Володя, рыцарь гор. Часть1

        После пятого курса института Романа направили на преддипломную практику на месторождение олова и вольфрама под названием «Трудовое». Это месторождение расположено в Центральном Тянь-Шане в пределах Сарыджазского горного хребта.

        В то время оно разведывалось экспедицией, носившей такое же название, как и этот хребет.
 
        Рейсовым автобусом Роман проехал около 400 км от Фрунзе до города Пржевальск, расположенного на восточном побережье озера Иссык-Куль.  Переночевал он на перевалочном пункте экспедиции.

        Затем на бортовом автомобиле Газ-63 по горным долинам и через перевалы его провезли километров 140 до базы экспедиции.

        Все восемь часов, затраченных на этот путь, автомобиль не столько ехал, сколько переваливался с одного валуна на другой под треск и скрип собственной рамы и кузова.

        В кузове этого автомобиля в экспедицию возвращалась с отдыха группа рабочих. Все они были пьяны в стельку. Некоторые из них валялись на дне кузова и на ухабах колотились головой об его доски, перекатываясь от одного борта к другому.
 
        Вели они себя, когда приходили в сознание, вполне терпимо. Кроме одного, по имени Жора, цеплявшегося к каждому и пытавшегося затеять драку. К таким людям Роман всегда питал отвращение, полагая, что им ничего не стоит по собственной глупости, можно сказать – мимоходом, совершить преступление.
 
        И это его мнение оказалось пророческим: года через три негодяй Жора совершит убийство человека, которого Роман искренне уважал.

        За три десятка километров до конечной цели путники проехали пограничную заставу, расположенную неподалеку от моста через могучую горную реку Сарыджаз. Места здесь были настолько непроходимы, что по-видимому не было смысла размещать погранзаставу непосредственно у границы с Китаем.

        Да и для самого района месторождения «Трудовое» характерен значительно более труднодоступный рельеф в сравнении с теми районами, где Роман отработал пять предыдущих полевых сезонов.

        По прибытии в экспедицию Роман был принят на работу в качестве техника-геолога. Ему поручили ведение документации (описание и зарисовку) подземных горных выработок, протянувшихся на целые километры внутри горы на горизонтах свыше трех тысяч метров над уровнем моря.

        Для выполнения этой работы планировалось привлечь еще одного студента-практиканта – почти сорокалетнего Дмитрия, которого Роман очень хорошо знал. Тот только что закончил четвертый курс того же ВУЗа, но неожиданно тяжело заболел.

        Работы было столько, что с ней было трудно справиться. Каждый день, работая за двоих, Роман проводил часов по восемь под землей, зарисовывая стенки и кровлю выработок вчерне. А затем еще затрачивал многие часы на то, чтобы в рабочем кабинете геологов (камералке) перенести зарисовки и описание в чистовой журнал документации.

        Правда, Роман вел учет переработанных им часов, чтобы по окончании практики получить оплачиваемые отгулы.

        Забегая вперед, расскажу, что, второй практикант – четверокурсник Дмитрий, смог приехать лишь в конце августа, поскольку одно тяжелое заболевание у него сменялось другим.

        Но, проработав сентябрь, Дмитрий снова тяжело заболел.

        Закончилось тем, что после операции по поводу свалившегося на него аппендицита, у него, из-за нарушения больничного режима, разошлись швы и в октябре Дмитрий умер. По просьбе его жены Роман, вернувшийся к тому времени в город Фрунзе, принимал участие в организации его похорон.

        Так и просидел бы Роман на месторождении «Трудовое» под землей и в камералке не только все лето, но и часть осени, если бы не познакомился с другим практикантом по имени Володя. Тот, уже отслужив три года в армии, заканчивал геологический техникум и тоже проходил преддипломную практику, только в поисковом отряде экспедиции.

        Впервые Роман увидел Володю в экспедиционной столовой.  В очереди у окна раздачи перед Романом стоял совсем молодой крепкий мужчина чуть повыше его ростом. Он был широкоплеч, подтянут и даже обладал щегольской офицерской выправкой.

        Мужчина взял для себя только компот, но зато – сразу двенадцать стаканов. Сел он за столик в центре зала, лицом к окну раздачи блюд.

        Обедая, Роман вдруг услышал неторопливый, достаточно вежливый, но очень настойчивый призыв:

        – По-вар! По-вар! Иди сюда, повар!

        Роман оторвался от еды и, подняв голову, сообразил, что этот возглас принадлежит тому самому молодому мужчине, кстати, уже опорожнившему все двенадцать стаканов компота.

        – Чего тебе, родненький, – откликнулась с раздачи шустрая толстушка-повариха.

        – Иди сюда, повар! – вновь неторопливо позвал мужчина.

        Но очень занятой поварихе некогда было выскакивать в зал. И тогда все снова услышали вежливое, но весьма настойчивое приглашение:

        – По-вар! По-вар! Иди сюда, повар!

        Чрезвычайно занятая, повариха все-таки оторвалась от дела, быстренько приблизилась к нему и встала перед столиком, вытирая мокрые руки о фартук.

        – Чего тебе, родненький, – еще раз спросила она.

        – Спасибо, повар! – торжественно и с глубокой благодарностью в голосе произнес мужчина, встал из-за стола и спокойно вышел из зала.

        Повариха сначала растерялась, затем хохотнула и с безобидным матюком побежала на кухню. Народ в столовой тоже заулыбался.

        В тот же день, вечером, подходя к камералке, Роман услышал спор стоявших на ее веранде двух юных студенток-практиканток. Предметом спора была яркая звездочка, сиявшая в западной части неба. Студентки выясняли: Венера это или какое-то другое небесное тело.

        В этот самый момент из дверей камералки появился уже знакомый Роману молодой мужчина и студентки обратились к нему с просьбой разрешить их спор.

        Мужчина пытливым взором присмотрелся к указанному ими небесному объекту и очень авторитетно изрек:

        – Нет! Конечно же, это не Венера!

        Затем он еще раз обратил свой взгляд на звездочку и, теперь уже с легким сомнением в голосе произнес:

        – Но в ней, черт возьми, все-таки что-то есть… венерическое!

        Студентки были озадачены. Они так и не поняли, которая же из них была права. А Роман подивился быстрой реакции, удивительной находчивости и артистичности этого мужчины.

        Вскоре Романа и Володю поселили вместе в одной из комнатушек общежития и между ними установились добрососедские отношения.

        Иллюстрация: Центральный Тянь-Шань


Рецензии
Добрый день, Олег! Залюбовалась фото, чудесные горы. Неординарное поведение Володи рождает любопытство.
С уважением

Любовь Голосуева   01.01.2018 11:42     Заявить о нарушении
Добрый день, Любовь! Спасибо!
Да, это, пожалуй, самый лучший снимок.
Сегодня заглянул на Вашу страницу, а второй части "Надлома"-то и нет! И непонятно, почему Проза.ру показывает в 1-й части 33 главы, если их 21? К тому же я прочел уже все Ваши произведения.
С уважением,

Олег Ярошенко   01.01.2018 11:50   Заявить о нарушении
Олег, вторая часть еще в рукописи. Набирать на компьютере долго, да еще ей нужно "дозреть", так что она не скоро появится. А глав в Первой части оказалось больше чем 21, потому что я их разбивала на менее короткие. Например Глава Иван, Иван (продолжение) - это одна глава. Пока буду публиковать, что есть в наборе.
С благодарностью и уважением

Любовь Голосуева   01.01.2018 12:45   Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь, за разъяснение!

Олег Ярошенко   01.01.2018 12:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.