Как я Сибирь открывала

Подготовка к поездке

«Я так понимаю, вам просто на месте не сидится?» - спросил меня менеджер в одном из туристических агентств, в которое я пришла подобрать какую-нибудь путёвку. Действительно, на месте мне не сидится, обожаю путешествовать, причём хоть как: пешком, на машине, на поезде, на самолёте, на пароходе, лишь бы побывать в новых местах, познакомиться и пообщаться с людьми, узнать то, что ещё не ведомо.

Я была готова лететь на самолёте, на путешествие денег не жалко, но подходящих путёвок на сентябрь не нашлось. Пару недель были проведены в раздумьях. Ехать – не ехать? Если ехать, то куда? Если не ехать, то как с пользой провести неделю отпуска? Но всё же оставаться дома не хотелось, обязательно хотелось куда-нибудь съездить. И решила я открыть для себя Сибирь, пусть даже самую западную её часть - Тюменскую область, город Тюмень. Полистав страницы в интернете, я прикинула, сколько мне понадобится дней, и купила билеты в обе стороны.

Время в пути

Отпуск начинался рано утром. Чтобы успеть на поезд, мне нужно было выехать из Нижнего Тагила на «Ласточке» в шесть утра. В восемь часов я приехала на главный железнодорожный вокзал области, где жизнь уже кипела полным ходом. Побродив по привокзальной площади, я дождалась, когда на табло появится мой поезд, и пошла на посадку.

В Екатеринбурге в одно купе вместе со мной сели ещё два человека. Девушка, ехавшая, как и я, до Тюмени, потыкав пальцем то в телефоне, то в планшете, вставила в уши наушники, укрылась простынкой и проспала до конца пути. А с мужчиной мы познакомились и разговорились. Валентин оказался фотографом и ехал в Новосибирск в командировку. Фотография для меня тема не далёкая, сама иногда балуюсь, поэтому вопросами я его завалила. За разговорами время летит совсем незаметно: ехала пять с половиной часов, а показалось, что не больше двух.

Первый день в Тюмени

Поезд привёз меня в Тюмень, которая вопреки обещаниям синоптиков, встретила меня отличной погодой, так что куртка и зонт мне не понадобились. Я взяла такси с правильным таксистом, который повёз меня в гостиницу. А правильный он, потому что разговорчивый. Узнав, что я приехала в их город провести отпуск, таксист удивился: «Что у нас тут смотреть?» На что я ответила, что пробуду в Тюмени всего несколько дней. Через десять минут, а то и меньше, таксист доставал из багажника мой чемодан. Он пожелал мне хорошо отдохнуть и сказал фразу, с которой нельзя не согласиться: «Дубль гис рулит». И ведь не поспоришь.

Я остановилась в квартирной гостинице, чего ещё никогда не делала. В принципе я не пожалела. Гостиница расположена в жилом доме, номера – обычные квартиры. У меня была однокомнатная квартира-студия. Обстановка была такова: двуспальная кровать, шкафы, телевизор, кресло, диван, стол, стулья, плита, холодильник, микроволновка, стиральная машина, утюг, гладильная доска. Порадовала огромная ванная. Кроме того в квартире был балкон, и благо он выходил во двор, а не на шумную дорогу.

В первый день в Тюмени, а точнее вечер, я решила устроить себе прогулку до Загородного сада. Для этого мне нужно было всего лишь выйти на Профсоюзную улицу и, двигаясь только по ней, крутить головой по сторонам, разглядывая город. Практически сразу я познакомилась с тюменскими светофорами, которые нервишки-то мне потрепали. Разрешающий зелёный свет загорался порой лишь через восемьдесят секунд, а то и больше. К тому же нужно было не зевать и вовремя переходить на нужную сторону улицы, а иначе замучаешься топать до пешеходного перехода, а потом в обратную сторону. Это я поняла, когда заметила, что Загородный сад уже позади, а пешеходного перехода даже не видать. Зато впереди виднелся мост, а ведь мосты – это романтика. Продолжив путь, я поднялась на этот мост, под которым течёт река Тура. Подъёмные краны на правом её берегу в лучах заката были похожи на могущественных великанов, ожидающих своей работы. Левый же берег, по всей видимости, использовался как место отдыха. Берег был засыпан песком, и хотя сезон купания уже закончился, люди здесь всё равно были, они рыбачили. Не увидев больше ничего интересного, я стала искать путь на нужную мне сторону. И нашла! По бокам моста были лестницы, по одной из которых я спустилась вниз и перешла под мостом. Такой вот длинный путь получился до Загородного сада. Чем-то особенным сад не выделяется. Сам он по себе не большой, но довольно уютный. Прогуливаясь по дорожкам, я то и дело натыкалась то на девочку, сидящую на скамейке, то на прогуливающихся дам, то на гусара. Они там и днём, и ночью. В солнечную погоду и в дождь, в снег и ветер скульптуры всегда там, в своём Загородном саду. На этом небольшом клочке земли оказались ещё ротонда и фонтан, а также множество скамеек, спрятанных в кустах.

День выдался тяжёлым, я совершенно не выспалась, устала, поэтому решила вернуться в гостиницу. Придя в свою квартиру, я приняла расслабляющую ванну, выпила кружечку травяного чая с лимоном и имбирём и, завалившись на кровать, уснула крепким сном.

День второй

Сон был настолько крепким, что гостиничный завтрак в воскресенье я проспала. Проснувшись, я включила телевизор, вставать совершенно не хотелось. Шла передача про прекрасного советского актёра Евгения Леонова. Посмотрев её немного, и пересилив себя, я всё-таки встала, собралась, сложила в рюкзак всё необходимое и покинула квартиру.

В воскресенье мне хотелось прогуляться по Цветному бульвару и набережной реки Тура. Погода была благосклонна к моим планам: голубое небо, солнце и никакого дождя. В первую очередь я направилась на Цветной бульвар, находящийся в пятнадцати минутах ходьбы от моей гостиницы.

Цветной бульвар – одна из самых знаменитых достопримечательностей Тюмени, судя по описаниям в интернете. Первое, что мне попалось там – это площадка Инфопарка, информационного проекта, рассказывающего о достижениях Тюменской области. Здесь я долго задерживаться не стала и, отметившись на нулевом километре, прошла под аркой. Сразу после арки бросился в глаза огромный яркий красивый нарисованный на асфальте подсолнух. Дальше следовала большая прогулочная зона с рядами скамеек по обе стороны. В центре Цветного бульвара выбрасывал струи воды отличающийся своеобразностью фонтан под названием «Времена года». Внутри квадратного бассейна расположена площадка под куполом, на которой возвышаются скульптуры, олицетворяющие зиму, весну, лето и осень. А сразу за фонтаном начиналось самое интересное – аттракционы, привлекающие  и детей, и взрослых. Я не удержалась и прокатилась на двух из них. Сперва меня привлекло «Колесо обозрения», которое подняло меня над крышами зданий, и передо мной открылся вид на весь Цветной бульвар. Внизу неспешно гуляли люди, а аттракционы крутились, вертелись, поднимались и резко опускались. У нас в Тагиле пока экстремальных аттракционов нет, поэтому я решила не упускать свой шанс и хапнуть экстрима в Тюмени. Мой выбор пал на аттракцион с говорящим названием «Торнадо». Это было что-то, мне было реально страшно. Зачем только я попросила оператора сделать предохраняющую рамку посвободнее? Меня болтало, как селёдку в проруби. А особенно страшно было висеть вниз головой: казалось, вот-вот выпаду. Но для любителей экстрима скажу: это того стоило. После этого аттракциона желание прокатиться на чём-нибудь ещё у меня сразу отпало, и я просто гуляла по бульвару. Гуляла-гуляла и пришла к тюменскому цирку, перед входом которого бронзовые Никулин, Попов и Карандаш стоят на маленькой арене и с добродушной улыбкой фотографируются с каждым желающим.

Настала очередь набережной, подобной которой нет в России. Уникальна она своей протяжённостью и четырьмя ярусами. Поскольку не было известно, сколько ещё часов придётся провести на ногах, добиралась я до остановки «Набережная» на автобусе. К слову, автобусы в Тюмени комфортные, и билеты в них выдают с забавными стишками на обратной стороне. Остановка, на которой я вышла,  располагается на самом верхнем уровне набережной. И отсюда не рассмотреть всю мощь этого сооружения. Самое лучшее место, позволяющее оценить всю набережную – это мост Влюблённых. Сам по себе он ничем не примечателен, кроме как надписью – цитатой из песни группы «Ленинград». Когда я оказалась на этом мосту, уже начался закат, и набережная мне представилась в нежных цветах, особенно выделялось здание банка, которое в лучах солнца казалось розовым. Но это не главное, главное то, что такой набережной я ещё не видела. Я была в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и других городах России, но такую я увидела впервые. Четыре яруса гранита и мрамора! Спуститься с одного на другой позволяют шикарные лестницы, поручни которых дополнены желобами для стекания воды из чаш-фонтанов. На самом нижнем уровне, самом близком к воде, гуляло много влюблённых пар, они совершенно никуда не спешили, шли под руку или, взявшись за руки, мило беседовали. Поднявшись на второй уровень, я встретила уже более активных тюменцев. Здесь катались на роликах, велосипедах, скейтбордах, гироскутерах, бегали. Я же ходила неспеша и рассматривала скульптурные композиции, отражающие эпизоды сибирской истории. Была там скульптура с Семёном Ремезовым, посвящённая картографам. Капитан-командор Витус Беринг на следующей композиции возвышался в честь великих камчатских экспедиций. Память о «Первом судостроительном заводе» заключена в образах инженера Гектора Гуллета и купца Игнатова. Ещё две скульптурные композиции посвящены студентам XIX и XX-XXI веков. Насытившись культурно, я нашла, чем глаз порадовать, а именно каскадом фонтанов. Стена воды переливалась в короткую речушку, а она водопадом сливалась в маленький бассейн, из которого били мощные, но не высокие струи воды. Весь каскад гармонично подсвечивался разными цветами, и каждая его часть по-своему. Поднявшись на верхний уровень набережной, я и тут обнаружила небольшие фонтанчики, подсвеченные белым. В тот момент совсем стемнело и похолодало, и я подумала, что пора двигаться в сторону гостиницы.

Мой путь к остановке лежал через площадь Борцов Революции. Я планировала просто пересечь её, сделать несколько снимков и идти дальше, но до меня донеслись звуки гитар и знакомая песня Виктора Цоя «Алюминиевые огурцы». Пройти мимо я не смогла и уселась на скамейке рядом с музыкантами. Это были двое парней: один играл на электрогитаре и пел, второй – на бас-гитаре. Они не стояли с протянутой шляпой, прося подкинуть монетку, они просто играли и получали удовольствие. Я послушала несколько песен, и, почувствовав, что начинаю замерзать, всё-таки пошла на остановку, которая, надо сказать, была не близко.

Добравшись до своей квартиры, я залезла в горячую ванну и хорошенько прогрелась. Чай с лимоном и имбирём был приятным завершением вечера. А дальше меня ждали мягкая и тёплая кровать и крепкий сон. Нужно было запастись силами.

День третий

Весь следующий день был отведён для горячих источников, с которыми в первую очередь ассоциируется Тюмень. Поскольку ничего другого не планировалось, я неспешно позавтракала, собрала в рюкзак всё необходимое для термальных процедур и, выйдя из гостиницы в одиннадцать часов утра, автобусом поехала в посёлок Яр, где расположена база отдыха с одноимённым названием. Всего сто девяносто рублей и можно неограниченное время провести на горячем источнике. Я быстренько одела в раздевалке купальные принадлежности и побежала получать новые ощущения.

Бассейн на базе «Яр» - под открытым небом. На улице – плюс семнадцать градусов, у воды – плюс сорок градусов: разница небольшая, но чувствуется, особенно когда выходишь из воды. А вот зайдя в бассейн, я ощутила лёгкое пощипывание кожи, которое правда быстро прошло. Плавать в таком термальном бассейне было тяжело: во-первых, чувствовалась высокая плотность воды, а во-вторых, тело в такой горячей минеральной воде расслабилось и двигаться совершенно не хотело. У бассейна было наклонное дно, и с краю, там, где мелко можно было просто поваляться, словно на берегу моря. Тут же можно было получить удовольствие от массажа. Посреди бассейна мощными потоками били струи воды сверху и снизу, так что можно было массажировать плечи, спину и ноги. Также по всему периметру бассейна били очень мощные струи воды, которыми меня сносило так, что приходилось крепко держаться за борта, поясница при этом получала отличный массаж. Долго находиться в бассейне тяжело, да и не рекомендуется, поэтому периодически приходилось выбираться под навес и остужаться. Наверное, часа два я пробултыхалась в источнике. После этого полежать бы, поспать часок-другой, да надо было ехать в гостиницу, там моя кровать. Когда я вышла с базы отдыха, меня первый раз в Тюмени настиг дождик, заставивший достать зонт. Снова сев в автобус, я добралась до своей гостиницы, которая уже стала домом.

День третий

В новом городе, а тем более в новой для меня области, считаю необходимым сходить в музей. Для посещения я выбрала музей изобразительных искусств и музей «Городская дума».

Сначала я пошла в музей изобразительных искусств, хотелось увидеть какие-нибудь сибирские сюжеты, местные образы, пейзажи. Моим запросам соответствовали выставки «Тюменский ковёр» и «Тюмень – врата Сибири». Название первой выставки говорит само за себя, и кроме ковров я ничего другого не ожидала увидеть. В целом выставка мне понравилась: здесь тебе и история ткачества, и схемы, и сами ковры, и фотографии ткачих разных времён, и вышивка, и старый-старый ткацкий станок. Хотя выставка была посвящена коврам, а всё-таки больше меня поразила вышивка: рядок к рядку, узелок к узелку. Выставка «Тюмень – врата Сибири» меня несколько разочаровала. То, что было представлено в залах, больше напоминало краеведческий музей. Здесь не то что пейзажей, картин-то было мало: в основном фотографии исторических личностей да их биографии, а ещё предметы быта и скульптуры. Эта выставка с одной стороны разочаровала мои ожидания, но с другой стороны просветила меня с точки зрения истории сибиряков. Я даже оставила отзыв, чем порадовала смотрительниц музея.

В музее «Городская дума» я выбрала три выставки: «Окно в природу», «Калейдоскоп камней» и «Тюмень – Война – Великая победа». Тюмень была бы не Тюмень, если бы на выставке «Окно в природу» не было скелета мамонта. Но мамонтов я и в Тагиле видела, поэтому моё внимание привлекли другие экспонаты. Сначала я долго осматривала окаменелости, потому как, если мне не изменяет память, я их раньше только в учебниках видела. Так необычно выглядят отпечатки листьев в камне, да и загадка, как образовались эти самые окаменелости. В остальном выставка наполнена засушенными насекомыми и растениями, чучелами птиц и зверей. Словом всё это я уже видела в других музеях России, но всё же глаз нашёл, за что уцепиться. Оказывается, у чернозобиков яйца высиживают оба родителя поочерёдно, а воспитывает птенцов уже один самец, самка же улетает на юг. А свиристели – очень прожорливые птицы: они столько проглатывают, что не всё переваривается, и таким образом эти птицы способствуют распространению растений. И про ондатр я не знала, что они были завезены в 1920-е годы из Америки.

Выставка «Калейдоскоп камней» была представлена в одной маленькой комнатке. Экспозиция главным образом вобрала в себя уральские самоцветы. Самым интересным экспонатом мне показался сувенирный геологический молоток, подаренный в 1976 году Юрию Георгиевичу Эрвье на день геолога. Примечательно в этом молотке то, что его ручка набрана из нескольких камней: яшмы, родонита, песчаника и яшмонда.

Первые две выставки мне показались довольно обычными, что нельзя сказать про последнюю «Тюмень – Война – Великая победа». Я оценила труд людей и вложенную душу: шесть залов, каждый из которых со своей тематикой. Начиналась выставка с зала, рассказывающего о довоенной жизни Тюмени. Там были представлены мода и предметы быта того времени. На экране сменялись довоенные фотографии под музыку тех годов. Глядя на них, душа радовалась: люди строили, облагораживали город, участвовали в спортивных состязаниях, ходили на танцы… И началась война, которая на четыре года перечеркнула эту радостную, мирную жизнь. В следующем зале был макет поезда-бани, в который даже можно было зайти. Внутри него отчётливо чувствовался запах свежих досок и веников для бани. Интересен зал, в котором находишься между двумя противниками. На противоположные стены проекторы воспроизводили видеоряд с фрагментами боя, сопровождающийся взрывами и грохотом танков. Ещё в одном зале были представлены личные вещи солдат, винтовки, гранаты, пулемёт и многое другое. Удивила тема следующего зала, он был посвящён медицине. Заводя разговор о войне, обычно говорят о боях, солдатах, генералах, боевых машинах, о тех, кто стоял у станков, а вот про тех, кто лечил, спасал висящие на волоске жизни, забывают. Организаторы выставки отвели им место, обустроив кабинет доктора, разложив по полочкам инструмент, которым он пользовался, расставив по местам скляночки с медицинскими препаратами. В последнем зале мне предложили присесть и посмотреть документальный фильм о человеке, который в мирной жизни был простым учителем, а на войне показал себя отважным связистом. Все залы выставки «Тюмень – Война – Великая победа» наполнены фотографиями тюменцев, сражавшихся на поле боя, трудившихся на заводах, доставлявших почту, лечивших людей – всех тех, кто вершил победу. И такая насыщенная интерактивная выставка по праву может считаться благодарностью всем тем, кто одержал победу в Великой Отечественной войне и обеспечил нам мирное небо над головой.

День четвёртый

У меня остался последний день перед отъездом, а всё запланированное я уже сделала. Но как и многие, из путешествий я привожу сувениры. Итак, я приобрела: два мешочка счастья, две тарелки с изображениями достопримечательностей Тюмени, славянский оберег «Валькирия», кольцо с символом «Звезда Руси» и нефть. Как же можно побывать в Тюмени и не привезти нефти? На самом деле я купила всего лишь несколько грамм нефти, запаянной в колбочке, которая прикреплена к сувенирному магниту.

И ещё я решила погонять на картинге: у нас-то в Тагиле все площадки позакрывались. В одном из торговых центров я нашла картинг-центр. Тут-то я и оторвалась! Гонять на картинге в здании оказалось совсем не так, как на улице по асфальту: машину можно было отправлять в занос, при этом раздавался громкий визг шин по полу. В конце заезда мне выдали распечатку с моими результатами: количеством проеханных кругов и временем по каждому.

День пятый

В день отъезда нужно было освободить гостиницу в двенадцать часов. Добравшись на железнодорожный вокзал на такси, я сдала свой чемодан в камеру хранения. До поезда оставалось ещё несколько часов, которые я потратила на прогулку по уже хорошо знакомым тюменским улицам.

Пришло время уезжать, и я с чемоданом стояла на платформе, дожидаясь проводника. Проводником, на моё удивление, оказался мужичок лет шестидесяти. «До Екатеринбурга. Проходите. В Екатеринбурге вас уже ждут», - пошутил он, проверив мои документы. А тут и один из пассажиров вызвался помочь донести мой чемодан. На что проводник тут же отреагировал: «Вот, видите, какой у нас сервис». Сервис-то сервис, а такая холодина оказалась в поезде: я всю дорогу в куртке да под одеялом просидела. Но ничего, это была единственная неприятность в моём путешествии.

Тюмень – спокойный, уютный город с каким-то невероятным количеством парков и скверов, с огромной набережной, с общественным транспортом, ходящим по расписанию. Много хорошего в городе сделано для людей. Если жизнь занесёт ещё раз сюда, то буду только рада.


Рецензии