Иоганн ВолФганг Гёте - 2

Гёте: Эзотерик – Духа испытатель. Фрагменты (Р.Ш.)

Прав будь человек,
Милостив и добр:
Тем лишь одним
Отличаем он
От всех существ,
Нам известных.

По вечным, железным,
Великим законам ,
Должны невольно
Круги совершать.

Те же мысли находим в монологе Фауста, в сцене « Лес и пещера», написанной приблизительно в 1787г,

Могучий ДУХ, ты всё мне, всё доставил,
О чём просил я. Не напрасно мне
Свой Лик явил ты в пламенном сиянии.
Ты дал мне в царство чудную природу,
Познать её, вкусить мне силы дал;
Я в ней НЕ часть, с холодным изумлением
Дивящийся её великолепию, -
НЕТ, мне дано в её « Святую Грудь»,
Как в сердце друга, бросить Взгляд Глубокий.
Ты научил меня, « Собратий»  видеть
В волнах, и в воздухе, и в тихой роще.
Когда в лесу бушует ураган,
И богатырь – сосна, ломаясь с треском,
В прах повергает ближние деревья
И холм её падению вторит,-
В уединение ТЫ(дух) меня ведёшь,
И Сам Себя тогда я Созерцаю
И ВИЖУ  ТАЙНЫ  ДУХА  МОЕГО.

Эти «Чудеса Груди» открывают перед Гёте перспективу его Собственной Души.

Эта перспектива выпадает из Внешнего мира, Она (перспектива) открывается лишь тому, кто совершает нисхождение внутри своей души, постигая по мере погружения в глубинные области сознания – сознания все более возвышенные тайны.

Благодаря этому физическому миру 5 –ти органов, чувств и представлений обретает новое содержание .
Он становится «символом» вечного.

Человек начинает  видеть свой долг в том, чтобы  углубить связь между Внешним миром и Собственной Душой.

Тот, кто проникся «Истинно мистическим знанием» прочтет о нем многое в гётевском «Фаусте». В 1-части, после сцены заклинания Духа Земли и разговора с Вагнером. Фауст, оставшись один  облекает чувство собственной ничтожности перед лицом Духа в следующие слова: 

«К Зерцалу Истины», сияющей и вечной,
Я образ Божества, приблизиться мечтал ,
Казалось я быть смертным перестал
В сиянии небес и в славе бесконечной
Превыше Ангелов я был в своих мечтах,
Весь мир хотел обнять, и полный упоения,
Как Бог, хотел вкусить святого наслаждения-
И вот возмездие за дерзкие стремления:
Я словом громовым повержен был во прах!

Что означает слова «Зерцало Истины…Вечной»?

Об этом можно прочитать у мистика Якоба Бёме:

« Всё, то в отношении к чему наш физический мир является земным подобием и ЗЕРКАЛОМ, -
Всё это в Божьем Царствие пребывает более Совершенно в
ДУХОВНОМ  СУЩЕСТВЕ,  СУЩЕСТВО это и есть не один только Дух, как Воля или Мысль, НО именно ТЕЛЕСНОЕ (материальное, эфирное, астральное и тело мысли), ПОЛНОКРОВНОЕ СУЩЕСТВО, хотя в сравнении с внешним миром как бы НЕПОСТИЖИМОМ  ОБРАЗОМ;

И вот из этого самого непостижимого Духовной Сущности, содержащий  ЧИСТЫЙ ЭЛЕМЕНТ, равно как из ТЁМНОГО СУЩЕСТВА (душевной составляющей) В ТАИНСТВЕ ГНЕВА, как Содержащего ИСТОКИ ВЕЧНОГО САМО ГЛАСНОГО  СУЩЕСТВА  - из оных происходят РАЗЛИЧНЫЕ  КАЧЕСТВА, а также  РОЖДЁН и  СОТВОРЁН этот  ВИДИМЫЙ мир, как « НЕКИЙ ЗВУК», исходящий от «СУЩЕСТВА всех СУЩЕСТВ»…
(от меня: ДУХ предметов и «вещей» воспринимается продвинутым человеком через органы зрения, Путем ВСЛУШИВАНИЯ органами СЛУХА.

Для всех, кто падок на Дешёвые обобщения, заметим, что вовсе НЕ собираемся Утверждать, будто сочиняя стихи, Гёте имел в виду указанное место их Якоба Бёме.

Что ОН Гёте действительно имел в виду, так это  «МИСТИЧЕСКОЕ  ЗНАНИЕ», которое выразил Якоб Бёме в этих стихах.

Во всяком случае Гёте жил под сенью подобного «Мистического Знания».

И всё более Созревал, Утверждаясь в НЁМ ( в мистике). ОН многое черпал у мистиков. Именно в этом Источнике открылась для него возможность увидеть ЖИЗНЬ, « ВСЁ  ФИЗИЧЕСКОЕ БРЕННОЕ,  ЯВЛЯЯСЬ как « СИМВОЛ» или «ЗЕРЦАЛО»…


Рецензии