстве случаев «кадр» действительно не меняется. Переход от фарса к реальности демонстрируется, и это усугубляет неестественность происходящего.

Например, Алиса в очередной раз отлупастила Оза и победоносно наступила на него. Входит сестра Оза. Тот ПОДНИМАЕТСЯ С КАРАЧЕК И ИДЕТ ЕЙ НАВСТРЕЧУ. Разрушается условность фарса, основа его прелести, основа юмора. Фарс насильно пытаются сделать частью реальности, и это очень бросается в глаза.

Стилистический диссонанс, блин!

Поэтому фарсовые вкрапления выглядят абсолютно инородными, лишними, немотивированными.


МУЗЫКА

Музыка очень удачная. Опенинг и эндинги «работают» как надо: настраивают и выводят соответственно.

Фоновые композиции создают нужное настроение, прекрасно дополняя происходящее на экране действие.

Главная музыкальная тема, мелодия из часов, звучит в нескольких вариантах. Запоминающийся и красивый мотив.

В общем, как известно, говорить о музыке — все равно, что танцевать об архитектуре.

Качайте OST-ы и наслаждайтесь.


ИТОГ

Итог плачевный: отличное аниме с абсолютно провальным финалом.

Посмотреть его, наверное, все-таки стоит, но будьте готовы к тому, что в последнем эпизоде вас подло «кинут».


Рецензии