Прот. И. Восторгов. На Новый год. 1918

Протоиерей Иоанн Восторгов

На Новый (1918) год


Ныне стоим мы на рубеже ушедшего в вечность старого и только начавшегося нового года. Старый сказал нам свое последнее слово; он говорит нам, что при всех ужасах нестроения, классовой борьбы и ожесточения, Бог, по милости Своей, сохранил нам жизнь до сего дня, сподобил дожить до нового года, дал возможность покаяния, исправления, приготовления к вечности. Что говорит новый год? Что нас ожидает в нем? Доживем ли до следующего новолетия, и если доживем, то будем ли наслаждаться благами здоровья, обеспеченности, покоя душевного, миром в душе и счастьем? Или прибавится только новый холм на кладбище и будет еще некоторое время свидетельствовать о нашем странничестве по земной юдоли, пока и холм этот не сравняется с землею, и самое имя наше будет забыто на земле плача и суеты сует? А если Бог и не пошлет нам ангела смерти в наступающем году, то не пошлет ли изнурительные болезни, не пошлет ли голод и нестроения, горшие и тягчайшие уже посланных, душа наша не наполнится ли еще большим беспокойством и разочарованием? Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих возвести мне!
Да, сокрыто от нас завесою грядущее, седмью печатями запечатана книга будущего. Это тайны, доведомые только Богу, это тайны, которых не откроет ни одна наука, не изнесет в свет никакое искусство, - для нынешнего же дня, нового года, как поучающий благочестию, - скажу более: это часто вопросы праздного человеческого любопытства! Ибо все то, что нужно знать нам, что необходимо для нашего вечного счастья, дано нам. И прежде всего нам дано знать, что «лежит человеку единою умрети, потом же суд». Надлежит человеку однажды умереть! Разве это не важная истина? Разве познание ее не может наложить печать на всю нашу жизнь и деятельность? Что же ты привязываешься к миру и земле и плоти, как будто ты вечно будешь жить здесь? Что же ты в своей погоне за материальными благами, подобно оному евангельскому богачу, собираешься постоянно разорять житницы свои и созидать новые, большие, и наполнить их благами земными? И зачем в безумии своем, смешивая и душу свою бессмертную и богоподобную с чревом и плотью, этою тяжкою гирею на крыльях духа, восклицаешь: «Душе, имаши блага многа, лежаща на лета многа, почивай, яждь, пий и веселися!?».
И что собственно разумеют под счастьем, которого так усердно желают и себе и друг другу в день нового года? В ночь, в которую ты не ожидал, в час, в который ты не чаял, раздастся вдруг над тобой некогда страшный голос: «Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а еже уготовал еси, кому будут?». Ибо лежит человеку единою умрети, потом же суд... И посему, зная неизбежность смерти, к которой ты с новом годом придвинулся еще ближе, располагай жизнь свою так, чтобы не явиться тебе безумным, когда придет время переселиться тебе в вечность. Лежит человеку единою умрети, потом же суд... Да, потом суд… И это открыто тебе, и ты знаешь, что будет суд, знаешь, каков он будет, за что тебя на нем похвалят и за что осудят, знаешь, каков будет конец суда, и что нужно сделать, чтобы конец этот не был ужасным, знаешь, что определение его пойдет на всю вечность, и что после смерти нет покаяния, все это ты знаешь, и все это тебе открыто. Мало разве? Разве не сильно это обратить твой взор на себя самого и посмотреть, живешь ли ты в ожидании суда? Или из рассмотрения твоей деятельности можно вывести заключение, что суда этого не будет, что ты в него не веришь, что ты один из всех думаешь его избегнуть или не боишься его последствий?
Вот, собственно говоря, все, что нужно тебе знать о своем вечном счастье, о последней судьбе твоей, - и все это тебе дано, известно. Но ты смущаешься при взгляде на остаток твоей земной жизни, не зная, что здесь ожидает тебя.
В прошлом году, в этот самый день новолетия не задавался ли ты тем же самым вопросом? Не страшился ли неизвестного будущего? Не рисовало ли тебе будущее образов страшных? И что же, не сохранил ли тебя Бог, не дал ли тебе всего необходимого для твоего существования? При решении вопроса, счастливо ли мы жили или нет, мы любим останавливаться всегда на мелких уколах, доставлявших нам неприятные минуты; а часы, дни, месяцы довольства мы забываем, а здоровье, кусок хлеба, теплый угол, необходимую одежду, и много-много удобств и даже роскоши в жизни, которые мы имеем сверх всего, и за которые другой не знал бы, как благодарить Бога, для нас как будто не существовало! Стоит только спросить себя и внимательно поразмыслить над вопросом: не могло ли все в жизни нашей быть хуже? И увидим тогда, что в прошлом нашем больше счастья и довольства, чем горя и страдания. Итак, оставлен ли ты был Богом в прошлом году? Нет? Что же ты страшишься за будущее? Видел ли ты, чтобы не было правильной смены ночи и дня, чтобы не восходило и не заходило солнце, чтобы изменены были мировые законы? Нет, Бог не отвращался от Своего создания, не отвратится и от тебя. Прошлое ручается за будущее. Посмотри же на прошлое, и ты успокоишься за исход будущего.
Прежде всего ты увидишь, что Бог сохранил тебе жизнь в то время, как смерть косила направо и налево, не щадя ни нежного младенческого и отроческого возраста, ни крепкого мужа, ни дряхлого старца; ты жив, и не по своим заслугам, а по милости Божией, которая ждет от тебя в будущем добрых плодов в жизни. Увидишь, далее, сколько благ тебе ниспослано, сообразно твоему возрасту, потребностям и положению в мире; увидишь, что самые скорби, которые ты испытал, и те, как свидетельствует опыт, послужили к твоему же благу. Ты, испытавший болезнь, во время ее не обратил ли мыслей к Богу, не смирился ли духом, не стал ли более дорожить здоровьем? Ты, получивший исцеление от болезни, не испытал ли сладость, да, сладость благодарности к Богу? Ты, испытавший бедность, не стал ли милостивее к бедным? Ты, познавший всю горечь клеветы, всю тяжесть последствий одного неосторожного слова, сказанного о тебе, не стал ли ты сам осторожнее и сдержаннее в отзывах о других людях? Ты, испытавший измену друзей, ненадежность человеческой помощи, не познал ли той истины, что самая твердая надежда и опора человека в Боге? Вопросов можно наставить без конца, и вывод из ответов на них один: прошлое ручается за будущее. Бог возьмет тебя за правую руку и проведет тебя, и посреди тьмы и сени смертной засияет тебе чудный свет; плечами Своими Бог осенит тебя, и под крылами Его будешь в надежде. Отдайся только с верою Его водительству, предайся Его воле, посвяти себя исполнению Его закона.
Однажды сказал Спаситель народу: когда видите облако, поднимающееся с запада, вы говорите: дождь будет; и бывает так. И когда дует южный ветер, говорите: зной будет и бывает. Лицемеры, лицо земли и неба распознавать умеете, а знамений времени различать и познать не можете (Mф. XVI, 3. Лук. XIII, 56). Если когда познавать знамения времен, то особенно ныне, в день новолетия. Итак, смотря сегодня сверху вниз на пережитое прошлое и видя там следы промысла Божия, воззовем вместе с великим Златоустом: «Слава Богу за все». Благодарим Господа! Смотря снизу вверх на неизвестное будущее, встретим новый год молит-вою, будем надеяться, что Господь сохранит нас в будущем, как хранил и благодетельствовал в прошедшем. А если суждено будет кому-нибудь из нас с вами, - а наверное кому-нибудь суждено, - предстать у страшного престола Господа славы, то да будем готовы. Боже, милостив буди нам грешным!
Тайнозритель Иоанн слышал голос своего возлюбленного Учителя и Господа: «Ей, гряду скоро. Аминь». И полный веры, объятый радостным трепетом, воскликнул: «Ей, гряди, Господи Иисусе!».

("Церковность" № 342 от 1 января 1918 г. С. 1 - 3).


Рецензии