Встречи с музыкой. Рихард Штраус

1. Образы

Сущность музыки Рихарда Штрауса определяет ряд символических образов: стремительные горные ручьи и цветущие долины; бесовское сладострастие и возвышенная любовь; густая ночная тьма и бледный рассвет.

2. Стиль

Слушая музыку Рихарда Штрауса, кажется, что ладья романтизма попадает в стремнину экспрессионизма.

У романтика Шумана мысль и чувство находятся в гармоническом единстве, у позднего романтика Штрауса мысль наблюдает за чувством со стороны.

Штраус предстаёт как Мендельсон-Бартольди, Шуман, Вагнер в одеждах экспрессивного романтизма.

Музыкальный стиль Штрауса совмещает в себе вагнеровский монументальный эпос с камерной лирикой. В результате возникает самобытная штраусовская музыка.

Вагнер в музыке – сумеречный, Штраус – ночной. Тени сгущаются, на землю падает беспросветная тьма.

Штраус – укротитель малеровского духа.

В музыке Штрауса происходит незаметное слияние двух видов романтизма: зрелого и позднего, Вагнера и Малера.

Стиль музыки Штрауса – романтический экспрессионизм.

3. Черты творчества

В симфонической музыке Рихард Штраус простирает взор от Дон Кихота до Заратустры.

Штраус – триумфатор в симфонической музыке, но пользуется успехом и в оперном жанре.

В опере Штраус совершает крутой поворот от патологической чувственности «Саломеи» к изысканному веселью «Кавалера роз».

Драматизм музыки Штрауса предопределяется жестокой схваткой между сверхчеловеком и человеком, между «белокурой бестией» Фридриха Ницше и разумным существом.

В одних случаях музыка Штрауса приторно сладкая, в других – мучительно страстная. И там, и здесь присутствует надлом психики!

Мелодии Штрауса словно инкрустированы драгоценными камнями. Перед нами предстаёт композитор-ювелир.

4. Жизнь

Рихард Штраус – добропорядочный бюргер с романтической душой.


Рецензии