Бой бабочек. Шукшин у озера в 68м
“Бой бабочек” полвека спустя. Фотоувеличение. Моя фотография(сзади массовки, в платочке и очках)найденная через 30 лет, опубликована в книге "Надеюсь и верую" алтайскими журналистами к 70летию Шукшина.
Разбой Николаевич (соседки Шукшина по дому на Русанова 35, которую он взял на картину вторым режиссёром, на фото она в чёрном пиджаке и сапогах), обжегшейся на моём выкраденном у Васи в больнице Дневнике, привел к тому, что о романтическом приключении Шукшина узнали на студии.
До некоторых эти слухи дошли как отголоски скандала, устроенного взбешённой помощницей Шукшина. Что это было на самом деле - я рассказываю в радиорассказе “История любви. Посвящение Шукшину” и пишу сейчас. Писать о её существовании в лирическом рассказе было дико, но и она дождалась своего срока.
В сентябре 68го съёмочную группу перевели в простой временно по нездоровью В.М., а меня, ассистентку, сократили с картины “Странные люди”, оставив без работы до запуска очередного фильма. Без оплаты получилось на полгода.
Осенью я посещала вольнослушателем курс Герасимова во ВГИКе.
Познакомилась и общалась со многими студентами, они приходили ко мне в гости. И далее зимой поэт Петя Пиница, друживший со мной на съёмках, приводил ко мне в новую квартиру на Ракетном на посиделки поэтов и писателей – студентов Литинститута, среди них был Саша Вампилов.
Судьба одарила меня заработком, я уже была защищена после этого потрясения, которое выдержала Милостью Божией – всю зиму и далее в течении двух лет я переводила дома с итальянского энциклики Павла Пятого для Патриархии, получая 500 и более рублей, (текст нелёгкий, стр.2 рубля) На студии мои начальные 80 считали чрезмерными.
В середине зимы мы с моей коллегой по “Интуристу” Лидой Рыбкиной
( она вначале 60х в Сростках по распределению английский преподавала, жена Василия Маша Шумская - немецкий) пришли на рабочий просмотр фильма. Сидим в небольшом зале, тихо перебрасываемся репликами по-английски, а там, чувствуем, все напряглись. Моего имени в титрах нет. Включили свет. Мы молча вышли. Шукшина и режиссёрши на просмотре не было, В.М. болел. Потом им сообщили о нашем приходе, конечно.
С этими “странными людьми” Шукшин замучился переделками, финал первой новеллы про Чудика в исполнении Никоненко В.М. переписал, чтобы жену снять в фильме (голову её украсили модной причёской -халой).
Уже я вернулась весной на студию, а табличка «Странные люди» всё висела на стене при входе в их комнату - режиссёр картину всё переделывал и переделывал - то, что так легко и увлечённо снимал в летней экспедиции. ”Дорабатывал” не по своей воле, конечно, - давило руководство. Только через два года в 70м фильм был принят и Шукшин повёз его в Париж. Западные эстеты-критики оценили, но зрительского успеха на родине фильм не имел, шёл в полупустых залах. Роль Броньки Пупкова гениально сыграл Евгений Лебедев, а в “Думах” был убедителен Всеволод Санаев.
Уже с весны, когда меня после “отпуска” вызвали на новую картину, режиссёр-постановщик Юрий Афанасьевич Швырёв спокойно и открыто со мной общался. Стали на студии ко мне присматриваться.
Годы спустя Валерий Кузин сказал при мне другому фотографу: «Эту женщину Шукшин одобрил”. Так я услышала в стенах студии своё имя и Шукшина в связке.
Внешне и по возрасту я была под стать Федосеевой, и отличалась - поработав с представителями западной культуры, была свободна внутренне, общительна, но не подступишься. Тогда решили, что у меня роман со Швырёвым - Шукшин стал сворачивать, увидя его в коридоре. Они в одно время учились во ВГИКе и близко общались – у энциклопедиста Юрия Афанасьевича Василий Макарович брал книги, для сценария о Разине.
Мы столкнулись с В.М.в буфете. Сначала он выбежал, потом преодолел себя, вернулся, спросил: ”Ну, как ты?” Взяв по чашке кофе, мы сели рядом, но журналистка подошла к нему с вопросом, помешала нам поговорить.
Сказала ему, что вышлю в подарок Библию к 40-летию, как обещала год назад. У него уже было Евангелие, подаренное мною в экспедиции.
В июле 69го выслала Библию издательства Патриархии по почте с уведомлением, получив подтверждение.
Встреч с ним не искала – ходила спокойно по студии. Не скрою - возвращаясь, мне хотелось посмотреть ему в глаза. Но главным было – не уступить гэбэшным охотникам.
Проверку священными текстами Шукшин не прошёл. Вика Софронова пишет, что иконку в шкафу прятал, а на пороге Церкви споткнулся и повернул назад: ”Меня сюда не пускают”.
В нашей встрече всё было предопределено уже на просмотре “Евангелия от Матфея” Пазолини (фильм я переводила группе в “Белых столбах” перед выездом в экспедицию).
В сцене распятия Христа я замолчала, у меня перехватило дыхание…Молитвы, посланные В.М. в больницу, их подтекст - выдержать испытание и не идти на поводу зла. Подаренные к дням рождения Евангелие и Библия - о них нет упоминания в его биографии до сих пор…думаю - две святые книги тогда уже взяли его жизнь под контроль. В больнице сказал мне: “Евангелие всегда со мной”.
Он сам срежиссировал свою смерть. На пригорке на фоне Церкви его альтер-эго Егор Прокудин кричал покаянно. Но перед своей матерью Марией Сергеевной Шукшин ни в чём не был повинен, любил её. О своих грехах скорбел народный любимец. Страдал. А к Богу не вышел…
Готовясь к съёмкам “Разина”, Шукшин импровизировал сцены изощрённых убийств есаулов, а задумавшись в последнем кадре Валерия Ковтуна, уже отпечатал свою фотографию на памятнике.
…Увидев меня, идущей ей навстречу в коридоре студии, Н. разразилась бранью. Я молчала. Вспомнила лишь как выглядит она – баба-мужик, с завивкой. Донеслось: ”Ты чужая здесь, чужая!” Отчасти она была права. Потому и не стала я сдавать экзамены во ВГИК в 69м. Мир искусства предстал в ином свете. Народный защитник и слова в защиту гонимой не смог сказать. Его трусость разжигала её злобу.
Летом 68го Шукшин позвал в летнюю экспедицию для массовок и ролей-эпизодов своих друзей из литинститута, а также начинающих режиссёров (чтобы дать им отдохнуть и подкормиться). Я общалась с ними, читала в перерывах между съёмками лирику Такубоку. Воспоминания о любви и боли через 20 лет проросли моими стихами. Моему лирическому настрою в диссонанс Н. перешла на истеричный крик в мой адрес - один раз при всех на площадке. В последовавшей паузе все смотрели на В.М. - он молчал, как-то весь сжался.
Вскоре она заболела, и на несколько дней на съёмках опять стало спокойно. Я загорела, вокруг летняя благодать, озера. Поэт Петя Пиница принялся ловить меня на поляне. Шукшин сказал: ”Хорошо, когда весело!”
Н-ч была усердна в работе и твердила: “Надо будет, буду дерьмо в кадр носить”. Так и жила. На последующих картинах она с ним не работала. Впрочем, она уже перешагнула пенсионный возраст. Много здоровья стоила ему её собачья привязанность. Не бесследно прошёл и свой страх, «сдача» девушки, в которую сам был влюблён и “одобрил”.
Попытка уволить меня провалилась в июне 69го - второй режиссёр Юриной картины еврушка Сосланд подал на аттестационную комиссию бумагу о моем несоответствии должности. Этот манёвр к удивлению заговорщиков не прошёл против характеристики Швырёва, рекомендовавшего меня во Вгик как талантливую ассистентку при прочих человеческих достоинствах - оба документа зачитал замдиректора студии Семёнов 13ти членам комиссии - они сидели в недоумении.
Я пояснила, что в моих планах с 1го июля 69го работать на Мосфильме ассистеном-переводчиком с всемирно известным Витторио де Сика на фильме совместного производства с Италией “Подсолнухи”. Выходили всесильные коллаборационисты режима с недовольными лицами – не вышло, они к такому не привыкли.
Такой поворот я, видимо, предвидела, и взяла характеристику у Юрия Афанасьевича не только для ВГИКа. Вручила её Семёнову накануне, чтобы предупредить и не ставить в неловкое положение. Швырёв не присутствовал лично, но своей позицией на этом судилище защитил не только меня, но и оператора Константина Арутюнова, под которого подкапывались. Он ещё 20 лет потом работал активно оператором - постановщиком. На экспедиции картины “Баллада о Беринге и его друзьях” директор Либединский и Сосланд занимались махинациями. Похоже, что это кончилось плачевно для бойкого афериста –имени Сосланда в титрах нет.
Приходила в нашу группу “Баллада о Беринге и его друзьях” Федосеева - пробоваться на роль Анны Иоанновны. Эту роль потом сыграла Нонна Мордюкова. Юра Швырёв,( с которым мы дружили до его кончины 30.12.13), недавно сказал, что Лида намеревалась посмотреть на меня и если что(что именно?) - биться за мужа. Мне это удивительно - вот во что обернули мою романтику и его (Шукшина) влюблённость. В больнице он мне сказал: «Всё из меня правильного сделать хотят”. И добавил: ”Ищите женщину…”
Лишь десятилетия спустя узнала - что было у В.М. в личной жизни в тот период - шесть маленьких детей (своих и сестры) на иждивении, соперничество Лиды с Викой, хотя формально он был женат в Сростках.
Про 9 лет приверженности к “красненькому” он мне сам сказал(появились деньги- вот и пил), когда я зашла навестить его в больничной палате во Владимире. Показал как чертей с одежды сгонял - щелчком по рубашке у плеча.
В той ситуации, когда судьба испытывает человека, Шукшин «сдал» меня, чтобы продолжать работать.
«Совет нечестивых» уволил в том же 68м году Аскольдова (“Комиссар”). На собрании Шукшин вступился за него.
Эту картину, впоследствии названную в связке “всех времён и народов”, сохранил в своём сейфе Герасимов. Что не помешало ему своим вердиктом помешать продвижению сценария Шукшина“Я пришёл дать вам волю”.
…Вспоминаю как выглядела моя тетрадь-дневник: серая рифлёная обложка, гладкая бумага в красную линейку. И последняя фраза: “Он меня как персиянку выбросит…” Н. окружила меня соглядатаями и днём и ночью – тетрадку она приметила. Что там было - слов не вспомнить: мои размышления, впечатления от съёмок, его режиссуры. Молитвы из Притч, написанные ему, когда узнала, что лежит в больнице, и - как меня вдали от его глаз старая баба гнобит, встретит и шипит: ”Уйди с картины, убью!”
А меня интуристовские гэбешники “вели”, продолжали со студии выманивать, хотели задействовать в своих шпионских играх. Летом 68го я ускользнула от них, уволившись из “Интуриста”. Но оказалось – из огня да в полымя. Следом неслось: “В Сибирь её, с волчьим билетом…” Так и положено в годину испытаний Сатурном. Все знали, где на студии находится комната этого ведомства.
Тетрадку Николаевич у Шукшина как-то вытащила, не сам же он ей вручил. Они лежали на разных этажах Владимирской больницы, а группу временно распустили. Я не знала, что и она здесь, рядом, и будет встречать меня на выходе, как бешеная фурия.
Приехав из Москвы через пару недель за вещами, зашла его проведать (говорил со мной ласково и доверительно), оставив дневник с просьбой потом вернуть.Это не был наивный поступок, мне нужно было что-то понять в нём.Проверка на дорогах жизни.В тетради я писала под впечатлением поэзии Исикава Такубоку: “Я верю тебе и Богу, но больше тебе…”Японской лирикой он не владел, не его жанр.
Запуган был, струсил, сыграл разбойника Стеньку, в натуре: “И-и за борт её броса-а-ит в набежав-шую волну…”-точно по моей подсказке.
“Бог слышит всё- слова спасенья и любви, как истинный свой голос”
(Бродский). Через много лет я написала:”Холмик у церкви и крик покаянный –кресты берегли свою тайну…”
Я выстояла, не позволив унизить ни себя, ни его в истории, по аналогии с которой Герасимов снимал фильм“У озера”, в стык с предыдущей картиной. Оказывается, в кино так возвышенно чувствовать можно, а в жизни за это казнят. В фильме Шукшин ещё по-мужски красив и ведёт себя как рыцарь. Сказочка о себе ему наверняка льстила. Не получится в жизни – в кино можно всё переиграть.
С 68го укоренился в семье и бросил пить. Перешёл на подпитку сигаретами и кофе без меры, - всё это и рабочие перегрузки свели его в могилу в 45.
Писал перед смертью: “Сердце мясом приросло к жизни - тяжко, больно уходить”.
…Наверное, от него осенью 68го приехал ко мне гонец – узнать что и как.
Женя Смирнов работал в администрации, был тайно влюблён в меня и не он один. Стала Клавыванна его травить моим дневником, цитируя не те фразы, что про неё, а к режиссёру обращённые - Женя чуть с ума не сошёл от переживаний и ревности. Приехал ко мне без звонка.
Я сижу на кухне, перевод делаю, как обычно. Смотрю на него. Он налился водкой по самые брови, на ногах продержался с минуту, сделал шаг, задев порожек, рухнул плашмя на пол. Молча, ни о чём не спросив, так и ушёл, бедный.
Чуть позже второй оператор Виталий Петрович Шолин на людях мне сказал:
“Н-ч была влюблена в Шукшина, как кошка”.Ей было на этой картине 55-57 лет. Не для Лиды, как мне раньше казалось, она охраняла его для себя. Сенильные страсти. Её просто разрывало от злобы, видя, что В.М. был в молодую влюблён. Его несло творческим подъёмом, пока не заболел.
А чувства были видны всем - он это пытался скрыть, и только от себя.
”Он был барсом в охоте за очередной жертвой” (Т.Пономарёва). Мне он казался трогательным, застенчивым рядом со мной. Влюблённость помогает творчеству. Но романтика отношений с его судьбой не стыкуется. Шукшину и такого героя дали сыграть.
В музее студии он на меня смотрел с крупного плана афиши фильма "У озера"- объятие “ласкового зверя” с белокурой девушкой. Коле Ерёменко(он играл в картине молодого отвергнутого героя) я сказала, что такая история случилась с В.М. на предыдущей картине "Странные люди"у больших озёр деревни Лубенкино. Странно – не мог же Герасимов написать лирическую линию сценария по рассказу о случившемся с В.М.?
В буфете мы с ним столкнулись, когда в ярком гриме он выбежал в перерыве со съёмок “У озера”(весна 69го).Может быть, кто-то в действительности произошедшее с нами расскажет в фильме.Разработка персонажей в стилистике Достоевского. Всё возможно - Шукшин мистически присутствует в моей жизни. Невысказанное хочет поведать.
Напрямую, без комедийных кульбитов, в рассказах Шукшина нет ни одного лирического рассказа о любви. В больницу во Владимир я привезла ему томик Бунина “Тёмные аллеи” из собрания сочинений 67го года. Возил её постоянно с собой(Ан.Заболоцкий, но путает номер книжки).В этой не 9й, а 7ой, одна сплошная любовь и стиль недосягаемый нобелевского лауреата.
Про любовь он писал Вике Софроновой (эти письма обнародованы по прошествии полувека - писал нежно и страстно, мечтая о ребёнке(Катя родилась 12.2.65).
Возможно, перед женой Марией Шумской покаялся за год до смерти в рассказе “Осенью”. Там в сюжетной основе заимствование из рассказа Пантелеймона Романова “У парома”, но проработан сюжет по-своему.
У П.Р. молодые расстаются, потому что он не соглашается на венчание.
У В.М. тоже паром, на котором везут гроб с умершей Марией, она в молодости не согласилась на связь без венчания и вышла замуж за другого.
Жизнь прошла, и два мужика устраивают драку у гроба Марии - кто виноват и почему всё обернулось несчастьем всех трёх.
Не была в его судьбе прописана любовь к подругам жизни. Говорил о них с ожесточением. Или любил как-то по-своему. Отвлекали водка, “красненькое”, и другие страсти: был предан своей работе - писательству и мечте о реализации фильма о Разине. Любил мать и сестру Наталью, детей, а жён гонял, как сидоровых коз.Топор под подушкой держал( поведала Федосеева).
Думал о славе и добился - стали поклоняться ему, как идолу, и женщины и мужчины. Апофеоз – памятник на Пикете, где Клыков себя и Васю в одном лице и фигуре изобразил.Я со Славой много лет дружила, мне это сходство видно. Познакомилась с Клыковым в 79м на его выставке, где были первые скульптурные портреты В.М.
В последующие годы я часто приходила на студию имени Горького переводить фильмы для сотрудников.
Не помню, сколько лет прошло после моего ухода, вхожу в вагон метро по направлению к ВДНХ.Передо мной стоит Н., но мой взгляд обращён не на неё, в себя, я стала спиной, рядом с дверью, взявшись за петельку. Боковым зрением вижу – она не сдвинулась, тоже держится за петлю, но её бьёт дрожь, как от электрического разряда. И долго так подёргивалась всем телом.
Что же она так перетрусила, подумала, что я как-то отреагирую на неё при людях? Значит, помнила о содеянном, это жило в ней. Я вышла на своей остановке, не обернувшись.
Мой радиорассказ о Шукшине, записанный в Доме Звукозаписи, вышел в день его рождения 25.7.92. Незадолго спрашиваю у Марка Волоцкого: “Жива Николаевич? – Вроде жива. А в сентябре говорит: Умерла сейчас”.Слышала она «Историю любви. Посвящение Шукшину»?
Одна девушка из провинции годы спустя, соблазнённая его образом, мечтавшая работать в кино, услышала мой радиорассказ и попросила Марка Волоцкого (директора музея студии) её со мной познакомить. Встретились. Когда они уходили с Марком, я её окликнула из окна второго этажа. Она сказала: “Вы меня не разочаровали…”
Могла и Н-ч тот эфир услышать. В нём магия слов. Интонация любви и боли. Я записала как эпитафию: “Услышала мой рассказ - это её и доконало”.
По прошествии четырёх десятилетий я написала “Бой бабочек”. Ахматова говорила о способах травли и уничтожения: “Разве это трагедия(судьба Пастернака), по сравнению с тем, что с другими в годы террора происходило – это был всего лишь “бой бабочек.”
Хотя мерзкие поношения гения и его смерть через год-два от рака идут вровень с прямым убийством. Люди это делают – из трусости, корысти, зависти.
А в моём случае, возможно, зло творилось из чувств своебразной любви и ревности. Его внимание при жизни и после многие ревностно делили. Ведь в содеянном со мной могла быть вовлечённость Николаевич в общий психоз поиска героя – Шукшин обладал такой харизмой. Встретив, как ей казалось, соперницу, она действовала в соответствии своей натуре – как “верный Руслан”(повести Георгия Владимова).
Пишу в рассказе: “…где порхала я светло-зелёной бабочкой. Он бабочек любил. Увидел бы – одобрил. Но он не в зале, на экране был” – о премьере фильма “Печки-лавочки” в Доме Кино в июне 71го. Здесь звучит тёплая ирония. Меня судьба испытывала и берегла, восстанавливая для полноценной жизни и любви. “Претерпевший же до конца - спасётся” (Мф.24:13).
Пыталась найти в архиве киностудии хоть одну фотографию, где я присутствую на съёмках. Ни одной, будто нарочно вычистили. Имя в титрах убрали, и наплевать.
При мне была снята вся картина за исключением финала (переделанного) первой новеллы.
И только в 99м через тридцать лет на 70летии В.Ш., отмечавшемся в театре на Малой Ордынке в Москве, мне сестрой Шукшина Натальей Макаровной, а другим гостям делегацией из Алтая, была подарена книга “Надеюсь и верую” (письма и неопубликованная проза Шукшина). В ней на единственной фотографии со съёмок «Странных людей” массовку ведут В.М. и Н-ч. Её правая рука откинута, будто отодвигает от других, - девушку в платочке, идущую чуть поодаль и скрестившую на груди руки- меня. В рассказе “История любви. Посвящение Шукшину” я назвала эти поиски себя, по аналогии с фильмом Антониони “Блоу-ап”, фотоувеличением. Так раскрываются преступления…
Бой бабочек
Он бабочек любил и был любим,
Хоть Богартом он не был.
Но славой вознесён до неба.
Той девочки и фильма «сдача»
Зависли поначалу, но затем удачно
Были судьбой ему проплачены.
Теперь попробуй-ка спастись
От верности собачьей бой-бабы
Молью траченой, готовой в кадр
И жизнь дерьмо метать лопатой,
И глотку рвать от ревности и злобы.
Ещё бы
Приближена, доверием награждена.
Отсюда раж, кураж и рвение.
А следом ад его утрат.Расплата.
Всё понято без искажения.
И ясность есть и дум не счесть
В кошмаре пробуждения.
Узнала девочка иную жизнь,
Порядки дивные. Чем поливают грядки
Ранних смертей - елейным вздором,
Гимнами. Мрут от вина творцы,
В расход идут невинные.Под козни звёзд
Идёт игра всерьёз, а далее пропишутся
Былинами.
Из ссор каких рождаются стихи?
От неувязок, смуты чувств – стихий
Спаслась, но ранена голубка. Своя стезя,
Найти её, а это не Вась-Вась.
Укрылась, но выстояла, не сдалась.
На памяти глубокая зарубка.
Но жизни сбывшейся не перекроишь…
Задумано так свыше. Он был тщеславен
И гоним. От века человек судьбою
Не всегда храним, изменчивой и строгой.
Здесь многое от Сатаны, а не от Бога.
Была беда, но и любовь была,
Как ангел у порога.
Жизнь огрызается, бабачит.То был
Всего лишь бой бабочек ? Пустое.
В простое и воздух мыслями настоен.
Любовь придёт снопами света.
Пусть отзвук гроз, шипов и роз
Поможет ей забыть всё это. 9.2.10 Людмила Корина 14.3.12
Людмила Корина 3.1.17 Генуя
Свидетельство о публикации №217010300219