Глава 14 Лотерея

Подбирая новогодние открытки, я наткнулась на старое приглашение из института, где работала. Так, праздничный концерт. Лотерея. Викторина. Игры. Танцы. Играет эстрадный  оркестр. И прошлое вспыхивает в мозгу, как будто это было вчера.

1964 год. Новогодний вечер преподавателей и студентов. Я готовлюсь в аспирантуру, наслаждаюсь общением с Верой Александровной, постоянно в кого-то влюблена — тут и Володя, и Геночка, и красавец-прибалт, и какие-то знакомые в институте. Словом, жизнь бурлила и кипела! 

Только-только ушла на пенсию мама. Я решила всем своим сделать приятное и пригласила на вечер и родителей, и Веру Александровну.

Приехали. Они осматриваются, а я побежала к знакомой профсоюзной активистке (я ведь еще в общественной работе участвовала), чтобы разузнать, как там с лотереей.

Лида — она была постарше меня — больше всего на свете была озабочена проблемой замужества. С этим у нее все как-то  не получалось, и мне пришлось терпеливо выслушать, как фонтанируют ее чувства, прежде чем она сказала, что есть выигрышные билеты, но самые хорошие отложены для начальства, и это надо организовать.

В это время ее позвали, и она выскочила за дверь. На несколько секунд я осталась одна и вдруг увидела рядом пачку лотерейных билетов с профсоюзной печатью.

Моя рука инстинктивно (лукавый толкнул) схватила билеты, которые были на самом верху, и спрятала в сумочку. В это время вошли две сотрудницы, забежали студенты — в общем, это был не кабинет, а проходной двор. Вернулась Лида. Я говорю:
— Ну, я пойду.
Она:
— Спасибо, что зашла.

С этой минуты праздник для меня закончился. Ворованные билеты лежат в сумке — а что делать? Их же продают — цены, правда, символические — все на себя взял профком.

Образовалось несколько очередей, покупают билеты — большинство или пустые, или елочная игрушка. Мои встали в очередь, но надо знать маму — она вынимает деньги из кошелька с большим трудом.

И я превращаюсь в Фигаро. Предположим, было четыре очереди. Я мелькаю везде, ведь киоскеры — знакомые сотрудники, студенты. Перекидываюсь парой слов, мне рассказывают анекдот, затем бегу в туалет, выхватываю два-три билета — рассовываю в руки мамы, Веры Александровны, объясняя, что купила у своих без очереди. Они, радостные, идут на выдачу, а я через некоторое время вновь проворачиваю эту операцию. При этом мне нужно быть предельно осторожной, чтобы и самой  не засветиться, и чтобы мои не примелькались как постоянно выигрывающие.

Мне уже не до оркестра, не до танцев (а меня приглашают), не до розыгрышей. Очень хочется убежать и вообще оказаться дома.

Мои гости счастливы. Мама громко комментирует каждое удачное приобретение, и видя кашпо, вазочки, керамические рамочки для фотографий, которым так радуется Вера Александровна, я начинаю испытывать тревогу — а что будет дальше? Билеты жгут мне руки, так хочется спустить их в унитаз, только чтобы прекратить это постоянное «везение» моих родителей.

С каждой минутой я все больше осознаю совершенное мною преступление, и вдруг как громом, меня оглушает мысль: а что, если среди этих билетов есть призы для сотрудников ректората и партийных начальников? Что теперь будет? Последней каплей стал очередной приз моей мамы — двенадцитилитровое оцинкованное ведро, которое звонко бряцает, вызывая всеобщий хохот. Нервы мои этого не выдерживают:
— Мама, я тебя умоляю, это ведро я подарю знакомой, нам далеко ехать, с пересадками, у тебя и так много подарков.

С трудом вырвав у мамы огромное ведро, бегу с подарком к Лиде.
— Возьми, мама выиграла, а ехать далеко.
— Спасибо! Вот хорошо, а то у меня билеты попались невыигрышные.
Я говорю:
— В хозяйстве пригодится. …Да, а как с начальниками? Удалось организовать?
— Да, мы на их билеты по два штампа поставили сверху и снизу, чтобы случайностей не вышло. Сейчас ректору петуха живого вынесут!

Уф-ф-ф, слава Богу! Я мчусь к маме:
— Поедем, пожалуйста, домой, мне что-то нехорошо, какая-то тошнота.
Мама, нагруженная пакетами аж до бровей, смотрит на меня:
— Да, какая-то ты бледная, потная, заболела что ли?
И мы в числе первых, хорошо не единственных, уходим с вечера.

На работе все обошлось, но дома я не могла смотреть на эти «выигрыши»: они вызывали у меня угрызения совести, и сделала все, чтобы сплавить их маминым знакомым. 

Так я встретила новый 1965 год, который перевернул мою жизнь на сто восемьдесят градусов.

Вспоминая этот случай, я не могу не повторить мысль одного восточного мудреца: «Я никогда не поверю человеку, который говорит: “Я никогда не крал и никогда не буду красть”, но я поверю человеку, который говорит: “Я крал, я пережил это и не буду больше красть”».


Рецензии
Галина, спасибо за этот рассказ! Он и правда созвучен моему "Зеленому платьицу". Хорошо, когда после "грехопадения" человек способен осознать происшедшее и сделать для себя важные выводы, чтобы подобное не повторялось больше в его жизни. Слава Богу за всё...

Лариса Нечинская   10.02.2020 12:41     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Лариса, за ваш отзыв. Вы уж простите меня, что вовремя вас не отблагодарила.

Здоровья вам и всего самого-самого.

Галина Соколова 18   03.07.2021 09:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.