Встречи с музыкой. Пётр Чайковский

Пётр Ильич Чайковский – звезда любви, сияющая над бурным океаном жизни.

1. Мелодия

Бессмертные мелодии Петра Ильича Чайковского – дар Неба.

Ни у кого из композиторов нет столько прекрасных мелодий, как у Чайковского.

Чайковский покоряет слушателей очаровательными мелодиями.

Проникновенные мелодии Чайковского трогают всякого, у кого есть сердце.

Мелодии Чайковского отличаются доверительным тоном и редкой теплотой чувств.

Музыка Чайковского всецело опирается на красивую мелодию.

Чайковский – слуга и господин яркой мелодии.

2. Меланхолия

Пётр Ильич Чайковский – меланхолик, переживающий безысходную трагедию жизни.

Чайковский – плоть от плоти лирик,  утончённая женственная натура.

Лирические мелодии Чайковского выражают скорбь по несбывшейся любви. В них запечатлены муки безнадёжно любящего сердца.

Меланхолический тон музыки Чайковского раскрывает состояние влюблённого человека, которому грезится счастье.

Чайковский – композитор любовных страстей, нежности и ласки. Публику волнует его сладостная, наполненная вожделением лирика.

О благодатном солнечном крае, о счастье и любовных томлениях повествует Секстет «Воспоминания о Флоренции» Чайковского, написанный за год до смерти. Любовь не оставляет композитора до последних дней жизни!

3. Трагедийность

Пётр Ильич Чайковский принадлежит к тем редким композиторам, чей драматизм сотрясает Вселенную.

На вдохновенную музыку Чайковского падает тень неумолимого рока!

Рок ставит печать трагедийности на музыку Чайковского!

4. Природа

Грустная лирика Петра Ильича Чайковского неотделима от восприятия скромной русской природы.

Ширь полей, стоящий вдали задумчивый лес, звон колокольчиков несущейся тройки по заснеженной степи – вот что созерцает Чайковский в лирико-пейзажной музыке.

5. Истоки творчества

Пётр Ильич Чайковский – гений трёх народов – русского, украинского, французского.

Творчество Чайковского – это своего рода интонационный словарь европейской музыки!

Многонациональные корни происхождения Чайковского определяют характер его музыки.

Выходит так, что самые великие русские композиторы-мелодисты Чайковский и Бородин не являются чисто русскими людьми: в жилах Чайковского течёт украинская и французская кровь, Бородина – грузинская.

Истоки мелодизма Чайковского надо искать в музыке Антона Григорьевича Рубинштейна, учителя гениального композитора.

Как из поэзии Жуковского вырастает Пушкин, точно так же из музыки Рубинштейна – Чайковский.

Рубинштейн опирается на гармонию, Чайковский – на мелодию; Рубинштейн строит музыкальную форму, Чайковский заполняет её глубоким содержанием. Это, конечно, не значит, что Рубинштейн не проявляет себя лириком, а Чайковский – строителем формы. Важно то, что между учителем и учеником существует тесная преемственная связь!

На кусте Антона Рубинштейна распускается небывалый по красоте цветок – Пётр Ильич Чайковский!

Нельзя недооценивать влияния на лирику Чайковского таких композиторов, как Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Давыдов, Направник.

6. Отдельные черты стиля

Пётр Ильич Чайковский – музыкальный гений и гений трудолюбия. Спрашивается: что важнее для композитора?

На крыльях вдохновения Чайковский уносится в небесные дали, чтобы наедине беседовать с Богом.

Музыка Чайковского разностильная: фольклорная и светская. Используя народные песни, Чайковский достигает вершин композиторского мастерства. Однако лучшими его   опусами оказываются светские произведения: увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Пятая и Шестая симфонии. Такие же процессы происходят и в оперном жанре Чайковского: самыми удачными операми принято считать «Евгения Онегина», «Пиковую даму», «Иоланту».

В произведениях Чайковского есть две тенденции: когда он подражает образцам других композиторов и когда творчески переосмысливает их музыку.

Тех композиторов, которых Чайковский не может превзойти, он или горячо любит, как Моцарта, или столь же горячо ненавидит, как Вагнера и Брамса.

Прежде чем стать гением, Чайковский пишет немало музыки «по случаю», по заказу властей для официальных праздников и торжеств. Благодаря этому он приобретает необходимые капельмейстерские навыки.

Чайковский – гений, чья музыка имеет недостатки и просчёты.

7. Писатели и художники

Музыка Петра Ильича Чайковского представляет собой страстную исповедь человека, душа которого мечется между дантевским адом и раем!

Чайковский и Петрарка любят недоступную, идеальную женщину. В силу этого инструментальные пьесы Чайковского и сонеты Петрарки так эмоциональны и так возвышенны.

Чайковский живёт скрытно и умирает при загадочных обстоятельствах. Над ним витает Гамлетовская тень безысходности и близкого конца жизни.

Литература Шекспира и Пушкина поднимает талант Чайковского до высочайшего уровня. И происходит это уже в молодые годы композитора, т.е.до 35-летнего возраста.

Свои лучшие оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковский пишет на тексты Пушкина. Это закономерно.

К созданию балета «Щелкунчик» имеют отношение три великих художника: Чайковский, Гофман, Дюма-сын (французский писатель перерабатывает сказку Гофмана,на которую Чайковский сочиняет музыку).

Чайковский, Левитан, Чехов – проникновеннейшие лирики с трагической судьбой: по чьей воле Чайковский внезапно умирает в 53 года? Почему Левитан и Чехов живут до обидного мало? Не оттого ли, что они чрезвычайно остро реагируют на вызовы времени?

Чайковский – это врубелевский «демон поверженный», павший на горные скалы. Трагизм жизни Врубеля вполне сопоставим с драмой жизни Чайковского.

В жилах композитора-гея Чайковского и поэта-гея Кузмина течет французская кровь. Перед нами тонкие и многогранные натуры: как известно, Чайковский кроме музыки пишет стихи, а Кузмин помимо стихов – музыку.

Повышенной эмоциональностью отличается музыка Чайковского и поэзия Гарсиа Лорки: видимо, в груди этих гомосексуалистов бьётся трепетное женское сердце!

Только гении поднимаются из ада содомии к Божественным высотам: вспомните судьбу Чайковского и Марселя Пруста.

8. Композиторы

Гениальная музыка Петра Ильича Чайковского немыслима без вокально-симфонического драматизма Керубини.

Высшее качество искусства – аристократическое изящество. Это понимает Чайковский. Не случайно он преклоняется перед возвышенно-изысканной музыкой Моцарта!

Музыке Моцарта и Чайковского свойственна одна общая черта: женственность.

Понимание балета как симфонии возникает у Чайковского после Бетховена. Время покажет, плохо это или хорошо!

Интонационные истоки лирики Чайковского надо искать в музыке Берлиоза, Адана, Лало, Гуно, Бизе, Делиба – у французов, ведь в жилах Чайковского течет тоже французская кровь!

Музыка Чайковского уступает глинковской музыке в изысканности и тонкости выражения чувств.

Глинка и Шуман – вот главные мастера вокальной лирики, на которых опирается Чайковский. От Глинки он берёт красивую мелодию, от Шумана – правдивость образа.

В отличие от интимных, салонных вальсов Шопена, Чайковский создаёт развёрнутые концертно-симфонические вальсы.

Несомненно влияние симфонизма Листа на творчество Чайковского, особенно, в претворении шекспировской темы.

Музыка Вагнера – духовна, Чайковского – душевна. Это происходит оттого, что Вагнер обращён к Баху, Чайковский – к Моцарту.

Чайковский и Минкус – два современника, два мастера балета: автор «Лебединого озера» симфонизирует и драматизирует балет, автор «Корсара» пишет по-скрипичному лёгкую, светлую балетную музыку. И оба правы!

Брамс для Чайковского – близкий по духу антипод, что особенно неприятно творцу«Лебединого озера». Обыкновенно гений ревниво относится к гению!

Лирика у Чайковского и Массне сладостная, у Брамса – целомудренная.

Замечательный григовский фортепианный концерт Чайковский гениально перевоссоздаёт в знаменитом Первом концерте для фортепиано с оркестром!

У Дворжака – мотивный симфонизм, у Чайковского – мелодический. Дворжак мыслит шире, Чайковский – глубже.

Музыка Чайковского – это летнее цветение природы, Рахманинова – задумчивая осенняя пора.

Чайковский обобщает композиторов прошлого лаконичным музыкальным языком, Малер – музыкальным многословием. Кто из них действительно гений?

Мятежный дух музыки Чайковского переносится в музыку Скрябина, но с той разницей, что порывы Чайковского – всецело земные, Скрябина – обращены к Космосу. Подобное явление наблюдаем и в живописи: Крамской и Врубель, Репин и Шагал.

Есть разные типы композиторов: одни из оригинальных мелодий создают выдающиеся произведения: Чайковский, Прокофьев; другие из банальных: Малер, Шостакович. Какого рода гениальность целостнее, органичнее? Судите сами!..

9. Смерть

Светлый образ Христа и мрачная тень Гамлета соединяются в душе Петра Ильича Чайковского в некую субстанцию надежды и отчаяния, вечной жизни и близкой смерти. Эти эмоции с потрясающей выразительной силой он воплощает в траурной Шестой симфонии.

Трагедийность музыки Чайковского обуславливается присутствием в его жизни рока, обрекающего композитора на проклятую содомию. Каждую минуту Чайковский страшится огласки ужасной «тайны», постоянно находясь на грани нервного срыва. Не потому ли он так рано уходит из жизни?

Если Россия исчезнет с лица земли, то русская культура останется в памяти людей благодаря восхитительной музыке Петра Ильича Чайковского!


Рецензии
Искусство не имеет границ, оно - интернационально! Вы прекрасно написали о Гениальном Чайковском, творчеством которого восхищались все ценители прекрасного и будут восхищаться всегда!.. Во всём мире!..

Светлана Шакула   05.08.2018 14:24     Заявить о нарушении