Сказка о гостеприимстве

Жил-был небогатый старик-ремесленник со своей престарелой женой. На жизнь они зарабатывали тем, что он делал горшки из глины, а жена продавала их на рынке. Особого дохода это не приносило, но и от голода не давало умереть.
Однажды жена вернулась с рынка с мешочком зерна:
- Посмотри, что мне удалось выменять за наши горшки! – радостно сообщила она мужу. – Этого зерна хватит нам на три дня!
- Давай я разделю его на части, - ответил муж, он взял зерно и рассыпал его по шести горшочкам. Прикрыл горшочки крышками и расставил на полке.
Вечером жена сварила две порции, накрыла на стол. И только они с мужем взялись за ложки, в дверь кто-то осторожно постучал.
На пороге стоял мальчик лет десяти:
- Добрый вечер добрые люди! – поклонился он старикам. – Я иду из города  домой в свою деревню, что здесь не далеко за лесом, да вот ночь застала меня в пути. Разрешите переночевать у вас?
- Конечно, проходи, оставайся у нас до утра. – Ответил ремесленник, пропуская мальчика в дом.
Мальчик сел возле огня и так жадно посмотрел на кашу на столе, что хозяйка шепнула мужу:
- Видно он совсем голодный, сварю-ка я ему одну из порций, а мы с уж тобой как-нибудь прокормимся, может быть, завтра удастся продать ещё горшков.
Муж согласился с женой, нельзя оставлять гостя голодным.
Все вместе они поужинали вдоволь и собрались лечь спать.
- Не хорошо такому маленькому ребёнку будет спать на твёрдом полу, - сказал ремесленник, - он весь день шёл, устал сильно. Постели-ка ему на кровати, а мы уж как-нибудь одну ночь потерпим.
Наутро мальчик попрощался с добрыми хозяевами, поблагодарил их за приют и ушёл. Весь день хозяйка торговала на рынке своими горшками, да вот только ни одного не продала, так и вернулась домой ни с чем.
А вечером приготовила она ужин на двоих, и только они сели за стол, в дверь тихонько постучали.
На пороге стояла старая-престарая женщина в таких древних лохмотьях, что не было понятно, чем они когда-то были и какого они были цвета. Нищенка попросилась на ночлег и хозяева не смогли ей отказать.
- Видно она давно не ела, давай отдадим ей одну порцию, а вторую разделим между собой. – Сказал ремесленник жене, и она согласилась с ним, нельзя оставлять гостью голодной. Они отужинали и собрались лечь спать.
- Посмотри, какая она сгорбленная, видно совсем спина у неё болит, мы не можем положить её на твёрдом полу, постелю-ка я ей на кровати, а мы уж с тобой как-нибудь на полу поспим. – Сказала жена, и ремесленник с ней согласился.
Нищей старухе постелили на мягкой кровати, а сами легли на полу.
Наутро нищенка горячо благодарила хозяев за их гостеприимство и сокрушалась, что ей нечем им отплатить, а ремесленник с женой ответили, что благодарности от довольного гостя им вполне достаточно.
Хозяйка опять весь день простояла на рынке, но ей опять не удалось ничего продать. Вечером она приготовила обед из оставшейся одной части зерна, но только горшок сняли с огня, в дверь кто-то постучал.
На пороге стоял молодой, знатный, солидный господин.
- Я охотился в здешних лесах, да так увлёкся, что не заметил, как наступила ночь. Пустите ли вы меня к себе на ночлег?
- Отчего же не пустить, ответил ремесленник, - только, боюсь, тебе у нас не понравится, постель наша не так мягка, как привык спать знатный господин, да и ужин не такой вкусный.
- Ничего, уж помягче, чем земля в лису, да повкуснее чем ничего. – Рассмеялся господин и зашёл в дом.
Он сразу же сел за стол, потянул носом воздух и спросил:
- А чем же ты накормишь меня, хозяйка? Пахнет кашей, какую я в детстве ел!
Хозяйка поставила перед гостем последний горшок с кашей:
- Угощайся гость дорогой, - сказала она с улыбкой.
Гость с аппетитом накинулся на еду. Он, причмокивая, нахваливал угощение, рассказывал, как в детстве ему бабушка варила такую же кашу, что он уже много лет не ел подобной. После его уложили на мягкую постель, а сами, не поужинав, легли спать на полу.
Наутро гость не спешил уходить, он попросил у хозяев приготовить ему той же вкусной каши, что ел вчера вечером.
- Извини, гость дорогой, но всё, что было у нас, мы ещё вчера приготовили. – Ответил ремесленник.
- Что же, - сказал гость, - вы меня накормили, а сами голодные остались?
Он широко улыбнулся, откинувшись на спинку стула, обвёл взглядом домишко, с его скромным убранством,  взял пустой горшок, поставил на стол и накрыл его крышкой.  Затем подмигнул хозяевам, встал и хлопнул в ладоши, как будто собирался пуститься в пляс. И проговорил, при этом, он начал светится:
- Я таких хозяев никогда не встречал! Вы давали мне приют три ночи, и кормили меня, хотя сами оставались голодными, пожалели и ребёнком и старухой и молодцем! Будет вам за то моя награда!
Он опять хлопнул в ладоши и протянул хозяину пустой горшок из-под каши. Хозяин взял горшок и охнул – он был тяжёлым! Ремесленник открыл горшок и увидел, что он полон золотых зёрен. А гость, заливисто смеясь, сказал:
- Посмотри-ка хозяйка, что в других горшках?
Хозяйка открыла горшки, и увидела, что и остальные пять доверху полны золотыми зёрнами.
- Вот вам моя благодарность, за ваше гостеприимство, - сказал гость, и ярко вспыхнув, исчез.  А ремесленник с женой с тех пор нужды не знали.


Рецензии