Румыния. Встреча в Галаце

   Галац - портовый город на Дунае. Я была там на выставке лет десять назад и к сожалению, многие подробности уже не помню. Но об одной встрече с удивительным человеком, давно хочу рассказать читателям.
 
   Поехали мы туда с дочкой, в составе группы мастеров из Молдовы. Наша делегация состояла из 11 человек. С автобуса нас встретил поп в черной рясе с бородой - он и был организатором праздничного мероприятия, посвященного как и большинство выставок в Румынии, какому то святому. Экспозиция наша располагалась в центре города, в каком-то сквере, недалеко от набережной.
 
   Кстати, Дунай - самая грязная река, какую я видела в своей жизни. В летнюю жару от воды пахнет канализацией, в серых мутных водах реки никто не купается, а редкие рыбаки на берегу выглядят самоубийцами. Ширина реки тоже совсем не впечатляет - я ведь выросла на Волге, а после Волги все реки кажутся так себе.

   Выставка наша проходила скучно - редкие прохожие, скользнув равнодушным взглядом по нашим изделиям, торопились по своим делам. Мы изнывали от жары и скуки, наблюдали за румынскими кошками, пытаясь понять, чем они отличаются от наших. Узнали, что те не реагируют на "кис-кис", а отзываются на "пись-пись" - именно так их подзывают в этой стране, да и слово "кошка" звучит по ихнему как "писИка" или "мыца".
 
   К середине дня, к нам подошел высокий румын лет сорока и сразу обратился к дочке. В те годы мы еще плохо говорили по румынски. Румын рассказал что работает на телевидении и снимает документальный фильм о национальных костюмах разных регионов. Хочу заметить, что национальный костюм - обязательное условие для участия в выставке для мастеров в Румынии. Мы тоже были в костюмах, которые одолжили у кого то из знакомых в Кишиневе.
 
   Мужчина хотел снять сюжет о костюмах молдаван из Бессарабии и выбрал из нашей компании двоих - мою дочь, русскую девушку и еврея - керамиста Яшу Пикера. Остальные восемь членов нашей делегации были молдаванами, но выбраны были по непонятной причине эти двое!  Он что-то долго объяснял, а потом махнул рукой и обещал назавтра привести переводчика. Зачем - было тоже непонятно, ведь среди нас было восемь человек, прекрасно знавших оба языка.

   На второй день он пришел утром и привел с собой худощавого пожилого мужчину с очень живыми голубыми глазами и сказал что тот говорит по русски.
 
   Помогать с переводом взялась одна из наших мастериц, а я разговорилась с гостем.

   - Меня зовут Иван Раду, - представился старик, - я долгие годы жил в Советском Союзе. У меня очень интересная биография - хотите расскажу?
 
   - Конечно! - я была рада неожиданному собеседнику, тем более что мне он нравился - было что-то особенное в его облике, выдававшее человека культурного и незаурядного. Мужчина присел на лавку и закурил.
 
   - Родился и вырос я в Измаиле, который был до войны в составе Румынии. Когда город перешел к Украине, в составе СССР, мне было шестнадцать лет. Я всегда хотел жить в Румынии. Никак не мог привыкнуть к языку и новым порядкам.  Нам было по девятнадцать, когда мы с другом решили бежать в Румынию. Зима выдалась в тот год морозная и снежная. Дунай покрылся толстым слоем льда и мы решились перейти границу по реке.
 
   Мы взяли белые простыни, легли на лед и накрывшись простынями поползли к противоположенному берегу. Все шло хорошо - нас никто не заметил, а граница охранялась пограничниками с собаками. Мы уже проползли больше половины реки, когда у товарища моего не выдержали нервы - он вскочил на ноги и с криком "Трэяскэ Романия!" побежал к берегу. Его тут же схватили пограничники, да и меня тоже. Так я оказался в застенках печально известных органов госбезопасности. Меня посадили в одиночную камеру, били и допрашивали. Своего друга я больше никогда не увидел - он просто исчез.
 
   Однажды следователь мне сказал: - "Молодой ты еще и глупый. Я предлагаю тебе сделку - будешь на нас работать. С учебой и карьерой тебе поможем, только будешь следить за кем надо и докладывать. А откажешься - пеняй на себя." - Я согласился. В девятнадцать лет так сильно хочется жить!  Думал - обману систему! Спрячусь и не найдут меня! Очень уж свободу всю жизнь любил. И меня отпустили.
 
   Я поступил в институт на геолога - хотелось уехать подальше и все забыть. В тайге за кем мне следить? За медведями? Так приобрел редкую и интересную профессию: стал специалистом по почвам. Меня засылали туда, где планировали строить завод, электростанцию или ещё какой крупный промышленный объект. Я исследовал почву под строительство и давал заключение. Постоянно ездил в командировки. Работал всегда честно. Я и с женщинами всегда был честным. Полюбил и сразу женился. Жену никогда не обманывал, был верным. Не люблю я грязь в семью тащить. Жене сразу признался, что сижу на крючке у КГБ. Она все поняла, никогда не упрекала этим. Сын родился у нас. Я хорошо зарабатывал и скоро получил квартиру. 
 
   А потом увлекся альпинизмом и даже стал мастером спорта! Уходил далеко в горы, поднимался на Эльбрус и на Памире тоже побывал. Все свободу искал. А сколько интересных людей повидал на своем веку! Одно время работал я с сыном самого Шолохова и меня к своему отцу в гости возил.
 
   - Так вы видели Михаила Шолохова? - удивилась я.
 
   - Не только видел. Мы с классиком литературы и его сыном водку пили и анекдоты рассказывали. Всё у меня было хорошо, но я не оставлял надежды вернуться в Румынию. И вот, в середине семидесятых, появилась возможность поехать туда в качестве туриста и я решился. Жене честно признался, что назад не вернусь. Чтобы они с сыном не пострадали, мы оформили развод, денег им оставил и квартиру. Жена всё поняла. Плакала, но отпустила с миром. Я понимал, что жену и сына уже не увижу никогда.
 
   - И вот, в 1974 году купил я туристическую путевку в Румынию. Как попал в страну, пошёл и попросил политического убежища. Так я остался в Румынии. Первое время было трудно. Потом устроился на работу, снял комнату в частном доме. Присмотрелись ко мне хозяева и решили познакомить с женщиной. Она недавно овдовела и растила двоих детей. Вдова имела хорошую квартиру и мы как то сразу понравились друг другу. Вскоре я переехал к ней жить и мы поженились. Дети вскоре стали называть меня папой. Три года назад жена умерла, а я живу с её детьми и внуками. Они меня не обижают.
 
   Вот какая у меня судьба интересная! Всё думал книгу написать, да не умею я красиво рассказывать. Вот если бы кто-то написал обо мне... - старик закурил очередную сигарету.
 
   - Вы так много курите, - заметила я, - здоровье не беспокоит?
 
   - А я здоровенький! - улыбнулся мой собеседник, - мне семьдесят семь лет исполнилось, а на здоровье не жалуюсь. Вот только без жены тоскливо. 
 
   Мой собеседник ушёл, а я долго смотрела ему вслед. Появился человек из пространства, излил душу и так же незаметно исчез. А я до сих пор помню его живые голубые глаза и добрую улыбку, довольного прожитой жизнью человека.
 
   Сюжет о молдавском костюме был отснят, но мы его никогда не увидели. А я решила написать рассказ про Ивана Раду, моего случайного собеседника. Ведь он так хотел, чтобы люди узнали удивительную историю его жизни.


Рецензии
Очень трогательно, но жизненно.
Однако бросить сына и жена - не по-мужски это.
Счастлив ли он, или доживает свой век?
Cчастливый человек рассказывает совсем иное.
Добра Вам и счастья.

Григорий Иосифович Тер-Азарян   09.03.2017 20:38     Заявить о нарушении
Похоже, что доживал свой век. Он к тому времени овдовел и жил с детьми второй жены. Но выглядел вполне довольным. Во всяком случае - это его выбор. Я просто рассказала. Благодарю за внимательное прочтение! Будьте счастливы!

Нина Джос   09.03.2017 20:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.