Бабий кут. Очерк

Предыстория зарождения этого поселения N недолгая и,
казалась, малопримечательной. Так как объяснима необходимостью
смены земских лошадей на тракте Калуга-Таруса.
Середина дистанции. Станционный дом сам напрашивался на своё
существование. А учитывая, что тракт бойкий и проезжего люда
следовало немало, то и стали прирастать новые постройки как грибы
после дождя. Спрос диктовал условия: трактир, гостиные покои,
мастерская по ремонту карет, почтовый участок, фельдшерский пункт
с аптекой.  Стало быть, для поддержания быта и порядка нужна была
и селитебная зона. Не жить же обслуживающему персоналу
под открытым небом. Возвели и жильё. Ну и за наблюдением
и охраной правопорядка поставили стражника,
низший полицейский чин в сельской местности царской России.
А история бурная и громкая зародилась с приходом купца первой
гильдии Савелия Игнатьевича Черепова
(в дальнейшем Черепан промеж купцами),
открывшего лавки: продуктовую, хозяйственную, мануфактурную.
Одиозная личность. Учуял нюхом прибыльность нового прожекта
при малых затратах.
Сразу же, как только продлили тракт от Тарусы до Серпухова,
загорелся новым делом. Поговаривали, что в Серпухове не заладилась
его коммерция по ряду причин, вот и стал переносить негоцию
с эрфиксом в Калугу, а малую долю по станционным домам.
И ежели в Серпухове содержал целые цеха, где окромя пошива
постельных принадлежностей общего спроса участвовал  и в обеспечение
вещевым довольствием войск, то теперь был вынужден дробить работу
вдоль пути следования. В поселении  N определил пошивочную
мастерскую постельного белья: простыни, пододеяльники, наволочки,
покрывала для матрасов.
Найти работниц не составило больших усилий. Сколько одиноких
женщин с несложившимися судьбами охотно откликались на предложения
о трудовой занятости. А если учесть,что им предоставлялся и свой угол…
Пусть в бараке семейного заселения, но своя территория.
Да хоть к чёрту на кулички!
Так и выделился «Бабий кут»: цеховая постройка с бараками.
(Пройдут годы, но прозорливое название уест все последующие
переименования, вызванные веяниями прихоти в угоду властям.)
Дивили народ близлежащих деревень и харчевни, работающих в цеху,
и общественные бани. Размах размахом, но психологическая составляющая
имела действенную силу. Чем не реабилитация человека в социальную
жизнь? Дать поверить, что он не пребывает на обочине в тяжких раздумьях.
- Полно-то строить ковы! Ты правомочный член общества! Только трудись!
А как ещё можно было заполучить чинное место среди калужского купечества?
Сам Пётр 1 жаловал их вниманием.
- В 1722году усмотрел на С.- Петербургской бирже калужских старообрядцев
и, удостоверяясь в честности их, сделал об них некоторые распоряжения…
В апреле того же года 6 числа указал старообрядцам носить зипуны
со стоячими клееными красного сукна козырями, ферези и однорядки
с лежачими ожерельями, квитанции в платеже податей выдавать им медныя.
Его-то, Черепана, эрфикс столбился не на переманивании рабочей силы,
а  на привлечении незадействованной. Конкуренция  открытая здоровая.
Да и купцам каждодневно не даёт спуску, напоминает:
хочешь жить – умей вертеться. Верный тонус!
Савелий Игнатьевич, всё же отдадим должное энергичному человеку,
понимал, что на противостоянии старомодным тенденциям далеко
не уедешь. Требовались новые ориентиры. Потому и задумал на другом
берегу реки заложить продолжение поселения N с каменными строениями.
Взбодрить дух тружениц и подарить надежду на заслуженную награду.
Так и стала река заветным Рубиконом в новую жизнь.
Думал ли он о том, что становится инициатором зарождения уездного центра? 
В губернии его намерения поддержали, дали добро на постройку кирпичного цеха.
А купцы, да двумя руками:
- Подальше от кузни, поменьше копоти!
Больно шибко начинал донимать моторикой требовавшей и от них
новых вкладов в развитие губернии.
- Послушай, Пилигрим! А почему ты не озвучиваешь иную версию довода
зарождения названия поселения N? Мол, молва утверждает, что Черепан
позвал за собой Анну Злобину и в тайне, от жены проведывал по зову
прихоти. Дважды Анна срывалась, но он её возвращал. А в третий раз
зарёкся, дал вольную. Женская страсть безграничная. Сама женщина
не ведает, чем всё обернётся.
Человеческие отношения тем и примечательны, что своими запросами
не попадают под строго выстроенные каноны. Вариации, даже малые
оттенки привносят свою особливую стезю и требуют, если не признания,
то уважения. Что между ними происходило доподлинно одному Богу
только и известно. И на уровне досужих домыслов возводить
доказательную базу как-то негоже. Шаткое сооружение.
А вот праведный и усердный труд, вера питавшая надежду
на возрождавшуюся жизнь, достойная дань памяти
труженицам – гимн женщинам!
-
Автомобиль плавно скользит по асфальтному покрытию шоссе.
Радужное настроение подпитывает возвращение к родному очагу.
Поворот другой и…
Трое подростков с корзинами грибов голосуют у обочины.
- Дяденька, подвезёте до остановки «Бабий кут»?
Вот она неоспоримая правда признания народного наименования на века!..
P.S.
Архивные материалы, использованные в этом очерке, являются
достоверными.
Остальные данные приближены к реальным событиям.

03.01.2017г.


Рецензии