Вопросы без ответов

   Городская жизнь в скученности людей не очень способствует их  сближению, если они не связанных одним делом. И живем мы в условиях социальной анонимности. Можно жить годами рядом и не знать соседей из своего подъезда. В поездах, когда случайно временно оказываются  рядом незнакомые люди, многие откровенничают, затевают разговоры, иногда споры. Но «вагонные споры – последнее дело, ведь поезд пойдет лишь туда, где проложен путь», хотя в поезде и тянет поговорить. Самые откровенные разговоры, как я заметил, бывают у соседей на госпитальной койке, у людей немало поживших, когда есть о чем поговорить, а твой поезд жизни уже подходит к конечной  станции.
   

В тот раз, в 2000-м году, в госпитальной палате моим соседом оказался не очень разговорчивый человек лет на десять старше меня.  Неизбежное пребывание рядом и сходные состояния волей-неволей знакомят людей.  Соседа звали Иваном Ивановичем, был он, как и я, отставным военным. Службу закончил мичманом, но командиром боевого корабля на офицерской должности, что было редкостью. Работал еще. Был избран главой муниципального образования на Юго-западе Санкт-Петербурга. Всего отставной мичман, а сумел завоевать уважение избирателей, которые несколько раз его переизбирали.
 

 На больничной койке рядом со мной он поправлял здоровье от последствий контузии военной поры. В долгие вечера, когда больным отпущены все лечебные процедуры, а свет в палатах приглушен, лежачих больных уж точно тянет по-говорить. Разговорились. Выяснилось, что сосед всамделишный участник войны, имеет несколько боевых наград, но рождения непризывного 1930 года.
 
- Как так получилось, что вам пришлось воевать? Возраст то ваш во время войны был непризывной,  спросил я.
- Так вышло. Родился я и жил в детстве в глухой Белорусской деревне. За несколько лет до войны лишился родителей, и я остался один в родительском доме. Никуда из деревни не хотел уезжать, да и не было куда, и колхоз и председатель лично, взяли  надо мной опеку, для меня колхозом  выделялись продукты, топливо. Зимой учился, летом по силам работал в колхозе, знаешь, в деревне для подростка нетрудно найти занятие. Колхоз обеспечивал продуктами, сельские женщины помогали по дому, обучали домашней работе. Быстро стал самостоятельным.
   
   Когда началась война  в деревню пришли немцы, жизнь переменилась. В лесах появились партизаны, из наших, деревенских, в основном. Я нашел к  ним дорогу. Окрестные  места я знал хорошо, знали многие  и меня. И меня стали партизаны использовать для разведки. Я проникал в такие места, куда взрослому было не проникнуть. А партизаны по этим данным совершали диверсии. В отряде я был до прихода Красной Армии. Научился неплохо стрелять, был зачислен в отряд и, когда подрос, участвовал в боевых операциях отряда.   
– А потом как?
- С приходом наших войск отряд влился в состав Красной Армии. За-числили и меня, как и всех партизан нашего отряда, и опять в разведку. На возраст не посмотрели - роста я был, как видишь, не богатырского, но был шустрым и умел хорошо стрелять, неплохо знал окрестные места, изучил в партизанах. И я с войсками, уже как кадровый солдат с боями прошел весь остаток войны.
 - И как воевалось?
 
- Меня взяли в разведку. Вместе со старослужащими ходили в тыл противника, часто  ночами. Старшие опекали меня, но я без страха мог проникнуть туда, где взрослому не пробраться, а это ценилось. А служить приходилось наравне со всеми. Однажды среди нашего пополнения встретил бывшего полицая из нашей деревни, который свирепствовал в деревне во время оккупации и имел там прозвище «пердунок». Перед приходом наших он из деревни сбежал и прятался на каком-то глухом хуторе. Возраста был он призывного, вот его и призвали вместе со всеми освобожденными. Документы  фальшивые он себе какие-то заготовил загодя, но не повезло ему, я его узнал при встрече.
   
-  До этого я не бывал никогда за границей, и меня интересовало, как там люди живут, и всю войну меня мучил вопрос – что же немцы хотели от нас? Зачем напали на нас?! За время  походов я смог присмотреться к чужой жизни. После войны демобилизовавшись, вернулся в свое село. Дом мой, на удивление, уцелел, и колхоз сохранил его за мной, жить было где,  и я пошел работать в колхоз.
 
- А как же вновь оказался в рядах Вооруженных сил?
 - В  1948 году, когда мне исполнилось девятнадцать лет, пришел мой год призыва, меня  военкомат и призвал вместе с моими одногодками.
- Но ты же служил, и даже воевал!
 
- Мне разъяснили, что закон не делает различий, раз пришло время призыва, надо отправляться служить, а по прибытию к месту службы, можно будет по команде обратиться в Министерство Обороны за разъяс-нениями. И я  со своими боевыми наградами, вместе другими новобран-цами был призван на Балтийский Флот.  По прибытии в часть, я обратился к командиру. Он выслушал и сказал, что ему даже лучше, что новобранец имеет боевой опыт, но он ничего изменить не может. Правда, он разрешил обратиться в  Минобороны.
- И что ответили?
   
- Прислали письменный ответ, что я  обязан служить срочную на общих основаниях, но, если буду продолжать службу в Вооруженных силах, то время пребывания в партизанском отряде и в боевых действиях войск будет включено в общий стаж военной службы по принятым нормам и правилам. И я, еще до окончания, пятилетней тогда, срочной службы моряков, перешел на сверхсрочную службу. Всю жизнь пришлось в армии учиться, осваивать морское дело и военную технику. Окончил вечернюю среднюю школу, но выучиться на офицера не получилось. Обзавелся семьей. 
   Дослужил до пенсии, на пенсию вышел в Ленинграде.  С учетом службы в военное время, стаж службы получился большой.
- А что стало с твоим домом в колхозе?
- Подарил я его безвозмездно колхозу, в него поселили бездомную семью и он стал ей родным домом. 

   –А  как тебе понравилась  чужая жизнь за рубежом?
- Не поверишь, но повергла в полное недоумение. Я убедился, что за рубежом люди живут намного лучше нашего, всегда  жили лучше нас, и я  не смог найти ответ на вопросы:
 - Зачем немцы напали на нас? Что им от нас было надо!? Ведь у них и так все было! Неужели им нужны только наши земли?! А мы им, точно, были не нужны!
                С-Петербург 2013г.


Рецензии