Старшая дочь изобретателя радио А. С. Попова

Старшая дочь великого русского ученого, изобретателя радио А.С. Попова (1859-1905) родилась 25 июня 1891 г. в поселке Черное (д. Растяпино) Нижегородской губернии. Ее назвали в честь матери – Раисой.

С 1886 г. семья Поповых проживала в Кронштадте. Александр Степанович преподавал в морских минных классах, а его жена – Раиса Алексеевна (1860-1932) работала врачом в военно-морском госпитале, а затем преподавала в женской гимназии гигиену и естествознание и там служила доктором.

Несмотря на большую занятость родителей, они заботливо воспитывали своих четырех детей – Степана, Александра, Раису и Екатерину. С детства Раиса Попова серьезно занималась музыкой и пением, хорошо рисовала, увлекалась поэзией и театром, была разносторонне образованным ребенком. Под руководством своей воспитательницы Гульды Августовны Форберг она прекрасно изучила немецкий язык, что в будущем помогло ей сдать экзамен по немецкому языку. Помогло и при переводе из Кронштадтской гимназии в Петровскую в Петербурге.

В 1902 г. семья ученого переехала из Кронштадта в столицу, т.к. годом раньше А.С. Попов  был назначен заведующим кафедрой физики Электротехнического института. Они поселились в угловом доме у Тучкового моста на Кадетской линии Васильевского Острова. Р.А. Попова позже напишет:

«Особенно ярко мне запомнилось лето 1905 года; последнее лето в жизни отца, проведенное нашей семьей в Тверской губернии, на реке Мсте… В то лето, еще в мае, мы выехали на дачи, на Мсту. Отец мой был большим любителем рыбной ловли. Он не раз говорил, что это самый лучший отдых для него. Помню, как в начале июля вместе с моими братьями он привез по реке лодку из Вышнего Волочка. Это было большим событием в нашей жизни. Вставая очень рано, отец часто отправлялся на лодке на рыбную ловлю. Иногда мы целой семьей устраивали экскурсию на лодке по реке к озеру Мстино. Причаливали к берегу, варили уху. Отец играл с нами, детьми, шутил, показывал фокусы, вообще был изобретателем на разные выдумки».

Именно в 1905 г. Александр Степанович решил приобрести дачу в трех километрах от Удомли близ деревни Лайково. К сожалению, этот год был последним в жизни ученого. Он скончался 31 декабря от кровоизлияния в мозг. Но его семья будет проживать в удомельском крае до 1930-х гг. Хозяйством занимался старший сын Степан, и постепенно дача в Лайкове превратилась в место постоянного жительства Поповых. Раиса Алексеевна оказывала медицинскую помощь жителям ближайших деревень. Каждое лето она привозила сюда большое количество медикаментов, приобретенных на свои средства. Денег за лечение не брала. Как отзывчивый и бескорыстный человек, она заслужила среди крестьян уважение и признание. Ее дочь, Раиса Александровна, каждое лето также проживала на даче. Здесь она ежедневно вела наблюдение за природой, много читала. Е.Г. Кьяндская-Попова (племянница Р.А. Поповой) писала:

«Вспоминаю, как много лет после этого Раиса Александровна, стоя как раз на этом месте, где было крыльцо, читала наизусть стихи, которых помнила великое множество. Особенно мне запомнилась Пушкинское "Элегия"».

В Удомле, в имении «Олешнево» к брату Владимиру Александровичу Кракау каждое лето приезжала отдыхать лучшая подруга, ровесница Р.А. Поповой Евгения Александровна Кракау (1891-1968). Она была дочерью профессора и инспектора Электротехнического института.
Раиса Александровна Попова пошла по стопам матери, поступила в 1-й Петроградский женский медицинский институт по специализации «женский врач». Е.Г. Кьяндская-Попова в своей статье «Раиса Александровна Попова» пишет:

«В Женском медицинском институте, ныне 1-ом медицинском институте имени И.П. Павлова, который она закончила в 1914 году, ее учителями были В.М. Бехтерев и И.П. Павлов, знаменитый педиатр академик Маслов, окулист Андогский и ряд других, блистательны ученых, прославивших отечественную медицину. Сразу же после окончания института Раиса Александровна мобилизована на фронт 1-ой империалистической войны в действующую армию».
Однако, заведующая Вышневолоцким муниципальным архивом Т.А. Пивоварова в своей работе «Поповы» на основании личного дела Р.А. Поповой уточняет, что она окончила Женский Медицинский институт в Петрограде в 1916 г. и до 1917 г. служила врачом в Петроградском Доме ребенка. «С 1 декабря 1918 года учительствовала в Удомельской школе, преподавала историю и гигиену, позднее анатомию, физиологию и немецкий язык. Помимо занятий в школе вела докторский прием».

Но почему врач Р.А. Попова, работающая в столичной больнице, стала преподавателем в удомельской школе?

Она о своем решении переехать в удомельские края вспоминала так:

«Голод, разруха, нужда – таким выпал для нашей страны год 1918-й. А в поселке Удомля открывается, как тогда называли, школа второй ступени. Вдумайтесь: едва минул год после Октябрьской революции, а в далеком поселке Тверской губернии открыта средняя школа».
Но не только это стало причиной переезда семьи Поповых. В Петрограде было небезопасно, шла борьба «отчаянная и беспощадная» с «лицами нетрудового элемента», куда включалась и интеллигенция.

Еще в 1917 году, по ходатайству удомельских крестьян, врачу Раисе Алексеевне Поповой были оставлены дом и участок леса. Мобилизация докторов и медперсонала на фронты Первой мировой войны, затем революции и новая война – гражданская, фактически лишили сельское население медицинской помощи. Тяжелые времена принесли с собой эпидемии сыпного и возвратного тифа, испанки и черной оспы. Так что приезду Р.А. Поповой не только не препятствовали, а наоборот оказывали поддержку на всех уровнях новой Советской власти. Ее ходатайство о строительстве Удомельской участковой больницы местным и губернским руководством было поддержано. Краевед Николай Арсеньевич Архангельский писал:
«По сохранившимся еще традициям открытие больницы приурочили к празднику Благовещенья – 25 марта (7 апреля) 1920 г. Была открыта амбулатория с 12 стационарными койками при ней, которая с 26 марта начала свою практическую работу. Первым врачом стала Раиса Алексеевна Попова-Богданова, жена изобретателя радио А.С.Попова. В это время ей уже было за шестьдесят лет. Помощником ее был фельдшер Сергей Иванович Лещёв, а санитаркой Наталья Ивановна Иванова. Непрекращающиеся эпидемии тифа, черной оспы и детских инфекций переполняли небольшой стационар. В амбулатории прием доходил до 100 человек в день. Поголовное прививание от оспы, введенное законом Советской власти, обслуживание заразных больных на дому требовали при таком небольшом штате героических усилий».
В Удомельской школе II ступени (тогда Паношенское высшее начальное училище) в разное время учительствовали дети А.С. Поповой. Степан Александрович после окончания историко-филологического университета к тому времени уже имел опыт преподавания в гимназии. В Удомле он работает с августа 1918 г. и ведет предметы: историю, русский язык, географию. Но вскоре его мобилизовали в Красную Армию. По воспоминания сестры Р.А. Поповой воевал он в 1-й Конной армии С.М. Буденного. В 1920 г. в городе Ростов-на-Дону скончался от брюшного тифа.

Александр Александрович Попов закончил в Петербурге реальное училище, учился в Академии Художеств и Петроградском электротехническом институте. В школе работал с 24 октября 1918 г. по 1923 год. Преподавал: рисунок, лепку, черчение, а также исполнял должность библиотекаря.

Раиса Александровна Попова устроилась на работу в Удомельскую школу 1 декабря 1918 года. Т.А. Пивоварова пишет:

«В личном деле Раисы Александровны имеется ее педагогическое кредо… "Преподаватель естествознания должен стремиться прежде всего к следующему: ознакомить учеников с главнейшими учениями и законами органической химии, придавая значение не массе материалов, а его серьезному усвоению. Необходимо пробудить в учениках способность видеть, наблюдать, описывать и даже самому зарисовывать увиденное явление природы. При изучении физиологии в старших классов нужно познакомить учеников с новейшими биогенетическими теориями. Знакомясь с ними, обратить внимание учеников на бесконечные проблемы еще неразрешенные человеческим умом"».

Младшая дочь Поповых Екатерина Александровна первое педагогическое образование получила на Бестужевских женских курсах. Будучи еще студенткой историко-филологического факультета Петроградского университета, учительствовала в Удомельской школе до 1921 года. Преподавала в младших классах русский язык, математику и являлась секретарем школьного Совета.

Нужно добавить, что лучшая подруга Р.А. Поповой Е.А. Кракау тоже уехала из Петербурга и устроилась в эту школу. Преподавала математику в старших классах.

Но вернемся к нашей героине. Удивительно, как у Раисы Александровны хватало сил после занятий с учениками и исполнения обязанностей школьного врача вечерами еще помогать матери в ее тяжелом труде. В округе свирепствовали эпидемии тифа и оспы. Выезды в дальние деревни по несколько раз в день были крайне утомительны для старой женщины. Она не имела даже выходных. Дочь помогала, чем могла. Е.Г. Кьяндская-Попова в удомельской газете «Путь Октября» в 1980 г. напишет:

«И сейчас в Удомле живут многие пациенты Раисы Александровны. Среди них Агафья Ниловна Семёнова, мать директора Удомельской средней школы №2 Николая Михайловича  Иванова. А в то далёкое время Агафья Ниловна работала прислугой у священника Беневоленского, что было участью многих девушек того поколения. Когда девушка заболела чёрной оспой, свирепствовавшей в тот период, то её как безнадёжно больную поместили в бане у озера и оставили совершенно одну без ухода. Раиса Александровна Попова, рискуя жизнью, оказывала Агафье Ниловне не только высококвалифицированную помощь медицинскую помощь, но и приносила ей еду, ухаживала за больной.

Самыми радостными минутами в жизни Раисы Александровны были те, когда она в Удомле встретилась с Агафьей Ниловной, навсегда сохранившей в своём сердце горячую признательность своему целителю».

Работа Р.А. Поповой в Удомельской школе была прервала мобилизацией в Красную Армию в начале 1920 г. Ее внучка позже скажет:

«Моя бабашка, военврач… старшая дочь А.С. Попова вторично призвана на фронт по доносу».
Возможно, человеческий фактор и присутствовал в этом деле, но все же Раису Александровну призвали согласно декрету СНК от 29 июля 1918 г. «О призыве на действительную военную службу бывших офицеров, врачей, фельдшеров, лекарских помощников и военных чиновников». Добровольческий период Красной Армии продлился до конца мая 1918 года. На то время в ней насчитывалось немного больше 300 тыс. человек. Республике Советов противостояли хорошо обученные и снаряженные войска противника общей численностью до миллиона человек. Только переход ко всеобщей воинской обязанности позволил Красной Армии победить многочисленных врагов в гражданской войне. В 1920 г. численность РККА превысило 5,5 млн. человек. К 15 августа по статистике того года призвано в ряды вооруженных сил 48,5 тыс. офицеров и генералов бывшей царской армии, 10300 военных чиновников и около 14 тыс. врачей. Кроме этого до 1921 г. было зачислено еще 14 тыс. офицеров, служивших в белых и национальных армиях (в том числе будущие маршалы Советского Союза Л.А. Говоров и И.Х. Баграмян).

По тем временам удивительно, что военнообязанная Р.А. Попова была мобилизована только в 1920 г., а не в 1918 г. в самый разгар гражданской войны. С 1 марта она - военврач в Тверском военном округе, а вскоре переведена во 2-й Рязанский военный госпиталь. Начальником госпиталя был хирург Владимир Гаврилович Андреев. По некоторым данным, он близкий родственник создателя оркестра народных инструментов В.В. Андреева. Там она встретила еще одного удомельского земляка, уроженца деревни Лайково-Храповицкое – фельдшера Григория Петровича Космакова (в будущем доцент кафедры рентгенологии 1-го ЛМИ им. И.П. Павлова).

Совместная работа сблизила хирурга В.Г. Андреева и врача Р.А. Попову. Н.Г. Андреева (Мишкинис), внучка Р.А. Поповой, пишет:

«Я никогда не видала своего деда. Их брак был гражданским и недолгим. Это совершенно не мешало отцу любить свою дочь, как-то заботиться о ней так, как он мог. Разошлась моя бабушка с мужем по самой простой причине: он, хирург, страдал известной «русской болезнью», т.е. бывало, что выпивал сверх меры. Раиса Алексеевна приветствовала это решение своей старшей дочери. Бабушка еще 6 лет ждала, что В.Г. бросит пить, одумается и их жизнь наладится.

"Я ничего не понимаю в любви", – ответила мне бабушка, когда я что-то спросила ее перед своей свадьбой. Сама бабушка осталась сиротой в 14 лет и 6 месяцев, ее сестре Кате исполнилось тогда 7 лет. И, в соответствии с законом, им, младшим детям рано умершего отца,  был назначен опекун – Николай Николаевич Георгиевский. Мама моя  знала отца, который в свою очередь заботился о ней так, как он мог. Однако, с момента ее рождения и до самой своей смерти от голода в 1942 г., отца ей заменял Александр Александрович Попов, у которого своих детей не было».

В 1921 г. в Лайкове у Р.А. Поповой родилась дочь Мария Владимировна Андреева. Крестной матерью новорожденной стала Е.А. Кракау. Личная жизнь подруги Раисы Александровны также не сложилась. Она была невестой А.А. Попова. Связанные многолетней дружбой с семьей Кракау, Поповы очень хотели, чтобы этот брак состоялся. Но этого не произошло. Александр Александрович женился на З.Н. Ланчеевой, которая была на 17 лет моложе его. Евгения Александровна продолжала любить его всю жизнь и до самой смерти осталась родным человеком для семьи Раисы Александровны.

Р.А. Попова в 1921-22 гг. вновь преподавала в Удомельской школе немецкий язык и гигиену. Потом вернулась в родной город на Неве, который стал называться по-новому – Ленинград. Работала в Ленинградском педиатрическом институте, в больнице имени Раухфуса заведующей инфекционным отделением. Е.Г. Кьяндская-Попова писала:

«Раиса Александровна сохранила верность клятве Гиппократа до конца своих дней. До последнего своего часа она винила себя  в смерти девочки, хотя ни в чём не была виновата. В детское инфекционное отделение больницы Рауфуса в Ленинграде привезли крайне тяжелую больную. Раиса Александровна сделала ей трахеотомию, ввела трубку в дыхательное горло и ушла к другим больным, оставив девочку под наблюдением сестры. Из-за недосмотра сестры девочка вытащила трубку и задохнулась. Но были и многие проникновенные письма от родителей детей, которых спасла Раиса Александровна».
С началом Финской войны Р.А. Попова вновь мобилизована в Красную Армию. Вскоре началась и Великая Отечественная война. Работала врачом в госпиталях Ленинграда. Здесь ее застала блокада. В 1942 г., после смерти брата А.А. Попова, по приказу Наркома связи СССР И.Т. Пересыпкина (первого в СССР маршала войск связи) Раиса Александровна вместе с дочерью и вдовой брата эвакуированы по Дороге жизни в Москву. В 1944 г. она стала бабушкой. Внучке Наденьке она впоследствии передала свой опыт педиатра и педагога.
После войны Поповы не теряли связь с удомельским краем. Н.А.Архангельский пишет об этом:

«Поповы прожили в своем доме, в Лайкове, в общей сложности с 1905 по 1934 год, 29 лет. Затем дом их был перевезен в Удомлю на улицу им.Сталина, где его переделали в четырехквартирный двухэтажный дом. Как был изъят этот дом, на каких условиях – об этом местные архивы умалчивают. Но привязанность Поповых к Удомле сохранилась. И после войны, начиная с 1948 по 1972 год, они 24 года подряд снимали комнаты у трех разных хозяев в Лайкове и два года на станции Удомля по улице Калинина, 13. Пять поколений Поповых жило на нашей земле. Добрый след они оставили в Удомле… В 1970 году 12 июля в память о великом ученом, изобретателе Александре Степановиче Попове, перед парадным входом в Удомельскую среднюю школу был открыт памятник. Одновременно улица Сталина была переименована в улицу имени Попова, получила ее имя и школа».

Дочери Попова также присутствовали как почетные гости на торжественном открытии памятника их отцу. С 1945 г. в разных печатных изданиях о А.С. Попове Раиса Александровна публикует «Воспоминания об отце». Она активно участвовала в мероприятиях по увековечиванию его памяти.

Р.А. Попова умерла 8 декабря 1976 г. на 85 году жизни.


Рецензии
Здравствуйте!

Я сослался в своей статье "Голубой Чехов и семья дедушки" на вашу статью.
Возможно, Вас заинтересует информация о семье Попова А.С.

С уважением

Валерий Ермыкин   28.02.2019 09:32     Заявить о нарушении