Юноша и старик

  - Куда ты так торопишься, мой юный друг?
  - Да вот, старец, тороплюсь я жить.
  - Но зачем же ты так спешишь, помилуй, ведь за спешкой не сможешь разглядеть и половины тех красот, которые так щедро дарит нам матушка-природа?
  - О, старец, может ты и прав, но мне не до красот и восторгов, слишком многое надлежит мне сделать, чтобы обеспечить себя всем необходимым. Если я буду озираться по сторонам, я не успею совершить и сотой доли из того, что наметил.
  - Но жизнь проносится так же стремительно, как и ты, и вы оба впопыхах можете пролететь мимо друг друга: она не узнает тебя, а ты - ее.
  - Есть доля истины в твоих словах, старче, но я ведь молод и у меня все еще впереди. Успею я насмотреться на многие красоты. Это тебе торопиться уже некуда и ты ходишь с посохом, еле передвигая ноги под тяжестью собственного, разбитого болезнями тела.
  - Твоя правда, юноша, я стар и скоро стану совершенно беспомощным, дни мои сочтены и у меня есть время остановиться и оглядеться по сторонам. Перед смертью жизнь предстает необыкновенно прекрасной и расставаться с ней черезвычайно трудно. Я ведь тоже когда-то вечно спешил, как и ты. Ноги мои на месте не стояли ни минуты.
Я все время что-то искал, мне постоянно чего-то недоставало. Годы проносились мимо со скоростью молнии. Сначала я проматывал молодость, жил вольготно и в свое удовольствие. Затем я женился и необходимость заставила меня заботиться о семье. И опять мне было недосуг оглядеться по сторонам. Годы отскакивали, как пустые гильзы из ружья, а я все бежал и бежал, все доставал, пробивал, спешил. Волосы мои незаметно убелила седина, тело отяжелело и стало куда менее проворным, лоб избороздили морщины. За это время происходило множество событий: рождение детей, их зрелость и возмужание, затем - их свадьбы, рождение внуков, наконец, самое горькое событие - смерть жены...
А я все бежал неизвестно куда и неизвестно зачем. В погоне за химерой я перестал замечать время, и старость, эта мерзкая старуха с клюкой, незаметно сковала мое тело, руки и ноги. Я стал похож на призрак, спеленутый долгими днями жизни, как саваном. Очнулся я, когда было уже слишком поздно и, оглянувшись наконец, вокруг с ужасом заметил, что совершенно одинок и никому не нужен. Мое дряхлое тело уже не в состоянии было не только бежать, но подчас даже передвигаться. И тут я впервые задумался над своей жизнью, задумался глубоко и надолго. Видимо, в старости заложена все-таки высокая мудрость, иначе я бы так никогда и не остановился. И первое, что пришло мне в голову: зачем же я все время бежал, куда спешил и к чему пришел? Затем, когда я уразумел, что всю свою жизнь потратил на поиски жар-птицы, которой не существовало, я оглянулся вокруг и вдруг меня , словно громом поразила жестокая догадка: я понял, что искал не там, искал не то, и пришел не туда. Я был вечным рабом времени потому, что мне его всегда не хватало. И вот теперь, на склоне лет, я наконец, решил сбросить с себя все негодные оковы, все фальшивые узы, надуманные долги, рабскую зависимость от других людей... Я решил просто пожить для себя и в свое удовольствие. Только теперь я впервые по-новому взглянул на мир и смог оценить, как милосердна и щедра ко мне природа, сколько красоты и тихой радости дарит она человеческому сердцу, и что самое главное, я отошел от фальшивых ценностей и обратился к ценностям истинным. Я понял, какая глубокая пропасть отделяет накопителей материальных от накопителей духовных. И теперь, когда я проникся пониманием смысла бытия, его изначальной задумки, я полюбил этот мир со всеми его несовершенствами и мне не страшно распрощаться с ним, ибо я вкусил его безобразие и его величие. Теперь я по-настоящему счастлив, ибо даже если я умру, я унесу этот светлый праздник в иную жизнь и он всегда пребудет со мной. Об одном лишь я жалею: что столько лет вращался на чертовом колесе, пытаясь обогнать то жизнь, то самого себя, но и то и другое пагубно, сынок, и уводит в тупик. Самый верный путь - не убегать от себя, а обратиться к себе и остаться собой, увидеть жизнь духовными очами, вкусить ее неповторимый аромат и распознать в ней самого себя. И тогда произойдет чудо: жизнь, от которой ты так стремительно убегал, тоже остановится и узнает в тебе -себя.
Поверь, мой мальчик, это и есть настоящее счастье и истинная ценность, и никаких других, более значимых, в природе не существует.

                05.09.95г. Кишинев


Рецензии