Неизбежность закономерность перемен на Украине

                «Последняя война среди людей будет войной за истину.
                Эта война будет в каждом отдельном человеке. Война –
                с собственным невежеством, агрессией, раздражением.
                И только коренное преобразование каждого отдельного
                человека может стать началом мирной жизни всех людей».
                Николай Рерих

Я не участвовала в событиях на Майдане, всю жизнь я считала себя законопослушным гражданином, почти 30 лет проработала на одном предприятии, без прогулов и нареканий, платила налоги, социальные и профсоюзные взносы, и надеялась на спокойную старость, которую государство мне обеспечит, выплачивая заслуженную пенсию. И я искренне верила, что живу в сильном и богатом государстве, где каждому гражданину гарантирована защита и безопасность. Ведь именно в этом заключается основная функция государства!
Почему же моя идиллия рухнула? Почему я оказалась именно в это конкретное время и именно в Украине, когда все, что было привычно, рушится с неимоверной скоростью, когда навязываются новые ценности, причем совершенно противоположные тем, в которые нас учили верить прежде? Почему никто не интересуется мнением каждого отдельно взятого гражданина страны, хотя основной тезис конституции: «власть принадлежит народу»? Почему люди обречены выживать, оставленные государством за чертой бедности один на один со своими проблемами?
Снова и снова задаю себе эти вопросы. Можно, конечно, во всем обвинить продажных политиков, жадных олигархов, коррумпированных чиновников и на этом успокоиться. Но что от этого изменится в моей жизни? То, что она не улучшится – это точно.
А если принять тот факт, что мир, в котором мы живем, совершенен, что течение жизни подчинено определенным законам, и все, что происходит с каждым из нас, имеет свою причинно-следственную связь? И что причина всего происходящего – в нас самих? Тогда придется признать, что каждый из нас заслуживает ту коррумпированную власть, которая нами управляет, и что каждый из нас вносит свой вклад в разжигание ненависти и враждебности между людьми.
Мы всегда оказываемся в тех условиях и в тех ситуациях, которые необходимы нам для нашего прогресса. Но прогресс возможен, только если мы ответим себе на вопрос: зачем нам дан этот конкретный жизненный опыт? Что мы должны из него понять? Какой лично мой вклад в то, что происходит? Что мне надо изменить в себе, чтобы мир вокруг меня изменился?
Попробую для себя ответить на эти вопросы.

1 Что такое ответственность.
Попытаюсь разобраться, насколько я беру на себя ответственность за свою жизнь.
Я всегда чувствовала себя неспособной прожить самостоятельно. Поэтому при первой возможности выскочила замуж, лишь бы не быть одной. Прожив в браке больше 20 лет, я даже не знала, где надо оплачивать коммунальные услуги за квартиру. И если иногда в разгар ссор возникала мысль о разводе, то только убежденность в своей беспомощности останавливала меня. Я не представляла, как я смогу без мужа решать житейские проблемы. Мне было страшно остаться один на один с внешним миром. И притом, что решение всех вопросов я перекладывала на мужа, я всегда была им недовольна, критиковала. Я обвиняла его во всем, что не устраивало меня в жизни. Сейчас я могу точно сказать, что полностью переложила на мужа ответственность за свою жизнь. Это очень удобно. Пока обвиняешь другого, не надо ничего требовать от себя. Ведь всегда можно сказать: я не виновата, это кто-то другой препятствует мне в осуществлении моих планов. Я не видела своего вклада в то, что не устраивало меня в жизни. Постоянное недовольство супругом, как будто он мне что-то должен, стало фоном моей жизни. Знакомо это кому-то еще?
Мою низкую ответственность отражали и отношения на работе. Мне было трудно заставить себя что-то делать, организовать себя, если от меня этого не требовали другие, т.е. мне было легче подчиниться власти, подчиниться тому, кто мог взять за меня ответственность, мне удобнее быть простым исполнителем, чем самостоятельно определять направление своей жизни, ставить цели и достигать их. И поэтому, в каком бы коллективе я не трудилась, у меня всегда были руководители-диктаторы, контролирующие каждый шаг своих подчиненных.
Свобода равна ответственности. Насколько я готова нести ответственность, настолько я свободна в своем выборе. А пока я не готова – всегда найдется кто-то, кто станет управлять моей жизнью. Мой муж считал, что может что-то запрещать или разрешать мне, родители старались давать советы, о которых их никто не просил, а я не находила сил сказать: «Послушайте, я уже давно выросла, я сама могу решить, что для меня правильно».
А если я не одна такая безответственная, если таких, как я - большинство, то как это может проявиться в масштабах страны?
У Украины был шанс в течение 25 лет независимости проявить свою самостоятельность. И как мы проявили себя за это время? Передел собственности, борьба за власть и ресурсы, тотальная коррупция политиков, использование олигархами природных ресурсов и дешевой рабочей силы для собственного обогащения, обнищание народа. Страна оставалась на плаву только за счет своих богатейших природных ресурсов, территориального расположения и за счет научного и промышленного потенциала, созданного при СССР. В развитие страны не вкладывалось ничего. Полнейшая БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ за будущее страны.
Но законы мироздания одинаковы для всех. Любая система, которая остановилась в своем развитии, обречена на гибель. И государство здесь не исключение.
Вопрос – что же с этим делать? Можно, конечно, переложить ответственность на других, в частности – на Россию, что и пытаются сделать все персоны, побывавшие во властных структурах за 25 лет независимости государства, представляя себя в образе жертвенных овечек. Но это вряд ли поможет нам подняться на ноги.
Можно обратиться с призывом ко всем гражданам: люди, возьмите на себя ответственность за свою жизнь, перестаньте работать на кого-то, найдите свое дело, реализуйте свои таланты. В идеале это, конечно, не плохо. Но надо понимать - всему свое время. И свободу готов принять не каждый.
Возьмем, например, человека, который всю жизнь проработал по рабочей специальности и ему привычно трудиться на работодателя. Он не решает глобальных вопросов. Приходя на работу, он выполняет готовые поручения, ему организовано рабочее место, он обеспечен инструментом и ресурсами для работы. Его ответственность минимальна и она его устраивает. Работодатель обеспечивает его работой, материалами, организовывает сбыт продукции. И человеку остается только получить оплату за использование его рабочей силы. А теперь попробуйте предложить ему заняться собственным бизнесом. Это значит иметь ненормированный рабочий день, организовывать работу других людей, обеспечивать их рабочими местами, ресурсами, гарантировать им своевременную оплату труда и т.д. Как вы думаете, много ли людей согласятся на такой груз ответственности? Намного комфортнее отработать по шаблону свои 8 часов, и дальше, образно говоря, – диван, пиво, телевизор. Не у всех есть готовность взять ответственность за свою жизнь. Большинству удобнее подчиняться. Удобнее, когда кто-то другой отвечает за наше благополучие. И это тоже нормально. Это этап, который надо пройти. Все приходит в свое время.
Но здесь следует понимать: коллективный уровень ответственности граждан прямо-пропорционален уровню ответственности представителей данного общества, находящихся во властных структурах. Ну не может человек, который не научился брать ответственность за свою жизнь, нести ответственность за целую страну и народ. И здесь некого винить. И себя тоже. Это путь развития нашего сознания, который надо пройти. От уровня развития нашего сознания зависит уровень развития нашего общества. Посмотрите на ход истории: рабовладельческий строй, феодальный, капитализм – это путь роста ответственности и, соответственно, – свободы.
А в каком обществе мы живем сегодня? Мы ни за что не отвечаем, от нас ничего не зависит, наше мнение не интересует властей, нами управляют в чужих интересах, наша жизнь обесценена. Но самое страшное, что мы сами этого хотим, пусть даже неосознанно. Мы сами отдаем власть над своей жизнью, чтобы не задумываться над тем, почему в нашей жизни все не так, как нам бы хотелось. А раз мы отдали власть над своей жизнью, то нам есть, кого обвинять в своих неудачах. И главное – что не себя. Ведь если признать, что во всех проблемах нашей жизни мы виноваты сами, то с этим надо что-то делать, а делать ничего не хочется. А если обвинять кого-то, то есть оправдание для майданов, революций, завоевательных или гражданских войн. Уничтожим виновных – и заживем счастливо. Но история показывает, что еще ни одна война не сделала людей более счастливыми, а как раз наоборот. Только история почему-то ничему нас не учит. Вот и наступаем многократно на одни и те же грабли.
В истории нет виновных. Мы должны понять, что мы сами создали ситуацию, в которой оказались. Ни Россия, ни Европа, ни Америка. Они просто воспользовались нашей слабостью, неспособностью управлять государством, решать самим свои проблемы и желанием рассчитывать во всем на чью-то помощь.
Все годы независимости наша правящая верхушка занималась только дележкой сфер влияния, устраивая для этого периодические майданы, чем окончательно разрушила государство. Но ни одна революция невозможна без привлечения широких масс людей.
Так кто же тогда за все в ответе?
Никакие майданы и революции не улучшат нашу жизнь, пока не произойдет переворот в нашем сознании. А наше сознание зависит только от нас. И лучше сделать это добровольно, не дожидаясь жизненных катаклизмов, призванных силой подтолкнуть нас к изменениям.
Начинать надо с малого. Для начала – просто не поддерживать безответственные лозунги, не идти за возмутителями порядка, не позволять себе быть инструментом в чьих-то руках для достижения чужих корыстных интересов. Разрушать всегда легче, чем строить.
Пора отучиться от мысли, что мне все должны. Дорогие родители, не думайте, что дети вам обязаны за свою жизнь, не заставляйте их отказываться от своих интересов из навязанного чувства долга перед вами и посвящать вам свою жизнь. Уважаемые взрослые дети, хватит до старости сидеть на шее у своих родителей, учитесь рассчитывать на себя. Не ждите, что муж или жена должны посвятить свою жизнь обслуживанию семьи, не ждите льгот и пенсий от государства, не ждите, что работодатель будет всю жизнь о вас беспокоиться. Наша жизнь в наших руках!
То, что сейчас происходит в Украине - это попытка жизни разбудить нас, расшевелить. В нас должно созреть ЖЕЛАНИЕ нести ответственность и не чувствовать от этого тяжести. До какой еще абсурдности должны дойти наши власти, чтобы мы сказали себе: хватит! Я больше в этом не участвую! Я признаю свой вклад в раскол государства. Я больше не хочу быть марионеткой в чужих руках. Я не хочу быть инструментом достижения чуждых мне интересов. Я готова взять ответственность за свою жизнь в свои руки. Я не поддерживаю ложь и разжигание ненависти между людьми. Я начинаю менять свою жизнь!
Своей ежедневной деятельностью мы можем поддерживать то, что способствует развитию общества.

2 Хочешь иметь – приложи усилия.
Почему у нас так популярны сериалы про очень обеспеченных людей, героиней которых обязательно является какая-нибудь бедная сирота, которая из золушки превращается в обеспеченную даму? Наверное, они отражают мечты многих из нас: иметь много, но на халяву, не прикладывая усилий. При этом мы оправдываем свою бездеятельность убеждениями: «вот если бы мой папа был миллионером», «если бы у меня были деньги, я бы мог получить образование, начать свое дело…», «честно больших денег не заработать», «в нашей стране нельзя пробиться из-за коррупции», «вот если бы удачно выйти замуж», «вот если бы я выиграл в лотерею, то я бы себе купил…».
Что вы думаете, когда видите более успешных людей? Если я, к примеру, видела молодую девушку за рулем роскошного автомобиля, то думала: «Ну, понятно, каким путем она заработала на машину. Я-то продаваться не буду, а значит, буду и дальше ездить на трамвае».
Пока мы будем мечтать о роскоши, но не будем хотеть прикладывать никаких усилий для достижения желаемого, нашим государством будут управлять казнокрады, мошенники, коррупционеры. Они – наше отражение.
Если долго чего-то желать, но не достигать этого, то нарастает чувство неудовлетворенности. И человек начинает оглядываться вокруг в поисках виноватых в своих проблемах. Недовольными людьми легко управлять. Всегда есть, что пообещать. Вот вам и готовая биомасса для придания статуса волеизъявления народа любому перевороту или революции.
Мы приучены видеть вокруг себя нехватку, маленькую зарплату, невозможность найти работу по душе. В результате то, на чем акцентировано наше внимание, приумножается. Но разве мы этого хотим? Выбор всегда за нами.
Увидьте то богатство, которым мы обладаем. Не ценя то, что имеем, мы испытываем зависть и желаем обладать тем, что есть у другого. Это застилают нам глаза и убивают наш успех. Да оглянитесь же вокруг! Неужели ничего не радует и не вдохновляет?
Сейчас стало модным во всех бедах винить советский строй. Причем, чаще критику в адрес «диктаторского режима» можно услышать от молодежи, которая не жила во времена Советского Союза.
А я хочу призвать вас увидеть то хорошее, что было в нашей жизни и что мы не ценили, принимая как само собой разумеющееся:
- отсутствие безработицы;
- отсутствие инфляции;
- защита от криминала,
- защита границ от внешних врагов;
- гарантированная пенсия, не тающая с годами;
- бесплатные детсады;
- бесплатное образование, в т.ч. высшее;
- бесплатное медобслуживание;
- профсоюзные путевки на курорты за символическую цену;
- гарантированное трудоустройство;
- ощущение спокойствия и защищенности у людей;
- для детей всевозможные кружки и секции по интересам, также бесплатные;
- бесплатное предоставление жилья от предприятий (в которых, кстати, многие до сих пор и проживают), в.т.ч. по отдельной очереди для молодых специалистов фактически сразу после окончания ВУЗов (в течение 2-3-х лет).
Вот что для меня Советский Союз. Это тот мир, который для меня построили мои деды. Это история моих предков. И критиковать советское прошлое – значит, ненавидеть своих предков и быть неблагодарной им за свою жизнь. Кто я такая, чтобы судить прошлые поколения? Они жили так, как считали правильным, делали лучшее из того, что могли, исходя из реалий своего времени. Благодаря своим предкам, я сегодня жива, благодаря им, я такая, какая есть. И здесь не может быть места гордыне, что я в чем-то лучше или умнее их. Мой опыт основан на опыте их прожитых жизней. Без них мы никто. Это все равно, что отрезать от корней виноградную лозу. Как бы красива она не была, но сколько она проживет, не подпитываясь живительной силой от своих истоков?
Какими достижениями мы можем сегодня гордиться, чтоб осуждать прошлые поколения? Мы разрушили то лучшее, что имели, а нового не построили, и теперь с протянутой рукой просимся в Евросоюз, не в состоянии сами себя обеспечить, хотя имеем огромные территории, природные ресурсы, выгодные климатические условия. Нам дано больше, чем другим, но живем мы почему-то хуже.
Я не призываю вернуться к советскому строю. Прошлое пусть остается в прошлом. Это был этап, необходимый для нашего дальнейшего развития. Он для того и был нам дан, чтобы понять, что нельзя полностью рассчитывать на обеспечение государства, ни одно общество не выдержит такой нагрузки. Мы разрушили Советский Союз, но менталитет людей не успел измениться: за годы СССР мы привыкли к мысли, что государство должно нас всем обеспечивать.
И мы можем десятилетиями ходить на работу, которая не нравится, и ничего не делать, чтобы изменить ситуацию. И при этом прекрасно понимаем, что 8-ми-часовое перекладывание бумаг с места на место не приносит никакой пользы обществу. Можно, конечно, и так прожить свою жизнь, но надо ясно понимать, что до тех пор, пока мы будем с тоской отсиживать свой рабочий день ради зарплаты, нами будут руководить люди, использующие свои властные полномочия для реализации собственных интересов. Мы все хотим в первую очередь получить что-то (льготы, пенсию, зарплату, надбавку, материальную помощь), и лишь на втором плане стоит желание поделиться тем, что умеешь.
Пришло время понять, что только мы сами в ответе за свою жизнь. Хватит просить милостыню у других. Просто надо прекратить разворовывать государственное имущество, начиная с грузчика и кончая «слугами народа». Неужели еще не надоело, живя в стране с богатейшими природными, сырьевыми, человеческими ресурсами, иметь такой низкий уровень жизни? Я сейчас говорю обо всем постсоветском пространстве. Кто-то, разворовав и развалив одну страну, мечтает сбежать в более зажиточную. Но я верю, что большинство из нас хотят построить процветающее государство для своих детей на своей родной земле.

3 О достоинстве.
Это очень показательно, что события 2014 года на Украине назвали «революцией достоинства». Люди действительно страдают от чувства низкого достоинства и это та ниточка, за которую можно дергать, чтобы управлять массами.
Что же способно поднять достоинство народа и каждого отдельного человека?
1 Собственные достижения.
Когда нет собственных достижений – то и достоинство низкое. Нельзя чувствовать себя достойным, сидя в болоте и обвиняя соседа за то, что ты сидишь в болоте. Но при этом не делать ничего, чтобы оттуда выбраться и не чувствовать себя способным самостоятельно выбраться.
Что делает человек, считающий себя неспособным что-либо достичь, но при этом желающий повысить свою самооценку в глазах своих и окружающих? Он старается возвыситься за счет нахождения изъянов в другом человеке.
Хочу признаться, что мне это тоже очень хорошо знакомо. Я пыталась укрепить свое чувство собственного достоинства, ища недостатки в других, чтобы на их фоне выглядеть достойно Снисходительно относясь к своим промахам, чужие рассматривала под микроскопом. Мой критицизм просто зашкаливал. Я считала свое мнение единственно правильным, только я знала, как надо жить, поступать, видела других неспособными, глупыми, ленивыми, указывала им на их, как я считала, недостатки, доказывала их неправоту. Вот только самооценка от этого не повышалась. А как раз наоборот. Я жила в постоянном ожидании, что и меня раскритикуют, обвинят в некомпетентности. Я находилась в страхе получить обратно то, что сама несла людям. Нельзя чувствовать себя достойно, пребывая в страхе.
2 Уважение прав и мнения других людей.
Даже если вы не согласны со своими оппонентами, признавайте за ними право иметь свое мнение. Нетерпимость к тем, кто не согласен с нами, приводит к военным конфликтам.
Если часть населения Украины не желает вступать в Евросоюз, если люди хотят разговаривать на языке своих предков - это не повод применять силу, чтобы заставить их подчиниться иному мнению. Давайте учиться договариваться, давайте учитывать мнение всех граждан.
Разрушенная, расчлененная страна – это слишком большая цена за желание части украинцев беспрепятственно ездить в Евросоюз. Да и вообще, неважно, европеец ты или азиат. Главное – оставаться Человеком.
3 Вера в свои способности и возможности.
Сколько можно рассчитывать на чью-то помощь? Может пора поверить в свои силы и способности?
Давайте начнем ценить то, что имеем, ценить себя, ценить жизнь. Хватит смотреть по сторонам, выискивая, где лучше кормят и кому подороже продаться. Мы – уникальны. Пусть другие стремятся к нам.
Но мы приучены довольствоваться малым. Посмотрите на ситуацию в Донбассе. Районы, дававшие наибольшие финансовые поступления в бюджет страны, на деле оказались самыми нищими. Люди за бесценок продавали свой труд, не видя его ценности.
О каком достоинстве можно говорить, когда люди продолжают оставаться в местах, где их жизнь и жизнь их детей подвергается опасности только потому, что не верят в свою способность начать жизнь с чистого листа в безопасном месте? Те, кто ценят свою жизнь, уже давно уехали. Остались те, кто развалины полуразрушенного дома ценят выше жизни в себе.
Очень важно поверить в себя, в свою способность разрешить любые жизненные ситуации.
4 Враждебность.
Человеком тогда легко управлять, когда знаешь его слабое место, знаешь веревочку, за которую удобно дергать, заставляя служить чужим интересам. У каждого есть своя такая веревочка: у кого-то веревочка ненависти, у кого-то – страха, мести или обиды, у кого-то - враждебности. И чтобы не дать другим возможности манипулировать нами, каждый сам должен все эти веревочки обрубить.
Почему мы так легко верим, когда нам показывают на кого-то и говорят: это враг? Может потому, что мы изначально верим во враждебность мира? Верим, что благополучие нашей жизни зависит не от нас, а от других? Мы с радостью готовы искать виновных в наших проблемах, но не хотим поверить, что виновных нет, что источник всех переживаний – в нас самих. Почему мы не можем найти взаимопонимания с самыми близкими нам людьми? Ссорятся супруги, иногда переходя к рукоприкладству, родители кричат на детей, дети обижаются на родителей? Неужели изменить даже эти отношения не в наших силах? Вот и копим годами в себе невыраженный гнев, вьем свою веревочку. Остается только кому-то дернуть за нее – и неуправляемый гнев потоком изливается на совершенно чужих нам людей, с которыми, в принципе, мы даже не знакомы. Вот так, совершенно неосознанно, мы и провоцируем начало войн, революций, мятежей, чтобы освободить свой переполненный сосуд от ненависти.
Давайте же увидим свой вклад в то, что происходит вокруг нас, и начнем избавляться от гнева там, где он зарождается. Полюбите своего супруга, а не терпите его «ради детей, квартиры, зарплаты»; обнимите своего ребенка, ждущего любви от мамы и папы, а получающего только недовольство и критику; подарите своей уже старенькой маме капельку внимания и добрые слова благодарности вместо обид и упреков, Улыбнитесь незнакомому прохожему. Увидьте своего начальника не деспотом, а человеком, несущим огромный груз ответственности, в том числе и за вас, и отнеситесь к нему с уважением. Не доказывайте свое мнение в споре, а просто скажите: «Да, ты имеешь право так думать. Так же как и я имею право думать по- своему». Может тогда снизится градус ненависти, вражды, агрессии в окружающем нас мире? И не надо ждать, что кто-то другой сделает нашу жизнь счастливой и процветающей. Только мы несем ответственность за свою жизнь. И имеем ровно столько, сколько готовы удержать в руках.

Подведем итоги.
Перемены неизбежны. Общество не может стоять на месте. Но в каком направлении мы будем развиваться – зависит только от нас. Если мы хотим жить в процветающем обществе, то нам самим надо внутренне обновиться, захотеть взять на себя ответственность за свою жизнь, чтобы соответствовать требованиям времени.
Любые перемены, даже если они кажутся нам не совсем приятными, в конечном итоге всегда ведут к лучшему, если сделать правильные выводы. Они даются нам для осознания себя, своих нравственных и духовных ценностей. Жизнь заставляет нас меняться, иногда против нашей воли.
Вот все и стало для меня на свои места. Теперь я могу ответить себе на вопрос: почему же моя идиллия рухнула? Просто пришло время освободиться от злости и ненависти, зависти и гордыни, научиться понимать и принимать, любить и прощать, поверить в себя и увидеть достоинство в других людях, взять на себя ответственность за свою жизнь, а не искать виновных.
Вот такую задачу я поставила перед собой. А если каждый сделает то же самое, не дожидаясь майданов и жизненных катаклизмов? Я думаю, это актуально для жителей всего постсоветского пространства.


Рецензии