О богатстве и деньгах
Но следует напомнить и первую часть этой фразы Адама Смита о капитализме, наблюдавшего капитализм на этапах его зарождения, что капиталист при уровне прибыли в 15% едва шевелится. А это очень важное наблюдение. Ну, никто не будет особенно «рвать жилы», если нет повышенного стимула, а капиталист уже достаточно «сыт»! Я считаю, что это и является главной причиной того, что у нас ни в какой из республик не получается рвануть в экономическом развитии. И, если внимательно присмотреться, в мире такие стимулы создает (придумывает) государство, или на худой конец, монарх. И это обычно общенациональные (общегосударственные) цели или задачи и интересы. Поэтому разумная государственная политика в экономике просто необходима.
А уж в моменты разворота, преобразования экономики, государство просто обязано там присутствовать, в качестве Мудрого Законодателя, оперативно разрешая противоречия между частной инициативой отдельных людей и интересами большинства народа. Это убедительно продемонстрировал академик Е. Примаков за время своего недолгого пребывания во главе правительства России (Реализовав собственную модель: –«Примакова – Маслюкова»). Это же подтверждает и политика тех государств, которые наиболее успешны. В каждом таком государстве власти применяют рыночные механизмы в экономике, не уповают только на «руку рынка», а всегда исходят из интересов своей страны в целом. Поэтому и в экономике, например, Германии и Франции присутствуют различия в экономических подходах. Замечу попутно, что чистого капитализма уже давно нет, а, как и предрекала теория конвергенции, и с чем соглашался Примаков, создаются национальные экономики, которые впитывают лучшее из практики жизни.
Всякий капитал имеет денежное выражение и создается капитал «живым трудом» людей, всякие машины и механизмы лишь помогают этому. Объективно, деятельность капиталиста является залогом прогресса всего общества. А деньги приводят в движение всю экономику. Однако роль денег, эту противоречивую вещь, не могут до конца отладить. Деньги – это великое изобретение человечества, очень коварная и скрытная «вещь в себе», которая стремится жить независимой от реального производства самостоятельной жизнью. Впрочем, на самом деле не все так безнадежно и механизмы укрощения своеволия денег выработаны, но каждый раз для их применения нужно силой укротить чью-то алчность, прижав интересы алчущих; - а это всегда какие-то спекулянты, зарабатывающие на нетрудовых процентах.
Всегда деньги занимали умы, как простых людей, так и мыслителей и государственных мужей. В начале своего возникновения в качестве денег, бывших в роли всеобщего эквивалента при меновых (торговых) сделках между людьми, использовались различные драгоценности, имевшие свою стоимость и высокую ликвидность. Драгоценности, какое то время и применялись в в роли денег при обмене товарами. Потом придумали бумажные деньги, имевшие, однако, государственное обеспечение и гарантии. Позже деньги (бумажные) превратились только в средства платежа, не обеспеченные драгметаллами, а их ценность, в основном, базировалась на доверии, авторитете и гарантиях государства, выпустившего их.
Обеспечивая работу экономики, деньги увеличиваются в объеме за счет труда работников, вложенного в новый товар. Это инвестиционные деньги. В настоящее время ни у кого не вызывает удивления, что при передаче денег в заем, взыскивают проценты, не пропуская деньги через производственную цепочку. Так действуют и растут не инвестиционные деньги на спекулятивных опера-циях, и проценты зачастую устанавливаются произвольно.
Однако так было не всегда. В старину почти у всех народов считалось большим грехом требование процентов за заем. Так в Коране записано: «Аллах сделал дозволенной торговлю и запретил проценты»; «Не живите за счет лихвы, удвоенной или многократной». Аналогичное отношение было и в христианстве, так в 1139 г. Второй Вселенский (Латеранский) собор постановит: «Кто берет проценты, должен быть отлучен от церкви, принимается обратно после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей процентов, не вставших перед смертью на путь истины, нельзя хоронить по христианскому обычаю».
И только иудеи не признавали этого ограничения. Ведь недаром родился анекдот:
«Идет с заработков Иван, несет на плече топор. Баньку односельчанину срубили. Идет и думу думает
- Скоро посевная, а денег для закупки семян и горючки нет. Надо где-то добыть.
Видит, стоит Абрам и беседует с односельчанином.
- Вот у него и займу денег, решает он. Подошел.
-Здравствуй, Абрам. Займи мне тысячу рублей до осени, я тебе верну с нового урожая.
- Хорошо, но надо будет отдавать две тысячи.
- ?! Ладно!
- А что ты можешь мне оставить в залог?
-Вот топор классный у меня есть.
-Давай.
Получил Иван тысячу рублей, пошел домой без топора. Слышит, его Абрам окликает.
-Слушай, Иван, ведь тебе трудно будет отдавать осенью две тысячи?
- Да нелегко, как еще уродится хлеб.
- А ты отдай сейчас тысячу, а осенью отдашь вторую…. И топора лишился и денег задолжал и все вроде добровольно.»
И веками иудеи реализовывали по жизни практику взимания процентов и даже придумали внесение залога. Даже существует мнение, что именно за это Бог их изгнал со своей родины и рассеял по миру! Однако своим упрямством, они таки доказали, что это не абсолютный запрет, а есть такие жизненные ситуации, когда предоставление такой услуги как заем под проценты – это иногда благо. Во всем, однако, нужна мера. И сейчас экономическая наука достаточно подробно научилась применять меры усмирения своеволия денег.
В народе также бытует и мнение, что есть пределы бездумному накопительству – в три глотки никто жрать не может. Однако это не очевидно для всех. Жизнь не раз демонстрировала, что бездумному накопительству трудно противостоять. Премудрый Соломон сказал однажды такие слова: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром». И сегодня, пожалуй, главной проблемой для нас стала проблема безудержного и бездумного только обогащения новой «элиты». Это тормозит развитие любой страны. Мало кто из этой элиты, легко сколотивших баснословные богатства, способен как Билл Гейтс, основатель Майкрософта сказать:
- «Деньги после определённого порога не приносят мне пользу. Польза денег заключается в развитии организации и предоставления ресурсов самым бедным представителям человечества». Во-истину, не в деньгах счастье, … а в их количестве!
Разрыв в богатстве между людьми, находящимися на верхушке социальной лестницы и находящимися в самом её низу, в России невероятно высок, и даже превосходит разрыв в Римской империи времен ее разрушения. А ведь из-за этого, считают многие, империя и погибла. Людей, находящихся на краях социальной лестницы, принято называть маргиналами (крайними). Хотя чаще так говорят о тех, кто находится в её низу. Состав этой группы неоднороден. Значительную её часть составляют люди пассивные или просто ленивые. Именно эта часть общества, в свое время, сделала возможным рабство, так мне кажется. А бездействие малоактивных людей часто приводило к попаданию их в рабство к своим согражданам. Официальное рабство, однако, позволяло все же многим из таких людей трудом добыть себе свободу. Таковы были законы рабского уклада.
Но верхи всегда стремились закабалить «низы». У сильного всегда бессильный виноват! И количество людей внизу социальной лестницы постоянно растет, достигая временами размеров критического равновесия.
А люди всегда искали справедливость, и все, кому даровано быть человеком, хотели достойной жизни. Тернист этот путь, а простейший чаще всего выливался в бунт низов, «бессмысленный и беспощадный» по Пушкину в виде пугачевщины», «колиивщины» и других разиных и гайдамаков. Люди в протесте хватались за любое оружие и шли разрушать имения зажравшихся богачей. Жгли и разрушали, в общем-то, ими же созданное.
Не надо для этого браться за оружие. Нельзя добыть никакого счастья в своей стране силой оружия! Оно может лишь погубить, хотя и выравнивает возможности людей. Но… не дал же бог свинье рогов! Благополучие достигается в тех странах, где может мирно трудиться на себя весь народ, по Закону. А не только глава государства; - он должен создавать и оберегать эти законные условия. А труд это всякая полезная деятельность человека.
Европу посетил призрак коммунизма, одним из лозунгов которого поначалу был – «отнять и разделить!». Это тоже тупик, поняли, хотя и не сразу. Беда не в том, что есть богатые, а том, что есть бедность людей активно работающих. В Америке в 30-е годы после «великой депрессии», конкурентом Т. Рузвельту в президенты выступил кандидат, кажется, по фамилии Морган. Он выдвинул лозунг - «отнимать у богатых все, что больше пяти миллионов долларов, а остальное пустить на благо всех». Пользовался огромной популярностью в народе. Почти каждый американец полагал, что этого достаточно для жизни, и это не убивало американскую мечту разбогатеть…. Но на одном из предвыборных митингов его застрелили, и виновный не нашелся, хотя был исполнитель. «Верхи» социальной лестницы отреагировали, кто бы сомневался.
Сейчас развитие науки и техники позволяет создать достойную жизнь для всех, кому даровано родиться человеком. И «золотой миллиард» людей, живущих в развитых странах Европы и Америки, в общем, наметил такой путь и даже для людей не приспособившихся создал помощь в виде «велфера». Но опять нелады. Кому-то кажется, что только его путь самый верный и истинный. А человеческая цивилизация разнообразна, и не надо всех «строить» одинаково. Заметным препятствием к единению людей выдвинулись религиозные противоречия, - не очень новые призраки религиозного и национального экстремизма.
С развитием общества имущественное расслоение людей происходило повсеместно во всем ми-ре, ибо «смертный смертному не равен, мерою одной не мерь (Руставели)». Но различия людей не предполагают различия их прав. Перед Богом все равны, признали все религии мира. Но то перед Богом, а в реальной жизни смешно и думать, что зарождавшаяся аристократия (а помаленьку везде складывалась именно что аристократия – носительница уже некоторых нравственных норм) видела в земляке-крестьянине «собрата-земляка». Ни в одной стране мира за аристократией подобного не замечено, наоборот, повсюду дворяне, как бы они ни именовались, с превеликой охотой и большим рвением стремились превратить в бесправный рабочий скот родственных им по крови и языку единоверцев. И всегда это закабаление оправдывали угрозами со стороны соседей, или иных внешних врагов, а себя выставляли «белыми и пушистыми».
Где-то это не проходило, а где-то великолепно удавалось. Великолепно это удалось в России и, особенно на Украине, где такая верхушка была вначале массового имущественного расслоения из польской шляхты, но массово образовалась из своей казачьей старшИны во времена правления Петра I. А при Екатерине II эти ряды выросли неимоверно, и их дворянские права были окончательно ею закреплены особой «Жалованной грамотой» в 1781 году. Она превратила старшИну, их потомков, а также «бунчуковых» и «значковых товарищей» в потомственных дворян Российской империи. Они были уравнены в правах с прочими российскими дворянами, их роды были записаны в родословные книги Черниговской и Полтавской губерний.
Сходные процессы расслоения произошли у нас после демонтажа СССР на его просторах. Присмотритесь!
Образовался слой нынешней «элиты», разбогатевшей не своей энергией и изобретательностью, а из ловкачей, чаще всего приближенных к власти, но обогатившихся за счет присвоения бывшей общенародной собственности и богатств. Создана и прослойка из профессионалов, всячески обеляющих действия такой элиты. Помнится, в свое время, когда мне по жизни потребовалось самостоятельно осваивать работы К. Маркса, меня поразило и поначалу озадачило его выражение: - «продажная профессура всегда найдет оправдание в правильности действий господствующего класса». Вначале я это понял, как утверждение, что вся профессура продажна. Но поразмыслив, понял, что это не так, а сродни одесскому совету: - «если у тебя трудности в деятельности и против тебя выступают даже близкие, - найди умного еврея и он за хорошие деньги, если ты не поскупишься, сумеет объяснить всем, насколько они неправы и какой ты справедливый!». У нас в России роль умного еврея исполняют различные высокооплачиваемые топ-менеджеры в госкорпорациях и специально созданные элитой «научные» фонды и прочие «конторы».
Иногда к ним присоединяет свой голос какой-нибудь «сознательный» интеллигент. А я в таком случае вспоминаю одесский анекдот; - «в заполненный одесский трамвай на остановке входит группа молодых людей, они громко разговаривают и один из них матерится. Пожилой одессит делает ему замечания, указывая на такое непотребство. Но неожиданно немолодая одесситка встает на защиту парня: - Но ведь он же искренне!»...
Замечу, что маргиналы с обоих концов имущественной лестницы, как мне видится, нуждаются в пристальном контроле со стороны общества. «Низы» нуждаются в помощи общества, а «верхи» - в присмотре за их сверхдоходами, часто «принесенными ветром», а не трудом. С целью справедливого перераспределения в интересах всего общества таких доходов, особенно рентных (например, от продажи природных ресурсов).
Объективно, деятельность «верхов» является залогом прогресса всего общества. Именно эта часть общества постоянно генерирует способы внедрения с пользой достижений науки и техники для удовлетворения новых потребностей общества, создавая новые товары и услуги почти «из воздуха». Если это приносит им хорошую прибыль. И чем большая прибыль ожидается, тем энергичнее они действуют. А бизнес и не обязан говорить всю правду о себе, на то он и бизнес. Он работает в некой коммерческой тайне, чтобы создавать мифы, а потом их продавать. Найдя доходную «жилу» каждый стремится самостоятельно выжать из нее максимально. И часто не моргнув глазом продаст кошку за зайца. Бизнес никогда не скажет, что у него огромные прибыли и все у него хорошо. Иначе он окажется под подозрением. А когда он говорит, что еле-еле сводит концы с концами, то отношение к нему дружеское. Что с них взять? Так же бедствуют, как и все, хотя у одних, может. алмазы мелкие, а у других на столе щи пустые…. Бди и еще раз бди! (Козьма Прутков).
Экономическая наука рекомендует регулировать высокие доходы с помощью прогрессивного налогообложения. Разной величины в разные периоды развития страны. У нас же сейчас реализовано правило, при котором самым облагаемым налогами является труд, а мотивируют часто его низ-кой производительностью, но работают под лозунгом типа «грабь бедных – их больше». Такой путь не приведет к расцвету страны, но «защитников» этого пути немерено. А труд у нас недооценен и по показателям произведенной продукции на рубль оплаты труда мы находимся «впереди планеты всей». Как же бизнесу без лукавства!
Деньги могут длительное время увеличиваться в объеме на чисто спекулятивных (но часто не распознанных) операциях. Впервые административные ограничения к спекулятивному капиталу применил президент США Т. Рузвельт, и вывел тем страну из «великой депрессии» 30-х годов. Он запретил банкам, в которых хранились инвестиционные деньги реального сектора экономики, заниматься кредитованием абы кого, кто не связан с реальным производством. Чтобы не уходили эти деньги на рулетку. Но до конца этот процесс разделения денежных потоков в банках не доведен (непросто самим банкам отказаться от такой прибыли).
Если быть точным, то на самом деле многое можно и нужно здесь укрощать законодательно. Поэтому применение мер укрощения денег всегда находится в руках властей, а здесь и начинается лукавство, от которого всегда выигрывает сильнейший, или имеющий больше денег для маневра. Деньги липнут к деньгам. Но деньги это всего лишь инструмент, а всяким инструментом надо работать умеючи.
Вводились и безналичные деньги (и, считается, что первыми этот шаг сделал СССР в те же 30-е годы, затем это опыт успешно применяли в Японии, Корее, Китае), их разные суррогаты, чтобы не увеличивает массу денег находящихся в свободном обороте, а расходовались они как деньги на обновление производства нужных товаров. Такие деньги должны быть целевыми. Электронный при-смотр за этим процессом сейчас легко решает проблему. Этот процесс разделения инвестиционных и спекулятивных потоков и сейчас находится под пристальным вниманием мировой общественности. Но, похоже, пока на ниве борьбы интересов он- часто преподносится, как задача древнего Ксанфа «выпить море». Да и решение у этой задачи, говорят, то же. Там, помнится, раб Сократ посоветовал тем, кто требовал от Ксанфа выпить море, вначале отделить воду моря от воды дождей, рек и других вод….
Потому-то на смену кризисам перепроизводства товаров пришли мировые финансовые кризисы подпитываемые «лишними деньгами» от спекулятивных операций. А у нас, на постсоветском пространстве, при реформировании экономики в реальный её сектор хлынули еще и деньги «безна-личного» капитала экономики, которые в советское время были целевыми и на цены товаров повседневного спроса не влияли! ….
Не входит в мои намерения подробно все анализировать и рекомендовать какие-либо меры. Все это есть в мировой экономической науке, присуждены и Нобелевские премии за эти работы. Из публикаций могу всем, всерьез желающих что-то понять в этой жизни, выступления и публикации академика РАН С.Ю. Глазьева, например,
1. Сергей Глазьев: За 25 лет построен в России «блатной» капитализм
https://www.youtube.com/watch?v=AeDfASRo3LE
2. Сергей Глазьев: Что ждет страну в 2017-м?
https://www.youtube.com/watch?v=AeDfASRo3LE (29.12.2016). В первую очередь смотреть.
И спустя 25 лет наших «реформ» можно констатировать, что в лучших условиях оказались те республики, где государство меньше доверяло только «руке рынка» и шаловливым ручонкам приватизаторов, ибо все это лукавство и обслуживание интересов «активного меньшинства», при этом баснословно богатеющего. А самые лучшие показатели в экономике на постсоветском пространстве у Белоруссии, в два раза выше, чем в России.
И главным спекулянтом в мире сейчас, кроме разных офшоров, является, пожалуй, МВФ, международный валютный фонд, обслуживающий интересы, известно чьи, но никак не наши! Свои интересы каждый должен отстаивать самостоятельно, и, в первую очередь, на выборах голосовать не столько сердцем, но больше умом, в своих интересах. Как в вопросах любви, где каждая девушка старается для себя.
Свидетельство о публикации №217010401845