Нашёл насилу ушёл, хотел отдать не могли догнать!

Эдвард Вашгерд (Э2рd)   

«Нашёл – насилу ушёл, хотел отдать – не могли догнать!».
Русская народная поговорка.

Чо-о-о нашёл? Чур, пополам! Чур, моё!!!
Худой тот мышь, что одну лазейку знает! У лисы по три отнорка в норке…

Сгинул, да пропал, из сундука подвал! Где, чего бы украсть?! – Известный русский вопрос, наряду с тем, «Кто виноват?» и вааще, «Чо-о-о за дела?!». Воровать грамотно, это тоже искусство. Лучше «пилить». Если в полудебильной компании, пьющей без продыху который день, хозяин притона «гениально» вспоминает, что его соседка улетела в отпуск – жди контору… Она приходит, как чистая совесть, через тот же грязный пролом в стене, через который эти ухари вынесли и пропивают соседский телевизор… Надолго ли собакам блин?! Дураков учить – только портить…
Если украли воры золотые горы «народного» добра, то за этим следуют им и почёт, и уважение, - правительственные, и церковные награды. По мелочам мелочь тырить было всегда неинтеллигентно, а тогда заводы и комбинаты воровали. Лучше всего было разумеется придумать благородный предлог, любой. Например: «Всё детям», или грузы только для районной больницы...
Сколько можно «заиграть» на «народной» стройке?! Да, немеряно! Многим хватит. Особенно если одно место в этой больничке под миллион долларов потянет. А, как это сделать? Да очень просто! Под благородную цель, частями, подписывать и не жужжать. Особливо с применением технических средств…
Авиационная техника сложна. Более того, - она может гораздо больше того, что про неё пишут. «Предельная загрузка» это субъективно. Почему командиры седые? Да просто потому, что взлетать с последней плиты взлётно-посадочной полосы жутко им. Трезвым. За долю малую.
Каждый тогда в Норильске делал своё дело. Как на конвейере. Один подписывал. Другой выписывал. А, третий визировал. Чем больше бумаги, тем чище… Не всегда, конечно. Десять рейсов «Антея» или Ан-22 на Хатангу… Много это или мало? Когда то этой машине принадлежала целая куча авиационных мировых рекордов, но постепенно, усилиями редкого негодяя, иуды - предателя горбачёва, страну опустили ниже некуда, вместе с авиацией. Антеи тогда вывозили из Германии последнее барахло советских войск и жалкие «трофеи». Бросил там миша меченый тридцать миллиардов марок в обмен на кредит в восемь. Невообразимую для ограбленной и доверчивой страны сумму. Население прекратило рожать и започало голодать. Армия, что помладше званиями, поддерживала народ, разделяя с ним горькую долю.  Старшие офицеры уже не стеснялись тогда собирать бутылки по Алыкелю – их срочно-обморочно эвакуировали «в никуда» из  вражеской Германии. В Норильск-Норильск, вместо Гомель-Гомеля. Призрак Бодун-Бодуна вставал над страной. На чужом пиру с похмелья…
А, тут десять рейсов по Крайнему Северу. Где выгоднее и безопаснее?! Ясен перец на Хатанге! Генералов алчных нет… С их извечным:

- Молчать!!! За…е…у!!!

Железобетон и контейнеры грузили в самолёт деловито, спокойно, без суеты. Сложно ведь построить больницу на Севере без железобетона. При предельной загрузке в 45 тонн грузили по-божески: всего-навсего 65-70, при мировом рекорде «Антея» в 85 тонн. Зачем нужны в мирной, созидательной жизни, рекорды?! На нём же, сарае родимом, самим потом лететь! Загрузились и на удивление легко оторвались с конца полосы. Машина военная. Не привыкать. Набрав высоту три тыщи метров, в иллюминатор пассажирской кабины увидели перекошенную от резкого набора высоты рожу зайца. Заяц отчаянно просился из грузового отсека внутрь. Пришлось экипажу аварийно снижаться и запускать неразумного сына долганского народа в свою двухэтажную кабину. Ну кто, скажите на милость, летает прячась за грузом. Зайца учили до самой Хатанги по очереди. Лицо его, к посадке приобрело-таки косые заячьи черты...
Сэкономленные при перегрузе рейсы с половинки цены покупали за наличку коммерсанты, при обоюдном удовольствии. Да плюс обратная загрузка – рыба и мясо. Неземная коммерция! Сплошная рачительность и выгода, как при диком капитализме. Больничка росла, как на дрожжах. На старые дрожжи летал и экипаж. Страшновато ведь трезвым летать на машине с многократно продлённым уже ресурсом. А в Германии и того страшнее… Генерал!

У генерала разговор короткий: - «Молчать!!! За…е…у!!!». – и грузи самолёт до талого, не стесняйся.

Да и самим ребятам тоже ведь хочется по машине немецкой по-дешёвке, без таможни, на рампе притаранить...

В тот год, один за другим полегли два видавших виды «Антея». Светлая память ребятам. Отлетались. Больше Ан-22-е, «Антеи», в нашей стране не летали…

А летать в Хатангу кому-то надо?! Разумеется! Аппетит приходит во время еды. «Новораша» начала модно одеваться и манерно питаться. Малиновые пиджаки и куропатки в ананасах не завораживали. Дамы примеряли уже норковые трусики и носочки, а джентльмены среднего звена посматривали на собольи галстуки – остальное у них уже всё было: проститутки, рестораны, бани, охоты, заграница… Стали по тем же правилам летать Ил-76-ми.
А тут, как тут, и предложение века подвернулось: 100 тонн кобальта продать супостатам.  Единым куском бабла обогатиться. А, чем такой товар на материк тащить? Ясное дело! Ан-124-м, «Русланом» Чем же ещё?! А, что надо удумать, чтобы этого дурака большого из Твери выдернуть? Как говорил Паниковский Балаганову, и был прав: «Я, Вам Шура, говорю, как родному… Только кража!».
Что делать? Бабки мимо пролетают! Не мудрствуя лукаво, был спешно изобретён «негабаритный, неразборный груз» - немецкий автокран «Krupp» в 75 тонн. Без него больничку районную, трёхэтажную достроить, ну никак, было невозможно. Специально для этого и пригнали в Норильск этого «Руслана». Пока кран летел в Хатангу, в аэропорт Алыкель потянулись спецвозы с норильским кобальтом… 110 тонн брутто. Ажно снег на них не держался – таял. С пылу с жару…
Стоит ли говорить, что этот кран ни одного дня не работал. Как встал памятником двум миллионам баксов, так и стоит себе с тех самых пор – ржавеет. От большого, немножко, – не воровство, а делёжка…
Потом возили самолётом дизтопливо. Специфика! Для кого война, а кому-то - мать родна. Подумаешь! Ну не прошёл Северный завоз у москвачей. И требовали то они с Губернатора по-божески, - всего-то каких-то пять процентов. С камчадалов выламывали пятнадцать, - у них рыба! В октябре в маскве ещё было вполне тепло…
В Хатангском заливе было всё иначе. Два судна вмёрзли в лёд намертво и, дрейфуя вместе со льдом, вполне могли повторить героическую участь парохода «Челюскин» 1933 года. Ну и что с того, что рыба и медведи от топлива разлитого в море Лаптевых переведутся?! В Златоглавой от этого ни холодно, ни жарко. А вот без отката, как северозавозчикам жить?
И полетели Ил-78-е с «паровозиками» очередную дырку затыкать. Как трамваи по расписанию ходили, и всем опять было хорошо… А потом стало ещё лучше. В аэропорту Хатанги присел «Руслан» с радиоаппаратурой из Южной Кореи. Как в анекдоте известном, как пьяный грузин зашёл в чужой армянский двор… Это стал самый чёрный день в его жизни. Так и этими новоявленными коммерсантами получилось. Они то, наивные, полагали, что по Северу самый короткий путь в Азию пролегает. В теории всё правильно, а на практике всё иначе. Любая кривая короче прямой, на которой сидит местный клещ.

- Мы на вас топлива не завозили… - Говорит. И улыбается…

- А что же нам делать?! – спрашивают ошарашенно удивлённые нежданным – негаданным Северным гостеприимством авиаторы.

- А, что хотите! Топлива нет! И до следующей навигации не предвидится! Северный завоз!!! – А на стене кабинета плакатик висит: «Цветы и конфеты не пьём».

Хотели было хитрованы материковские ящиком водки корейской с кореньями и змеями отделаться. Не тут-то было! Пришлось бедолагам разгрузить-таки на Севере полсамолёта техники по своёй себестоимости…  А куда им было, сиротам, деваться?! Специфика. Залетела ворона в царские хоромы… По самому короткому пути. И снова всем было хорошо.
 

Город Норильск 4 января 2017 года
9 часов. – 48оС с ветерком.


Рецензии