Словно безухие
Кому доводилось слышать классическую музыку или такую музыку, которая содержит в себе элементы классической, тот, возможно, заметил не только гармонию, но и более сложную структуру, чем у многих популярных сегодня песен (pop, industrial, drum'n'bass, hip-hop, funk, и др.). При этом, в общем-то, музыкальные столпы культуры никогда не были популярными массово. В основном упрощенный самобытный фольклор, зачастую сочинявшийся просто на слух, бывший подобием композиций, создававшихся по строгим правилам, когда учитывались ноты, конкретные тональности и многое другое.
Одним из залогов популярности были простота и ритмичность, позволявшие танцевать под аккомпанемент, легкомысленно веселиться. Другим - слова певцов и певиц, выражавшие самые обычные человеческие желания и сожаления об их нереализованности. А также привлекательный вид исполнителей, удовлетворяющий не какие-то там абстрактные ожидания, а совершенно, пожалуй, инстинктивные. Невесёлая же по звучанию, трагичная или негативная иначе по значению музыка встречала и встречает непонимание или нежелание приобщиться к глубокомысленным творческим образам, призывающим задуматься, а не быть приветствуемыми как обыденное. За исключением некоторых рамок для формулировок, создания партитур.
Непонимание, нежелание понимать, стереотипы и заблуждения - вот что происходит и появляется, когда легкомысленно отвергается непонятное.
Существует период протяженностью в несколько десятков лет вплоть до настоящего времени. Если обратить внимание на то, как менялась музыкальная мода, можно все-таки отметить, что массово популярная музыка приобрела уже определённые характеристики, большую искусственность и меньшую гармоничность, нежели классическая (симфоническая). Популярность же сохраняется за счет простоты восприятия и привычности звучания, как бы синтетических средств достижения того. Благодаря стараниям продюсеров. В том числе неиссякаемая мода на монотонные пульсирующие ударные, очень распространенные семплы, наиболее примитивное музыкальное клише, по сравнению с чем даже мерные удары в шаманский бубен, сделанный по древнему образцу, имеют более богатый тонами, объёмный звук. Эмоциональные ассоциации минимизированы, как и лимитирована за некоторым исключением экспрессия. И при создании музыки некоторым достаточно просто чувствовать ритм.
Такая атрибутика появилась вместе с электронной музыкой. А явление электронной музыки возникло не вдруг, а является результатом развития полифонии, сформированной изначально на основе промышленных шумов и способности записи звуков на носитель. Результат и источник фантазий, танцевальная или загадочная атмосферная музыка. Опять же не столп культуры. Но то, что достойно быть при определённых обстоятельствах частью современной культуры. И вместе с тем бывает так, что её слушатели отвергают созданные в других жанровых рамках произведения. Непонимание или нежелание выйти за рамки привычного?
Например, рок и металл. Слушай, не танцуя, впитывай, ощущай навеваемые эмоции. Кто-то не станет читать дальше. Знаем, мол, этот оплот вопиющего бескультурья. Эх, стереотипы. Частая причина весьма досадных недоразумений, казусов, которые временами - глупости, временами - оправданная реакция. Но часто это "не знаем, не хотим знать, не хотим разобраться; и так всё понятно; мы выше этого, мы слишком культурные", немного карикатурно выражаясь.
Панк-рок - первоначально заведомо контркультурное или субкультурное формально направление творчества. Однако частью молодёжной культуры 1980 - 1990-х гг. ХХ века являлся уже поп-панк, не столь идейный, более молодёжный, успешно переведя внимание слушателей с мастеров "тяжёлого металла" и "жёсткого рока" на забавных нерях. Этакая гитарная поп-музыка, которая всё-таки внесла вклад в развитие рок-музыки, претерпев метаморфозы вскоре после начала распространения в 1970-е годы. Как ни называйте, панк-рок, поп-панк, просто панк, а соответствует данное явление именно общепризнанному наименованию "поп-панк". Менее мейнстримовая его ветвь - хардкор-панк, трансформировавшаяся в пост-хардкор и прочее, сохранив социальную тематику.
Новые веяния обогатили и предтечу "металл" наряду со смешением рока и классической оркестровой музыки в связи с ростом возможностей реализации замыслов. Панк-рок сначала был парадоксально построен на отрицании и уничижении общепринятых норм. Композиции соответственно являли собой формы, нарочито лишённые мелодичности, резкие и эпатажные, нередко обречённые на "недолгую жизнь". После того, как был замечен потенциал сделать нежелательное для массового распространения в обществе популярным, мейнстримовым, прежний бунт ради бунта стал неактуальным, ненужным. Панк (рок, поп) стал отражать в себе простецкие чаяния подростков, тех, кто бы хотели остаться подростками, и тех, кто были недовольны обстоятельствами в более интеллектуальной форме, чем предшественники.
Не только провокационность панк-рока стала причиной негативных стереотипов. Бывает, безобразие выражалось и продолжает выражаться лишь в деятельности поклонников, той общности, которая с согласия характерных представителей движения носит название на букву "г". Жаль, что порой побуждения исходят от исполнителей недвусмысленно. На первый взгляд, необузданная стихия, дикость. Но это не так. Почти всегда творческое выражение происходит нарочно, в виде реализации сильного желания. Тогда реализовывались задачи запретить, ограничить на государственном уровне, дополнительной мерой заказав публикации в СМИ (которые оборачивались практически преследованием поклонников рок-музыки, вызывая уже оправданный гражданский протест). Тут уж не известно, какую причинно-следственную цепь событий следовало бы выстроить с оглядкой на последствия. Если не задумываться о социальных предпосылках. И чем радикальное запретительство не причина появления, например, thrash metal, "колотящего металла", синтеза тяжёлого металла и панка (как и частично NWOBHM), жанра-концентрата социальной ярости, несогласия с отводимыми гражданам стран мира ролями без права выбора, если не хватает денег? А может, появления следующего за панк-роком протестного музыкального творчества. "Трэш" пережил не меньший бум, чем немного раньше "тяжёлый металл" (heavy metal), для некоторых даже представляясь именно "металлом" как есть. Metallica, Megadeth, Overkill, Testament, Antrax, Круиз, Мастер. Снова поднялась волна восторга, продолжая и развивая традицию огромных фестивалей.
В таких жанрах часто присутствуют те темы, которые в реальных воплощениях вызывают страх, горечь, гнев, смешанные чувства возмущения. И гарантируют непонимание "самопровозглашённых праведников (и праведниц)". Кому нужна эта страшная музыкальная "агрессия", в которой из-за скорости исполнения сложно уловить ритм? Пусть будет новым оплотом бескультурья. Кстати, уже лет сорок всякие эксцентричные наряды с заклёпками и шипами не отсюда и не сюда. Или такая реакция - залог противодействия развитию культуры в соответствующих современных условиях со стороны "праведников", заложников собственных категорий. Тут же "на ловца и зверь бежит", паразиты настроений протеста, маркетинговые и околополитические, расставили свои силки, изготовившись к манипуляциям.
Касательно же экспрессии звучания разве это предел? Death metal, black metal, которые пожелали потрясти слушателя предельно. Крутые сюжетные виражи, наборы риффов, отдельные самостоятельные аккорды вместо переборов, стремительные тремоляции на деках и на грифах, рёв, шум, гам и погружение в вымысел преимущественно из кошмаров, перенесённых из кинофильмов, книг и статей. Удобная форма для отягощения смысловой нагрузки пропагандой сатанизма и предложением отвернуться от скучной обыденности, мчаться сломя голову навстречу риску в неизвестность.
Первоначально музыка данных жанров стремилась посягнуть на разные культурные нормы с помощью вымышленных патологий и попыток ошеломить как можно сильнее. Но со временем интеллектуальный подход занял своё прочное место в новом для 1980-х годов музыкальном течении. Выросла потребность в техничности, разборчивости и гармоничности исполнения. В итоге имеем полный набор жанровых вариантов. От низкопробных лоу-фай про "радости" сатанизма и извращений до качественных опусов с научными предпосылками и ситуативными дилеммами.
Существует понятие предела вхождения, готовности прослушивания жанровых представителей. Считается, что у таких форм экстремального металла он высокий. Однако мнение это можно считать устаревшим в связи с появлением в большом количестве изданий или исполнителей, стремящихся к мелодизму, объёмности звучания, традиционным музыкальным достоинствам. Отчего думается, что порой нужно просто миновать преграду из стереотипов.
Когда потерявшие актуальность стереотипы диктуют рознь по предпочтениям, как тут не выразить свою скорбь о противостоянии, барьере отрицания положения вещей, сочинив композицию в стиле doom metal? Задавшись иронично вопросом, можно отметить, что упомянутый жанр призван в песнях описывать грусть и неминуемость, обреченность перед ожиданием будущего, невозможность изменить прошлое, нечто мистическое или жизненное. Ещё один экстремальный жанр, разнообразный сюжетно. Грустный и ещё раз грустный, но разнообразный. В сочетании со смежными жанрами может достигаться бодрость повествования, изложения материала произведения, даже обладая где-то нотками сарказма. Нередко имеет место иносказательность, аллегоричность.
Что плохого, если песни с экстремально динамичным звучанием бывают посвящены истории, языческим культам, эзотерическим состояниям, религии, мистике, науке и другому?
Почему так претенциозно назван этот очерк? Какие безухие? Это всякие металлисты что ли как калеки без ушей (символически)? Нет. Потому что в любой музыкальной, вообще творческой сфере деятельности есть те, кто стараются внести свой вклад в развитие культуры, какой бы форма выражения ни была; и те, кто преследует обратные цели, совершая безобразные эпатажные акты. Гармония на втором плане. Или вообще не нужна. Гипертрофированные олицетворения негативных человеческих качеств просто ради демонстрации, что так можно сделать. Демонстрация уродства ради последнего, тоже находящая своих поклонников. Бывает, у других млекопитающих встречается странное поведение, которое принято называть болезненным, неадекватным. И эти плоты кривизны нередко норовят вытеснить музыкантов.
К слову. Только должен заметить, что о существующем негативе, который можно встретить в жизни, нельзя умалчивать. Нужно уметь поделиться этим с другими, а не атаковать для максимального поражения. И гармония... Не универсальная гармония. Гармония жанра (например, авангардного или математического рока) и композиции, свойство самодостаточности, будь то хоть экстремальный "тяжёлый металл", хоть электронная или поп-музыка. А если музыка уродлива или фальшива в сущности и при этом любима, зачем тогда кому-то нужна способность слышать? Глухим к нравственности, быть может, всё равно, слышима "музыка" или нет. Когда существо невосприимчиво к реальности, зачем слышать реалии, если всё можно придумать в текущем моменте внутри себя и для себя с выдуманным величием?
И не нужно судить о творчестве по наименованиям. Ибо всё в нашей жизни имеет форму и суть. А суть должна порождать крупицы культуры, которые будут составлять сильную культуру, когда "семян" много. Зачем отрицать всё сразу, кроме избранного для себя? Ведь так можно породить номенклатуру с отсутствием или убожеством содержания без возможности выбора. Наиболее ценной музыкальной составляющей в реальности станет тишина, и затем мы будем словно безухими с пародийным представлением о культуре и единственным предпочтением. У нас будет способность слышать, но мы будем глухими к любому музыкальному творчеству, кроме своих собственных звуков.
Тенденция распространения пародий на музыку, сменивших пародии-каверы, актуализировала вопрос. Зачем кому-то понадобилось трудиться, чтобы опубликовать для всех желающих без сомнений мерзости, концепции которых - существование их самих, этих пародий на жанры, направления, музыку вообще. Это уже не стремление ошеломить, эпатировать. Это стремление вытеснить разумные начинания творениями больного разумения. Столкнувшись с ними, мы узнаём, что они существуют. Границы возмутительности расширены. И всё? Зачем? Аудио-реализации сумасшествия с бравированием болезнью и в попытке смешаться с надменным порой, но достаточно адекватным творчеством, чтобы создать больше вероятности для повсеместной безвкусицы?
Остаётся пожелать делать разумный выбор и быть на страже перспектив разнообразия и благополучного развития в разных его проявлениях интеллектуального и чувственного свойства.
Свидетельство о публикации №217010400986