Юность. Глава 2. Комсомол и стиляги

               

   Весной 1962 года я вступал в комсомол. Райком комсомола на улице Карбышева мне был хорошо известен. Он находился на втором этаже старинного здания, а на первом выдавали номера для транспортных средств. Именно там я и получал ежегодно номера для своего велосипеда. Теперь это уже давно забытое прошлое - номера на веломашины вообще не требуются.

   Направляясь в райком за получением комсомольского билета, я решил одеться попроще - всё-таки не на приёмную комиссию. Надел узкие брюки, сшитые из отцовского синего "отреза" на повседневную форму, пёструю рубашку с абстрактным рисунком, подаренную мне на день рождения, и серую куртку на молнии, привезённую ещё из Чехословакии.

   Секретарь райкома комсомола, вручая мне билет члена ВЛКСМ, вдруг улыбнулся и спросил:
   - А не стиляга ли ты, Владимир Александрович?
   - Да ну!.. Какой я стиляга?! Да и одеваются они совсем не так, - ответил я.

   А одевались стиляги действительно не так. Для парней-стиляг считались обязательными узкие брюки, в которых, впрочем, был и я, однако, не однотонные, а либо в полоску, либо в клетку. Непременными атрибутами также были цветастая рубашка и удлинённый пиджак в клетку или полоску. Всё это дополнялось ярким галстуком с экзотическим рисунком (например, обезьянка под пальмой), длиной почти до края пиджака, и туфлями на двойной "микропорке", которую называли "манной кашей". В связи с этим вспоминаются слова из песни:
Прочь классическую чушь,
Африка!
Лучше джаза не найдёшь,
Африка!
Там под баобабом,
На двойной подошве
Чарли "буги" бацал,
Поднимая пыль.

Тигры и гориллы,
Львы и крокодилы
Открывали пасти
До самих ушей,
Но увидев галстук,
Стильные ботинки,
Мило улыбнувшись,
Рявкнули: "ОКЕЙ!"
   Причёску стиляги делали высокую, намазывая при этом волосы бриолином, чтобы на голове получался характерный кок. Мне тоже приходилось пользоваться бриолином, а на ночь даже надевать на голову сеточку, но это только для того, чтобы мой длинный чуб не падал на глаза, когда я читал или писал.

   Не менее вызывающе одевались и подружки стиляг. Они носили яркие юбки или платья, обтягивающие талии, часто с глубоким декольте, капроновые чулки с чёрной пяткой и туфли на высоком мощном каблуке ("шпильки" ещё только-только начали появляться в московском ЦУМе). Называли подружек стиляг "чувихами" или "борухами" ("борухи" - это те, с которыми можно было делать всё...).

   После всесоюзного показа американского кинофильма "Серенада Солнечной долины", стиляги начали распевать на мотив "Читтануга чу чу" песенку собственного сочинения:

Чувиха стой!
Зачем ты воду пьёшь
Из унитаза?
Ведь там зараза!

Я не знал,
Что ты такая дура.
Как корявый пень
Твоя фигура.
Рожа как картошка
И ещё немножко -
Посадить тебя бы
В зоопарк.

   Стилягам казалось, что они бросают вызов серой советской действительности, серому быту, культуре, моде. Поэтому на улице они вели себя вызывающе. Как-то раз зимой после посещения кинотеатра "Художественный" я вместе с дворовыми друзьями - Игорем Дмитриевым, Володей Сухановым и Димой Аксаковым - возвращались домой. Проходя мимо Омского общевойскового училища мы увидели впереди себя трёх разряженных "чувих".

   Привлекли они к себе внимание тем, что начиная от лба и выше, их головы были замотаны яркими шерстяными шарфами - видимо, таким образом они сохраняли от ветра свои "бабетты" (высокие причёски, появившиеся после выхода на советские экраны французского кинофильма "Бабетта идёт на войну" с Бриджит Бардо в главной роли).

   Когда мы поравнялись с девушками, Вовка Суханов спросил:
   - Девушки, а может быть погуляем вместе?!
   Оглядев нас с ног до головы, одна из них презрительно произнесла:
   - А пойдёмте в парк пописаем!..

   После этого Вовка Суханов лишился дара речи и мы молча проследовали мимо этих "чувих", которых после короткого обсуждения причислили к "борухам".

   Когда вечером я рассказал отцу об этом казусе, он немного помолчал, обдумывая, что сказать сыну, а потом промолвил:
   - А ты знаешь, сынок, они мне нравятся одним - никого не задевают, существуют мирно и спокойно в своём социуме. Ты только вспомни, как тебя осенью побили "серовские" - ходил с фингалом чуть ли не целую неделю. А как вы поступили?! Пригласили "линейных" и устроили погром на улице Серова.
   - Ну и что?! - парировал я. - Так всегда было на Руси: деревня на деревню, улица на улицу.
   - Пойми, сынок, тот ничего не доказывает - кто доказывает силой. Запомни это на всю жизнь!

               Далее:http://www.proza.ru/2017/02/09/1127


Рецензии
Образ советского стиляги впервые воплотил на экране молодой Олег Анофриев в короткометражном фильме "Секрет красоты" (1955 г.) а его "чувиху"-парикмахершу сыграла Тамара Носова.

Владимир Разумовский   05.01.2017 17:56     Заявить о нарушении
Да, я хорошо помню этот фильм. Анофриев был очень мил. Однако, стиляги очень быстро сошли с нашей советской "авансцены". Я наблюдал со стороны, как они завели семьи, родили детей и стали добропорядочными родителями. А у следующего поколения появились совсем другие интересы.

Владимир Аганин   06.01.2017 10:59   Заявить о нарушении