Задумаемся о нашем будущем
Так произошла аграрная революция. Её последствием после развития общинности стало зарождение классового общества, появление возможности эксплуатации человека человеком посредством своего богатства и зарождение ранних государств, одной из важнейших функций которых было удержание власти эксплуататоров над эксплуатируемыми.
Другим важнейшим этапом на историческом пути человечества стало изобретение письменности. Поначалу она выполняла преимущественно бухгалтерские задачи. Но постепенно с помощью письменности люди научились фиксировать реальность и свои представления о будущем. Позднее с развитием грамотности населения письменные тексты стали использоваться как эффективное средство для манипулирования массовым сознанием.
И сегодня в современном человеческом обществе почти невозможно обойтись без соответствующей иерархии и несправедливой дискриминации. Разумеется, свою роль в социальной стратификации играют и природные способности людей. Но не меньшую роль в поддержании социальных иерархий играет и порочный круг, когда представители низших страт веками не имеют возможности получить такое же развитие, образование и относительную экономическую свободу, которую могут иметь представители высших социальных страт и потому в разных социальных устройствах люди изначально оказываются в неравных социальных условиях.
При этом большинство социальных иерархий почти не имеют под собой каких-либо биологических оснований и часто определяются лишь жизненным опытом, материальным богатством и часто фиксируется как случайное стечение обстоятельств, подкреплённое национальными традициями, мифами и предрассудками. И, кстати, именно по этой причине полезно изучать историю.
Изобретение денег было абсолютной необходимостью для развития общества и строительства империй. Но являлись ли они целью людей, или это был только инструмент обмена средствами для жизни? Тысячелетиями во многих культурах ростовщичество считалось греховным, так как совокупная экономическая деятельность рассматривалась как необходимость для развития общества. Тогда все понимали, что если кто-то богатеет, то автоматически другой беднеет, ибо при общественной организации труда в тех количественных характеристиках обогащаться можно было лишь за чужой счёт!
Арнольд Тойнби, крупнейший историк XX века и аналитик курировавший британские спецслужбы, главным фактором определившим гегемонию Западной цивилизации над прочими считал роль банковского финансового капитала в западной цивилизации.
Банкиры и ростовщики существовали и на Востоке, но политические правители с их интересами там обычно не считались. На Западе же после буржуазной революции в Голландии и в Англии постепенно финансисты стали определять и политику. Широкое распространение кредита изменило и восприятие экономической деятельности в обществе.
Но возможность брать в долг у будущего позволило некоторым людям воспринимать экономическую деятельность при доступности кредита и при рыночном спросе так же обогащаться одним и беднеть другим. Но у такой капиталистической экономики, какой она стала в современную эпоху есть одно важное свойство. Успешно она может развиваться лишь при стабильности в экономике с постоянным развитием и внедрением новых технологий с постоянным повышением продуктивности. Только так можно возвращать кредиты и проценты по ним. За последние десятилетия наконец удалось существенно улучшить положение человека, уменьшив масштабы голода, болезней и войн. Но участь большей части человечества улучшилась так эфемерно, что радоваться пока ещё очень рано. Более того, научившись делать столь замечательны вещи, многие так и не разобрались в смысле жизни и даже базовые потребности многих всё ещё не удовлетворены.
Люди строили плоты и каноэ, потом галеоны и бригантины, потом пароходы, а теперь уже самолёты и космические корабли - но куда мы стремимся? Мы обрели невиданное прежде могущество, но до сих пор не можем разумно им распорядиться. Хуже того, люди становятся всё безответственнее, считаясь только с законами природы и стремятся ни перед кем не отвечать за свои поступки, считая это свободой. Мы часто превращаем в кошмар жизнь других, разрушаем экосистему планеты, думая лишь о своём комфорте и удовольствиях, но счастья так и не находим. Что может быть опаснее, чем разочарованные, безответственные люди возомнившие себя всемогущими, но не способные даже сделать более счастливыми других? Даже не осознавая, что они обыкновенные смертные и в могилу с собой не унесут своё богатство нажитое на горе других людей, порой даже не сознавая этого, но даром им это не пройдёт.
Нет сомнения, что люди смогут и дальше изобретать новые технологии, обеспечивая экономике неуклонный рост, но хватит ли на планете ресурсов для поддержания такого неуклонного роста? Сумеем ли мы сохранить в прежнем виде среду обитания, или экологический дисбаланс, которым сопровождается экономический рост, приведёт к серьёзной деградации окружающей среды? При таком дисбалансе вызванном человеческой деятельностью мы уже не сможем жить без дальнейшего всё более широкого вмешательства человека в природные процессы, а такое вмешательство приводит к ещё большему дисбалансу. Возможен и сравнительно оптимистический сценарий будущего, когда будет возможно создание человеком ради собственного выживания искусственной среды обитания с возобновляемыми ресурсами, которая сможет мирно сосуществовать и не будет вытеснять собой первозданную природу на планете Земля.
В прежних традиционных обществах всё в основном держалось на крепких связях внутри семьи и общины. За последние два столетия всё радикально изменилось.
Промышленная революция наделила человечество неведомыми прежде средствами коммуникации. Когда капиталистический рынок и буржуазное государство начали расширять свои возможности, они столкнулись с препятствием в виде традиционной семьи и общины, которые были этому совсем не рады. Романтическая литература часто изображает индивидуума как борца против несправедливости. Государственные системы образования, здравоохранения и социального обеспечения выполняют теперь ту функцию, которую прежде, выполняли семья и община.
Освобождение (эмансипация) личности тоже не даются даром и многие уже оплакивают утраченные семейные и соседские связи, чувствуя своё одиночество и уязвимость перед безликой мощью рынка и государства.
Современная семья всё ещё удовлетворяет потребность человека в близости - пока ещё государству и рынку это не под силу. Но и тут перемены продолжаются. Рынок всё более влияет на романтическую и сексуальную жизнь человека, а государство бдительно следит за семейными отношениями, особенно между родителями и детьми. Прежде уважение к родителям и безусловное послушание считались первейшей добродетелью. Ныне родительская власть ничтожна, но естественный отбор обеспечил людям значительно большую свободу, чем всем остальным организмам, но и тут есть свои границы. Смысл в том, что, несмотря на все свои усилия и достижения, хомо сапиенсы не могут вырваться за установленные биологией рамки.
Одним из первых задачу преодоления этих рамок сформулировал Лев (Бронштейн) Троцкий. Он говорил об этом в лекции перед датскими социал-демократами, задержавшись в Копенгагене на пути в своё мексиканское изгнание в 1927 году. Другим человеком, предсказавшим разделение вида хомо сапиенс на новые виды был французский учёный XX века Тейар де Шарден, последователь идей Вернадского о ноосфере.
Именно в наши дни в начале XXI века люди начинают выходить за биологические пределы, отменяя законы естественного отбора, заменяя их законами разумного замысла. То, что коммунисты пытались сделать в экономике централизованным планированием сегодня может реализоваться по отношению к самой эволюции нашего биологического вида.
Сегодня, после миллиардов лет своего господства, основной эволюционный процесс - естественный отбор - стоит перед своим уничтожением.
Сейчас в лабораториях по всему миру учёные создают новые живые организмы. Они беспардонно нарушают законы естественного отбора, не ограничивая себя изначальными характеристиками организмов. Если открывающийся сейчас потенциал будет реализован и человечество в ближайшие столетия не уничтожит само себя, то научная революция может оказаться чем-то гораздо большим, чем ещё одна революция в истории человечества. Возможно это будет главная биологическая революция с момента появления жизни на Земле. Намечаются три пути вытеснения естественного отбора продуманным дизайном:
а) биоинженерия;
б) создание киборгов и андроидов, существ, сочетающих органические и неорганические части;
в) создание неорганического разума.
Надвигающиеся перемены, порождают целый ряд этических, политических и идеологических проблем, и не только у благочестивых монотеистов, возмущённых тем, что человек присваивает себе роль Бога.
Многие убеждённые атеисты не менее шокированы намерением человечества изменить свою природу. Борцы за права человека опасаются, что с помощью генной инженерии будет создан сверхчеловек, а все остальные превратятся в рабов. Иные уже пророчат апокалиптическое явление, когда будут клонировать бесстрашных солдат и послушных тружеников. Общее настроение: освоенное человеком умение модифицировать гены, опережает его способность и готовность применить новые знания разумно и дальновидно. Слишком много возможностей и слишком быстро они открываются перед человечеством, но никто не знает толком, как правильно этим распорядится для счастливой жизни всех. С ошеломляющей скоростью мы приобретаем возможность изменять не только мир вокруг нас, но и условия развития своего разума и тела. Специалисты в области этики и права уже спорят о том, как применить к ДНК понятия личной тайны и защиты персональных данных. Но и эти проблемы бледнеют перед потенциальной возможностью победить старение или надолго отсрочить биологическую смерть.
Современный мир гордится признанием в некоторых странах равенства всех перед законом и справедливых социально-экономических взаимоотношений между людьми, где один для всех и все для каждого. Но, возможно, этот же мир готовится породить неслыханное прежде неравенство. Во все века высшие сословия считались умнее, сильнее и лучше низших. Но они лишь тешили себя иллюзией. Ребёнок из бедной крестьянской семьи вполне мог оказаться и умнее, и сильнее наследного принца. Теперь же, с помощью новой медицины и рынка претензии к высшим слоям общества могут превратиться в объективную реальность.
Пока нет абсолютной уверенности, что история дальше будет развиваться именно так. Будущее неведомо и было бы удивительно, если бы этот прогноз исполнился в точности. Ведь и прежние политические дебаты ещё не утратили своей актуальности, по крайней мере первое поколение новых людей будет создано в соответствии с культурными традициями своих творцов - наших современников.
А поскольку вскоре мы сможем быстро переформатировать не только свои убеждения, но и свои желания, правильнее будет сформулировать этот вопрос несколько иначе: "Что мы хотим хотеть?" Если этот вопрос вас не пугает, значит вы ещё не задумывались над ним всерьёз.
По теме -
http://www.proza.ru/2014/12/18/821
http://www.proza.ru/2012/11/02/632
http://www.proza.ru/2014/09/04/413
http://www.proza.ru/2016/06/22/414
http://www.proza.ru/2014/02/27/79
http://www.proza.ru/2013/10/30/195
http://www.proza.ru/2010/03/13/641
Свидетельство о публикации №217010300341
Александр Аввакумов 04.01.2017 09:23 Заявить о нарушении