В плену своих мыслей

В одном маленьком тихом селе жил Иван Андреевич, неприметный, скромный старичок с осунувшимся унылым лицом и полными печали глазами, тоскливо смотревшими сонным взором, рассеянным и туманным. Герой многое повидал за свои непростые и столь разные годы и прошёл целых три войны, побывав в плену и у турок, и у белых, и у немцев. В этот вечер он сидел у завалинки и устало глядел в синеву бездонного, несколько мутноватого неба. Вдалеке играла гармонь, разливаясь по округе своими протяжными грустными звуками. Было спокойно и безмятежно. Из-за поворота показалась местная детвора и шумной гурьбой окружила Ивана Андреевича.
"А правда вы три войны прошли?"
"Прошёл. Где прошёл, где прополз, где на носилках пронесли. Всякое было."
"И в плену были?"
"И в плену был. Три раза меня пленили, да всякий раз судьба миловала - живым возвращался."
"А какой плен самый страшный был?"
Герой замолчал и призадумался.
"А самый страшный - это плен своих мыслей. Помню, как-то раз сгорел у меня дом, В мирное время, не в войну сгорел. В итоге оказался я в бараке - один, без собственной крыши над головой, без надежд и без планов. Жены у меня тогда не было, знакомые в другой области жили. Оторвался я в раз от мира. А тут ещё и эпидемия началась - тиф, скосила меня - с остальными к ряду. Вот лежал я под облезшим потолком среди других таких же - почти умирающих, и думал, что уже всё - попрощался мысленно со всеми, да и кто я был? - отрезанный ломоть, никчемушный. На смерть самый что ни на есть кандидат. Уж и не верил ни во что, и не ждал. Самое невыносимое и тяжкое дело - крест на себе поставить. Никогда той беспомощности и обречённости не забуду. Ни стержня во мне, ни сил не оставили. Да только вот обошлось всё. С горем пополам выжил, а там судьба снова под своё крыло взяла, завертелась. Потихоньку окружили меня и дом, и быт. Миновала беда. В плену своих мыслей - нет худшего места. А военнопленным когда был, было желание жить, была воля, с ними невзгоды иначе как-то воспринимаются. Вот такая вот жизнь, ребятишки. Многое в ней было, многое помню ещё, а многое уж и забыл. Да и к лучшему, значит. А вы не грустите и себя не теряйте, сам себя потеряешь - кто ж тебя уже найдёт? Держите вот лучше конфеты, с ними повеселее будет." - Иван Андреевич раздал детям сладости, и те довольные, поблагодарив героя, побежали к речке, беззаботно уплетая последние и непринуждённо наслаждаясь безмятежностью тихого вечера.


Рецензии