Первые уроки

Коллектив школы был сплавом молодости и опыта, энергичным и умным. Учительская профессия в то время, когда мне довелось ее выбирать, была почетной и хорошо оплачивалась. Знания учителям -  педагогические, методические и научные, давались в педагогических ВУЗах основательно и прочно, а преподаватели моего "альма-матер", ВГПИ, к примеру,  до сих пор стоят в памяти как талантливые и увлеченные люди.
Гладковский В.В., Соколов Б.В., Полетаев А.П., Дикарев Н.М., Васюков А.Е., Томанов В.П., Мулевский В.Б., Малинина З.В., Светицкий А.Н. и многие другие(это я, конечно, взял с исторической странички сайта моего "альма-матер", потому, что отчества многих славных моих преподавателей забыл), давали проверенные временем, с хорошим теоретическим обоснованием, глубокие научные знания по предмету и методикам его преподавания. Любили свое дело, прививали эту любовь и студентам.
Маленький, едва из-за голов видимый, профессор Гладковский Владимир Васильевич, помню как сейчас, говорил:
- Физику, как науку, надо уметь видеть везде, в каждом явлении природы! Понимать суть явления и его причину, уметь его оценивать и прогнозировать, уметь рассчитывать! Уметь аргументировано отстаивать свою правоту, наконец.
- Вот, к примеру, спрашивал он случайного студента, - Скажи, почему вон тот воробей, что на снегу за окном сидит, нахохлился?
– Наверное, холодно ему, согревается так – отвечает студентик, скромно подбирая слова и пытаясь угадать, что хочет преподаватель услышать от него лично.
- Слабый ответ - на "трояк", не более! – критикует Гладковский студентика, а затем отвечает сам:
– Нахохлившись, он замедляет циркуляцию холодного воздуха возле своего тельца. Удерживает теплый воздух, с меньшей плотностью, стремящийся подняться вверх. Но, если теплый воздух уйдет, то на смену придет холодный, который снова будет отнимать тепло от маленького воробьиного тельца. А там уж,  срабатывает естественный отбор, - выживают лучше всего те воробьи, что в морозы сидели нахохлившись. Привычка эта, сидеть в морозы, нахохлившись, передается потомству! – Но, об этом уже расскажут биологи - натуралисты, а не мы - физики!
Я вспоминал его на уроках и приводил именно этот пример школярам не единожды, - в нем ярко выражена суть требований глубокого видения и понимания физических процессов, происходящих в природе…
Видеть суть, физическую тонкость явления природы он привил, и не только мне, на всю оставшуюся жизнь.
Помню далее, когда профессор Светицкий, преподавая уже методику предмета и не требуя научной основательности, на каком-то зачете задавал вопрос из знаменитого задачника Трояновского о том, почему колеса велосипеда или автомобиля в кинофильме вращаются в обратную сторону? Он ожидал от меня простого ответа о том, что фильм – это последовательный показ неподвижных кадров-картинок, а особенности человеческого зрения воспринимать картинки последовательно, приводит к такому результату в нашем мозгу.
- И все, этим и ограничимся – говорил он.
С горячностью, памятуя подход к явлениям проф. Гладковского, я спорил уже с ним. Обсуждая это привычное явление, над которым большая часть из нас никогда не задумывается, заметил профессору, что на экране можно увидеть три варианта этой иллюзии, а именно – нормальное вращение колеса, вращение в обратную сторону и, как бы стоящее, "неподвижное" колесо!
Здесь простым ответом не отделаться, если попадешь на любопытного ученика. Делая зрительное заключение о направлении вращения колеса, мы наблюдаем изменение положения его заметных, характерных элементов на последовательно показываемых кадрах, например спиц. Если - объяснял я профессору - на каждой последующей картинке колесо повернется на угол меньше, чем половина угла между соседними спицами, то мы увидим на экране нормальное вращение, вращение в сторону движения!
Если же, на каждой последующей картинке, колесо повернется на угол больший, чем половина угла между спицами, то на экране, в силу восприятия человеческим глазом, мы увидим обратное вращение. Но если на каждой последующей картинке колесо повернется на угол, равный углу между спицами, то на экране будет видно как бы неподвижное, "невращаеющееся" колесо! Подобное явление с колесами, валами или  дисками, мы будем видеть и в быстромигающем, периодическом световом потоке лампы "дневного света" – это, так называемый, стробоскопический эффект, опасный для, к примеру, токаря у станка.
  Профессор Светицкий соглашался! Он понимал, что знать(!) явление, для учителя, равносильно умению объяснить его ученику!
Не можешь объяснить словами, хотя, как тебе кажется, понимаешь суть, - значит, и не знаешь!..

За мои четыре года педагогической деятельности в этой школе, вместе со мной успели поработать супруги Воропановы из Вологды, супруги Смирновы из Ярославля, супруги Сверчковы, переехавшие потом в Мурманск, отдельные учителя из Архангельска и Вологды, из Костромы и Никольска. Представители различных уголков Вологодчины, которые с энтузиазмом молодости "сеяли разумное, доброе, вечное" по различным учебным дисциплинам в головах здешних отроков. Каждый из них дополнял старания опытных и умелых представителей местной учительской интеллигенции, имел свою изюминку и свой подход к детям, отличаясь глубоким знанием предмета, детской психологии и жизни…
 
Хорошо помню мой первый урок, в моем, "9а" классе. Вежливо ждали стоя, тихо сели за столы после моего прихода в класс вместе с директором, который меня представил и ушел. 
Умные глаза, очень красивые русские лица, ироничное выражение. Ждут, что я скажу, ждут изначально с одобрением и доброжелательностью - в этом отличительная особенность сельских детей.
- Ребята, я буду преподавать у вас интересный, по-моему, и честный предмет, законы которого являются внутренними законами природы, и поэтому не меняются со временем, а лишь уточняются. Я буду стараться объяснить  вам их сущность, значение для человека, возможности для использования. Вместе с вами, надеюсь.
Физика, это не история или обществознание – и тут я могу с уверенностью сказать, что, например, закон Ома – он при любом правителе будет законом Ома, константой, существующей вне времени или политического устройства. Он не обманет вас, как и любой другой физический закон. Он действует всегда, какое бы ни было время на дворе, каким бы ни было ваше настроение или желания! На незыблемом исполнении этих законов существует природа и наша человеческая жизнь, рушатся горы и континенты, гибнут миры. Физика ныне профильный предмет при подготовке многих специальностей в ВУЗах и техникумах, ее желательно знать в повседневной жизни, чтобы избежать многих ошибок, которые делают несведущие в нем люди…
 
Началась повседневная учебная работа, которая требует от учащихся и учителя настойчивости и ума, регулярности и любопытства, увлеченности и умения бороться с рутиной. Постепенно я привыкал к этой работе, узнавал учащихся, подстраивался под характеры. Учащиеся, или, как сейчас их называют, обучающиеся – привыкали ко мне, моим требованиям и моему нраву. Мы все больше и больше понимали друг друга.
Большая часть сельских детей были трудолюбивы, прилежны и любопытны. Они смотрели на предмет изучения умными глазами с нескрываемым интересом. Слушали теорию, любили опыты, активно решали физические задачи, требующие, зачастую, нетривиального и свободного мышления. Делали лабораторные работы. Даже некоторые девочки, которым, как не без оснований считается, физика не очень-то и нужна, преуспели на этом поприще.
В послеурочное время мы занимались с желающими - фотографией, паяли простейшие транзисторные устройства, несколько раз проводили предметные КВНы, играли в баскетбол, работали на уборке урожая в колхозе и на приусадебном школьном участке, ходили в походы. Надо сказать, что школа была оборудована и обеспечена, в достаточной мере всем необходимым, тогда это было обязательным условием работы школы и обеспечивалось специальной системой снабжения. Все, что положено или чего не доставало, по заказу учителя доставлялось в школу в течении полугода.
 
Постепенно пришли успехи. Спустя год работы Леша Морозов и Таня Подольская победили на районной олимпиаде по физике, некоторые учащиеся привезли из райцентра призовые места. Олимпиадные победы были и потом.
За все время моей работы несколько десятков человек поступили в профильные ВУЗы и военные училища, где требовалось сдавать экзамен по физике.
Но особенно памятной была победа нашей совместной ученическо-учительской баскетбольной команды над районной баскетбольной сборной, специально приезжавшей школу из райцентра! Школьный спортзал, не приспособленный для массовых мероприятий, был переполнен зрителями. Мы "рвали и метали", бегали - иногда приходилось - по близко расположенным стенкам зала, особенно за щитами с кольцами! Шли очко в очко с нашим противником, но, по итогам, вырвали победу!
Даже районный председатель спорткомитета не ожидал от нас такой прыти и был чрезвычайно раздосадован, поскольку приехал, как говорится - "подучить младших товарищей" игре в баскетбол. Слава нашей громкой победы была услышана не только во всем Теребаевском поселении, но донеслась и до райцентра, до других школ. Баскетбол в школах района получил хороший толчок для развития.

Из этого всего и складывался опыт и авторитет, умения и навыки. Об этом учитель догадывается сам, без подсказок и специальных признаний, - тем более старшие учителя-коллеги, директор и завучи были всегда рядом, и всегда готовы помочь.
Успехи учащихся – вот лучшее признание учителю,  но были признания и официальные – похвала директора или завуча на педсовете, грамота, вручаемая на районном августовском педсовете, внимание коллег. Даже мой дальнейший переход в мою родную 1-ю городскую школу стал возможен только после таких признаний и успехов. Конечно, это произошло только после личного просмотра моих уроков самим директором этой школы и моим бывшим замечательным и увлеченным своим предметом учителем-словесником, Геннадием Александровичем Горчаковым, лично приехавшим меня посмотреть в деле.
В середине четвертого года моей деятельности в Теребаевской средней школе случилась плановая и полная проверка нашей школы районным управлением. В то время подобная проверка обычно продолжалась не менее недели, а то и все десять дней! Школа лишь за несколько недель узнавала о дате ее проведения, с тревогой ждала ее, жила в напряжении и беспокойстве.
На место проверки выезжала целая комиссия в составе нескольких десятков человек - учителей, бухгалтеров, методистов, с привлечением директоров и завучей. Многие из них даже проживали на месте выезда все время проверки, а некоторые уезжали каждый вечер, приезжая назавтра снова.
Посещались все уроки без возражений, проверялась всевозможная документация – классные журналы, дневники учащихся, поурочные планы учителей, рабочие тетради школьников, финансовая и хозяйственная документация директора, завхоза, завстоловой, библиотекаря. Наличие и функциональность всех приборов, и учебного оборудования лаборантских, и кабинетов военного дела, физической культуры и трудового обучения, пришкольного подсобного хозяйства и пришкольного интерната, где проживали учащиеся отдаленных деревень. Проводились, специально привезенные комиссией, контрольные работы по всем предметам, проводились опросы-зачеты, тестирование. Тут же, все работы проверялись, подводились итоги, делались заключения, обосновывались выводы.
Доставалось всем нерадивым, раскрывались промахи и ошибки, упущения и нарушения финансовой дисциплины, делались оргвыводы, поощрялись достойные. Проводились - при необходимости, -  реорганизации, новые назначения и увольнения, - все получали "на орехи" или по заслугам...
Геннадий Александрович, как оказалось, приехал лично посмотреть на мою работу и специально посетил почти все мои уроки физики в разных классах за целую неделю, и только потом, сделав несколько дельных замечаний, и похвалив, в заключение, в присутствии нашего директора, Сергея Александровича, сказал:
- Александр Павлович, хочу сказать Вам, что летом уходит на пенсию старейших учитель физики в нашей школе, который и Вас еще учил, Четвериков Петр Васильевич. Уже возраст, годы берут свое. Так вот, вместо него, я приглашаю на работу Вас, думаю, что у Вас получится. Согласие на перевод от РОНО имеется. Меня Вы полностью устраиваете. Ждем Вас в августе, после отпуска, к нам в нашу, да и вашу родную школу.
Конечно, я  был рад, но старался этого не показывать. Что-то, уже не помню сейчас,  сказал в ответ.
На том и расстались, крепко пожав руки.
В августе начался новый этап моей работы, моей жизни, продолжавшийся долгих и, одновременно, коротких тридцать лет, до моего перехода в РОНО…


Рецензии