Персонаж из древних времён...

Писатель, который берётся за серьёзный исторический роман, знает, что силы, движущие народами, остаются неизменными, с тех пор как существует писаная история. Эти силы определяют современную историю так же, как определяли историю прошлого. Представить эти постоянные, неизменные законы в действии, пожалуй, наивысшая цель, которой может достичь исторический роман. Я решительно не в силах поверить, что серьёзный романист, работающий над историческим сюжетом, видит в исторических фактах что-либо, кроме средства создать перспективу. Лион Фейхтвангер. // Исторические факты, содержащиеся в источниках, не более, как камни и кирпичи: только художник может воздвигнуть из этого материала изящное здание. Виссарион Белинский. // Как ни точны будь исторические сцены, они падут бездушны без игры характеров; как ни резки будь характеры, они не тронут читателя, если не оживятся какою-нибудь великою мыслию. Александр Бестужев. // Человек, пишущий роман или пьесу для театра,  в которых он выводит мужчин и женщин прошлых времён, может быть уверен, что его произведение обречено на смерть, чем бы ни козырял в нём автор. Нельзя вдохнуть жизнь в усопшее человечество, не вложив в него, под плащи и хламиды, сердце и мозг современного человека; удаётся лишь воспроизвести среду, в которой жило это человечество. Эдмон Гонкур. // Вальтер Скотт, родоначальник исторического романа – один из тех редких писателей, у кого форма исторического романа не стесняла художественность изображения. // Чтобы про персонаж из древних времён можно было сказать: «Он правдив», – его надо втройне наделить жизнью, ибо кто видел модель, тип? Гюстав Флобер. // Единственная форма вымысла, в которой реальные характеры не кажутся неуместными, это история. В романе они отвратительны. Оскар Уайльд. // Для историка единственно ценным является «сомнительная истинность» добываемых им мёртвых исторических фактов. Писатель творческой своей интуицией создаёт некое новое бытие, при всей своей идеальности ничуть не уступающее реальной правде данной исторической действительности. Альфред Виньи. // Разногласие моё в описании исторических событий с рассказом историков не случайное, а неизбежное. Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различных предмета. Как историк будет не прав, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни и тем невольно упуская и заслоняя главную свою задачу – указать на участие лица в историческом событии, так художник не исполнит своего дела, понимая лицо так, как историк, представляя его всегда в его значении историческом. Лев Толстой. // Художественное изображение истории более научно и более верно, чем точное историческое описание. Поэтическое искусство проникает в самую суть дела, в то время как точный отчёт даёт только перечень подробностей. Аристотель. // Всякое лицо трагедии принадлежит не истории, а поэту, хотя бы и носило историческое имя. Виссарион Белинский.


Рецензии