Словно безухие
Кому доводилось слышать классическую музыку или такую музыку, которая содержит в себе элементы классической, тот, возможно, заметил не только гармонию, но и более сложную структуру, чем у многих популярных сегодня песен (pop, industrial, drum'n'bass, hip-hop, funk, и др.). При этом, в общем-то, музыкальные столпы культуры никогда не были популярными массово. В основном упрощенный самобытный фольклор, зачастую сочинявшийся просто на слух.
Одним из залогов популярности были простота и ритмичность, позволявшие танцевать под аккомпанемент, легкомысленно веселиться. Другим - слова певцов и певиц, выражавшие самые обычные человеческие желания и сожаления об их нереализованности. К середине прошлого века возросла роль привлекательного вида исполнителей, а во второй половине и к концу XX столетия стала цениться сексуализированность. Невесёлая же по звучанию, трагичная, критическая или негативная по значению музыка теперь нередко встречает враждебное непонимание или нежелание приобщиться к глубокомысленным творческим образам, призывающим задуматься, а не быть приветствуемыми как обыденное. За исключением некоторых рамок для формулировок, создания партитур.
Вместе с нежеланием принимать невесёлое, но поучительное, приветствуется праздность и становится второстепенной порой эмпатия.
Если обратить внимание на то, как менялась музыкальная мода, можно все-таки отметить, что массово популярная музыка приобрела уже определённые характеристики, большую искусственность и меньшую гармоничность, нежели классическая (симфоническая). Популярность же сохраняется за счет простоты восприятия и привычности звучания, синтетических средств достижения ожидаемого эффекта отчасти благодаря стараниям продюсеров. В том числе неиссякаемая мода на монотонные, безвариативные пульсирующие ударные, очень распространенные семплы, наиболее примитивное музыкальное клише, по сравнению с чем даже мерные удары в шаманский бубен, сделанный по древнему образцу, имеют более богатый тонами, объёмный звук. Эмоциональные ассоциации минимизированы, как и лимитирована за некоторым исключением экспрессия. И при создании музыки некоторым достаточно просто чувствовать ритм.
Такая атрибутика появилась вместе с развитием и популяризацией упрощённой электронной музыки. При том, что такой характер музыки не означает непременную популярность. Сложные мелодичные композиции как правило остаются малоизвестными. Хоть явление электронной музыки возникло не вдруг, а является результатом развития полифонии, сформированной изначально на основе промышленных шумов и способности записи звуков на носитель, популяризована лишь самая легкоусваиваемая часть всей музыкальной совокупности такой стилистики. Результат и источник фантазий, танцевальная или загадочная атмосферная музыка, то, что достойно быть при определённых обстоятельствах частью современной культуры. Но не уверен, что самые примитивные экземпляры.
И вместе с тем бывает так, что её слушатели отвергают созданные в других жанровых рамках произведения. Непонимание или нежелание выйти за рамки привычного?
Например, рок и металл. Слушай, не танцуя, впитывай, ощущай навеваемые эмоции. Кто-то не станет читать дальше. Знаем, мол, этот оплот вопиющего бескультурья. Эх, стереотипы, частая причина весьма досадных недоразумений, казусов, которые временами - глупости, временами - оправданная реакция. "Не знаем, не хотим знать, не хотим разобраться; и так всё понятно; мы выше этого, мы слишком культурные", немного карикатурно выражаясь.
Панк-рок - первоначально заведомо контркультурное или субкультурное формально направление творчества. Однако частью молодёжной культуры 1980 - 1990-х гг. ХХ века являлся уже поп-панк, не столь идейный, более молодёжный, успешно переведя внимание слушателей с мастеров "тяжёлого металла" и "жёсткого рока" на забавных нерях. Этакая гитарная поп-музыка, которая всё-таки внесла вклад в развитие рок-музыки, претерпев метаморфозы вскоре после начала распространения в 1970-е годы. Как ни называйте, панк-рок, поп-панк, просто панк, а соответствует данное явление именно общепризнанному наименованию "поп-панк". Менее мейнстримовая его ветвь - хардкор-панк, трансформировавшаяся в пост-хардкор и прочее, сохранив острую социальную тематику.
Новые веяния обогатили и предтечу "металл" наряду со смешением рока и классической оркестровой музыки в связи с ростом возможностей реализации замыслов. Панк-рок сначала был парадоксально построен на отрицании и уничижении общепринятых норм. Композиции соответственно являли собой формы, нарочито лишённые мелодичности, резкие и эпатажные, нередко обречённые на "недолгую жизнь". После того, как был замечен потенциал сделать нежелательное для массового распространения в обществе популярным, мейнстримовым, прежний бунт ради бунта стал неактуальным, ненужным. Панк (рок, поп) стал отражать в себе простецкие чаяния подростков, тех, кто бы хотели остаться подростками, и тех, кто были недовольны обстоятельствами в более интеллектуальной форме, чем предшественники. Панк также приобрёл традиционную эпичность.
Не только провокационность панк-рока стала причиной негативных стереотипов, застрявших в своём однообразии и неактуальной ретроспективности. Бывает, безобразие выражалось и продолжает выражаться лишь в деятельности поклонников, той общности, которая с согласия характерных представителей движения носит название на букву "г".
Жаль, что порой побуждения исходят от исполнителей недвусмысленно. На первый взгляд, необузданная стихия, дикость. Но это не так. Почти всегда творческое выражение происходит нарочно, в виде реализации сильного желания, способного всё-таки возыметь запрет к распространению при стимулировании злоумышленниками искусственной моды с целью растления общества.
Государство обычно отвечает на вызовы стабильности ответными мерами, среди которых публикации СМИ, а в настоящее время и многое другое. Тут уж было бы нелишним задуматься, какую причинно-следственную цепь событий следовало бы выстроить с оглядкой на последствия в процессе интерпретации событий.
Можно утверждать, что все агрессивные жанры - ответ на оголтелое и безыскусное запретительство. Но это заведомо было бы ошибкой не интеллектуальной природы. Конструктивные тематически произведения, какими бы агрессивными они не представлялись или не казались, посвящены в первую очередь причинам антиобщественных явлений, фактического или возможного усугубления положения рядового гражданина, современного человека.
В таких жанрах часто присутствуют те темы, которые в реальных воплощениях вызывают страх, горечь, гнев, смешанные чувства возмущения, то, чему не хочется сочувствовать. А если нежелание сочувствовать - норма, то и спасение утопающих - дело рук самих утопающих, и так далее.
Кому нужна эта страшная музыкальная "агрессия", в которой из-за скорости исполнения сложно уловить ритм? Пусть будет новым оплотом бескультурья. Или такая реакция - залог противодействия развитию культуры в соответствующих современных условиях со стороны заложников собственных категорий. Тут же "на ловца и зверь бежит", паразиты настроений протеста, маркетинговые и околополитические, расставили свои силки, изготовившись к манипуляциям.
Касательно же экспрессии, повторюсь, экспрессии (а не агрессии) звучания разве это предел? Death metal, black metal, которые пожелали потрясти слушателя предельно. Крутые сюжетные виражи, наборы риффов, отдельные самостоятельные аккорды вместо переборов, стремительные тремоляции на деках и на грифах, рёв, шум, гам и погружение в вымысел преимущественно из кошмаров, перенесённых из кинофильмов, книг и статей. Удобная форма для отягощения смысловой нагрузки пропагандой сатанизма и предложением отвернуться от скучной обыденности, мчаться сломя голову навстречу риску в неизвестность.
Первоначально музыка данных жанров стремилась посягнуть на разные культурные нормы с помощью вымышленных патологий и попыток ошеломить как можно сильнее. Но со временем интеллектуальный подход занял своё прочное место в новом для 1980-х годов музыкальном течении. Выросла потребность в техничности, разборчивости и гармоничности исполнения. В итоге имеем полный набор жанровых вариантов. От низкопробных лоу-фай про "радости" сатанизма и извращений до качественных опусов с научными предпосылками и ситуативными дилеммами. Хоть стереотипы никуда не делись и способны автоматически вносить неразбериху в новые или совеменные музыкальные реалии.
Существует понятие предела вхождения, готовности прослушивания жанровых представителей. Считается, что у таких форм "экстремального металла" он высокий. Однако мнение это можно считать устаревшим в связи с появлением в большом количестве изданий или исполнителей, стремящихся к мелодизму, объёмности звучания, традиционным музыкальным достоинствам. Отчего думается, что порой нужно просто миновать преграду из стереотипов.
Когда потерявшие актуальность стереотипы диктуют рознь по предпочтениям, как тут не выразить свою скорбь о противостоянии, барьере отрицания положения вещей, сочинив композицию в стиле doom metal? Задавшись иронично этим вопросом, можно отметить, что упомянутый жанр призван в песнях описывать грусть и неминуемость, обреченность перед ожиданием будущего, невозможность изменить прошлое, нечто мистическое или жизненное. Ещё один экстремальный жанр, разнообразный сюжетно. Грустный и ещё раз грустный, но разнообразный. В сочетании со смежными жанрами может достигаться бодрость повествования, изложения материала произведения, даже обладая где-то нотками сарказма. Нередко имеет место иносказательность, аллегоричность, философичность.
Что плохого, если песни с "экстремально" (виртуозно) динамичным звучанием бывают посвящены истории, языческим культам, эзотерическим состояниям, религии, мистике, науке и другому?
Почему так претенциозно назван этот очерк? Какие безухие? Это всякие металлисты что ли как калеки без ушей (символически)? Нет. Потому что в любой музыкальной, вообще творческой сфере деятельности есть те, кто стараются внести свой вклад в развитие культуры, какой бы форма выражения ни была; и те, кто преследует обратные цели, совершая безобразные эпатажные акты или паразитируя на тенденциях. Когда гармония на втором плане или вообще не нужна. Гипертрофированные олицетворения негативных человеческих качеств просто ради демонстрации, что так можно сделать. Демонстрация уродства ради последнего, тоже находящая своих поклонников. Бывает, у других млекопитающих встречается странное поведение, которое принято называть болезненным, неадекватным. И эти плоды кривизны нередко норовят вытеснить конструктивных музыкантов.
К слову. Только должен заметить, что о существующем негативе, который можно встретить в жизни, нельзя умалчивать как о нежелательном в качестве происшествия. Потому что это - своего рода предупреждение. Нужно уметь поделиться этим с другими, а не атаковать для максимального поражения. И гармония... Не универсальная гармония. Гармония жанра (например, авангардного или математического рока) и композиции, свойство самодостаточности, будь то хоть экстремальный "тяжёлый металл", хоть электронная или поп-музыка. А если музыка бездушна, уродлива подменами или фальшива в сущности и при этом любима в качестве модной, потому что так якобы надо в соответствии с нормами жизнедеятельности, зачем тогда кому-то нужна способность слышать? Глухим к нравственности, быть может, всё равно, слышима "музыка" или нет. Когда существо невосприимчиво к реальности, зачем слышать реалии, если всё можно придумать в текущем моменте внутри себя и для себя с выдуманным величием? А если можно отвернуться от чужой беды, почему бы и нет, правда?
И не нужно судить о творчестве по наименованиям. Ибо всё в нашей жизни имеет форму и суть. А суть должна порождать крупицы культуры, которые будут составлять сильную культуру, когда много "семян", готовых прорасти, принеся пользу. Зачем отрицать всё сразу, кроме избранного для себя? Ведь так можно породить номенклатуру с отсутствием или убожеством содержания без возможности выбора. Наиболее ценной музыкальной составляющей в реальности станет тишина, и затем мы будем словно безухими с пародийным представлением о культуре и единственным предпочтением. У нас будет способность слышать, но мы будем глухими к любому музыкальному творчеству, кроме своих собственных звуков.
Тенденция распространения пародий на музыку, сменивших пародии-каверы, актуализировала вопрос. Зачем кому-то понадобилось трудиться, чтобы опубликовать для всех желающих без сомнений мерзости, концепции которых - существование их самих, этих пародий на жанры, направления, музыку вообще? Это уже не стремление ошеломить, эпатировать. Это стремление вытеснить разумные начинания творениями больного разумения. Столкнувшись с ними, мы узнаём, что они существуют.
Границы возмутительности расширены. И всё? Зачем? Аудио-реализации сумасшествия с бравированием болезнью и в попытке смешаться с надменным порой, но достаточно адекватным творчеством, чтобы создать больше вероятности для повсеместной безвкусицы?
Остаётся пожелать делать разумный выбор и быть на страже перспектив разнообразия и благополучного развития в разных его проявлениях интеллектуального и чувственного свойства. В настоящее время приобщиться к культурному разнообразию можно при желании всегда. И это будет свободный индивидуальный выбор.
Свидетельство о публикации №217010400986