Встречи с музыкой. Альфред Шнитке

1. Личность

Альфред Шнитке – яркая звезда на музыкальном небосклоне России и Германии.

В музыке Шнитке душа композитора терзается фатальным одиночеством.

Шнитке – автор музыки отчаянного ужаса.

Музыку Шнитке пронизывают страх и путанные мысли висельника.

Психика Шнитке извергает огненную лаву ненависти.

Шнитке в трагедийной музыке не обходится без обезьяньих гримас. Почему бы «гению» не покуражиться?

Шнитке – ловкий акробат на музыкальной арене.

2. Творческий метод

В музыке Альфреда Шнитке торжествует воинственный лжегуманизм!

Музыка Шнитке – искусственный продукт разных музыкальных эпох, стилей и форм.

Когда звучит музыка Шнитке в старинном стиле, перед глазами возникает образ композитора в парике с косичкой, подобострастно склоняющим голову перед королём. Не перформанс ли это в музыкальном творчестве?

После одухотворённого неоклассицизма Чайковского и Дворжака наступает время прикладного неоклассицизма Стравинского и Шнитке.

Психологизм в операх Берга и Шостаковича предельно экспрессивен. Позже берговская психопатическая трясина затягивает в свою хлябь Щедрина и Шнитке.

Сатира Николая Гоголя – земная, имеющая дело с гнусными людишками. Мерзопакостные герои Михаила Салтыкова-Щедрина поднимаются до символов. У Андрея Платонова и Даниила Хармса – сатира абсурда. Всё это присутствует в киномузыке Шнитке.

Добродушная ирония вызывает положительные эмоции, едкая сатира – отрицательные. Среди писателей обличителей социального зла - Салтыков-Щедрин, Булгаков, Хармс, в музыке – Шостакович, Шнитке.

Шнитке – Сальвадор Дали в музыке: его психоделические фантазии эротичны и даже сексуальны.

Музыка Шнитке, подобно романам Умберто Эко, погружает нас в тёмное кровавое Средневековье.

«Гиперреальная» музыка Шнитке всецело соответствует бодрияровскому принципу «соблазна в замкнутом кругу». Она поражает, ошеломляет, ослепляет экспрессией чувств!

Иосиф Бродский и Шнитке – это тандем «гениев» в период крушения СССР. Зоологический страх перед катаклизмами эпохи они прикрывают высокопарной риторикой.

Музыка Щедрина – чёрно-белая, Шнитке – цветная. Щедрин – интеллектуален, Шнитке – эмоционален. Но их произведения в одинаковой мере пробуждают агрессию в человеке.

Современная музыка отличается бинарностью архаики и модерна: таково постмодернистское мироощущение Шнитке, Наймана, Вангелиса.

Шнитке – романтик, покоряющий вершины авангардизма и постмодернизма.

3. Стилизация

Альфред Шнитке – гениальный стилист, но вовсе не гениальный композитор.

Малер, Стравинский, Шостакович, Шнитке – эклектики, создающие вторичное, подражательное искусство.

Среди всеядных эклектиков выделяются Стравинский, Шостакович, Шнитке – композиторы мелодических отходов.

Шнитке – сознательный эклектик. Его музыка - это интонационный букет из чертополоха и роз!

Шнитке – неутомимый путешественник по странам и континентам музыкальных стилей.

Шнитке манипулирует композиторскими стилями, как заправский футболист – мячом!

Шнитке с явным удовольствием шаржирует тот или иной музыкальный стиль. Это, правда, ещё не говорит, что его произведения художественно полноценны.

Шнитке рвёт целостное музыкальное полотно на стилистические лоскуты и тряпки.

Шнитке - полистилистичен и полирелигиозен от скудоумия!
 
4. Демонизм

Альфред Шнитке – первый капельмейстер князя тьмы.

Шнитке – Мефистофель, страстно танцующий танго.

Шнитке сарказм Шостаковича поднимает до запредельных высот или опускает до адских глубин: в обоих случаях он берёт на себя роль дьявола!

Трагедийность в музыке Шнитке обуславливается безуспешной попыткой соединить несоединимое: демона и ангела, дьявола и Христа.

Музыка Шнитке – это заупокойная месса под грохот барабана сатаны.

К пошлому, обывательскому музыкальному юмору обращаются Стравинский, Шостакович, Шнитке. В категорию «обличителей» социального зла можно включить также и многочисленную писательскую братию – Аверченко, Зощенко, Булгакова, Хармса и Веничку Ерофеева, докатившегося до литературного свинства. Все они – талантливые, а порой гениальные бесы!

В музыке Шнитке слышится скрежет зубов и жуткие вопли грешников, угодивших в ад.

В диссонансной музыке Шнитке, словно бритвой режет по сердцу, в консонансной – прельщает райским блаженством!

Сладкозвучная музыка Шнитке зовёт в страну где текут молочные реки с кисельными берегами. Рай ли это? Или игра сатаны?


Рецензии