Две смерти
Убит в Москве священник Даниил Сысоев…
смерть честного священника всегда знакова,
и я не могу уйти от сравнения этой смерти со смертью о. Александра Меня в 1990
в этот отрезок времени 1990-2009 вместилась целая эпоха нашей жизни - постсоветская, мягко говоря
конечно, о.Александр, как пастырь и богослов был фигурой намного большего масштаба, чем о. Даниил
то, что коротко успел узнать об о.Данииле: он, например, не принимал правду богословствования о. Николая Афанасьева, о. Александра Шмемана - для него это были столпы обновленчества, с которым надо бороться.
недавно в жж обсуждался отрывок из его книги по-поводу посмертной участи умерших: подробностей не помню, но что-то весьма экзотическое там было, точно.
т.е. в смысле понимания некоторых принципиальных моментов православного учения о.Даниил сильно разнился от близких мне по духу вышеназванных отцов.
и всё же, в главном, они едины - у всех было искреннее любящее сердце и готовность отстаивать правду своего исповедания веры с открытым лицом и любящим сердцем.
об этом я могу судить, просмотрев ночью несколько видеороликов с выступлениями о.Даниила.
подлое убийство о. Александра на уединенной лесной тропе открыло некие невидимые двери в нашу жизнь, через которые хлынули целые полчища бесовские - было у меня такое видение тогда.
т.е. в некотором локальном смысле именно он был тогда "удерживающим"...
а через год обрушилась в нищету и кровавые конфликты вся страна.
кому война - кому мать родна: слишком многие повесили ярлык "так и надо" на то разливное горе, которые мыкает народ эти два десятилетия уже.
и вот теперь - убийство священника не в лесной потайной глуши, а в самой Москве, в самом храме...
сам факт, что это стало возможным, наполняет меня тревожным предчувствием близких и кровавых перемен.
вспомним, что убийцы о.Александра так и не были названы, хотя, уверен, были известны.
и иерархия РПЦ не настояла ведь категорически на раскрытии этого преступления,
а многие из членов РПЦ, чего уж греха таить, говорили - поделом ему, т.е. о. Александру...
власть придержащие в животной лихорадке скорого безумного обогащения закрыли на всё глаза, а вскоре началось...
и до сих пор - вал коррупции, который говорит в первую очередь о духовной деградации всех слоёв общества, не исключая и многих иерархов и мирян РПЦ.
...
и под конец - спасительная мысль - а не запечатает ли кровь доброго пастыря о.Даниила всю эту вакханалию разврата в стране? не положит ли она начало очищения от скверны, которой забиты все поры нашего общества?
потому что есть уже ощущение переполненной чаши и в сердце перезрел уже крик - довольно!
хватит с нас уже этой кровавой блевотной мути, в который все мы сейчас живём, но не все это видим и знаем.
как бы то ни было, пусть эта смерть станет для всех верных призывом к духовному трезвению в личной жизни,
к отказу от теплохладного существования среди того мира, который не наш мир - не Христов.
последняя запись в жж о.Даниила призывает нас к Небесному Отечеству, как необходимому условию миссии.
"Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;
ибо не имеем здесь постоянного града, но взыскуем грядущего".
(К Евреям 13:13,14)
все святые, молите Бога о нас!
2
Ещё одна смерть
О ней не напишут в газетах, не сообщат по ТВ.
Потому что умер простой крестьянин, последний из могикан.
Повесился.
А я вот трезв и надо писать, потому что больше никто не напишет.
Скупые подробности узнал из разговора с женой по телефону. Сегодня.
Как нарочно я трезв, вдохновения нет, сухо, скупо, больно.
Геннадий Фёдорыч, как же так?
…
Из каких глубин мирозданья явился ты мне, дорогой?
Куда исчез?
Речь идёт о жителе деревни N…, 35 км. от Пскова, Печорский район.
Когда о. З… купил дом в деревне, то единственная семья, с которой подружились монахи по настоящему – семья Фёдорыча.
Его участок вплотную прилегает к участку монахов со стороны храма.
(здесь я вчера прервал запись, продолжаю сегодня)
Фёдорыч часто последние годы был под градусом, причём уже с утра.
А вставал он рано, как в деревне бывает: покормить скотину, вывести корову или бычка на поле, да мало ли ещё дел у крестьянина…
Он был небольшого росточка, при этом полный и всегда улыбался, когда встречались.
Вот мы с Петром что-то делаем в столярке или просто сидим, беседуем – открывается дверь - Фёдорыч на пороге: как жизнь, как настроение, как дела.
Монахи всегда хорошо к нему относились и помогали чем могли, и он помогал: яйца, парное молоко, сало… Иногда о. З… подряжал его на временную работу. Так, помню, мой старший сын был у него на подхвате, когда Фёдорыч сооружал сарай для хранения всякого рода доски. Или вот он за рулём монашеской «газели» - очередная поездка за валунами, которые мы собирали по всей округе для церкви, для фундаментов…
Грузили вручную по паре тонн зараз и так 2-4 ходки в день.
А то вот место нашли, где выходил известняк на поверхность в лесу и мы ломами добывали плиты – непростая работёнка и Фёдорыч вместе с нами. Запомнился случай: года 2 как я не курил, а тут – во время перекура при ломке плит, Фёдорыч протянул мне пачку каких-то дешёвых сигарет и я… спокойно взял сигарету и закурил. Он всё потом сокрушался, что я чрез этот случай начал снова курить. Да, я начал. Тогда уже постепенно обстановка в скиту сгущалась, росли напряжение и усталость, и я закурил. Легко, как будто и не бросал.
А то помню, зимой валили мы старый дуб в три обхвата, который уступила нам одна бабка за самовывоз – он ей мешал на участке, а монахам нужен был на доску. Полдня мы там кувыркались с одной бензопилой на морозе. Фёдорыч подогнал телегу на полозьях и за несколько тяжких ходок по глубокому снегу мы этот дуб упаковали под навес к монахам.
Когда с концами уехал о. З…, ребята, вероятно, ещё ближе с Фёдорычем сошлись, а когда и брат Пётр уехал, то с кем ещё и было пообщаться брату Павлу долгими зимними вечерами… Брат Павел много плакал теперь, ибо ребятам пришлось вынимать Фёдорыча из петли, организовывать похороны, рыть могилу… Похоронили там же, где и сестру Ираиду – на Гудиной горе, у часовни. Хорошее место, я бы и сам там лёг, коли будет на то воля Божья.
Странно, что жена Федорыча ничего не почуяла: ну пошёл мужик вечером кормить скотину в сарай, ну как всегда под градусом небольшим, ну и что?
А у них сын хороший Сергей – в Пскове на завод устроился, женился, внука Фёдорычу родил. Каждое лето отцу помогал по хозяйству, а для внука – детскую площадку скромную Фёдорыч соорудил, трёхколесный велосипед, мячики, качель, все дела.
Овчарка Байкал на цепи – страшный, но добрый пёс, мы с ним дружили.
Домик неказистый, как обычно в нечернозёмной зоне Руси. Банька, само собой, хозпостройки, участок земли под картоху немалый. Казалось бы, что ещё…
А вот поди ж ты – в петлю головой, да ноги ещё поджал.
Пил он, конечно, всякую дрянь: в основном портвейн 40 р. за 0.7.
А там чем ещё соседи торговали, собственного изделия – Бог весть.
А то и автолавка раз в неделю развозила хлеб, консервы, да водку неизвестного происхождения. Это я к тому, что всё же алкоголь пособил.
Чуток сам зацепил и знаю, что с долгого пития похмелье чорное, злое.
Жить не хочется.
Жить у нас в России и так не шибко нынче хочется, а с долгого похмелья уж совсем…
Он постарше меня лет на 5 всего. 60 ещё не исполнилось.
Вспомнился Акакий Акакиевич и обида его…
Вот ведь как: живёт простой (маленький) человек, всё как бы и хорошо, а душа живая обижена чем-то, кем-то ли однажды и навсегда.
И чёрный камушек обиды растёт – ждёт часа своего, ему спешить некуда.
Пей, Фёдорыч, пей: шути, улыбайся, - я подожду, я знаю свой час.
А Федорыч тут и родился и жил при Советах.
На его глазах, на шкуре его весь этот обвал происходил: поля зарастали сорняком, умирали колхозы, спивались, умирали знакомые и друзья.
А может, он для сына другого хотел, чем пахота за гроши на еле живом заводе? А с внуком что будет?
А у монахов раздрай: пастырь сделал ноги, всё кувырком пошло.
Жил себе, жил… А мечтал совсем о другом. А правды хотел. А она – где?
Ищи ветра в поле.
Поражу Пастыря и рассеются овцы.
В этом вижу сходство смертей о. Даниила и Геннадия Фёдорыча – отсутствие доброго Пастыря вблизи них.
И на пастыря Даниила Пастыря не нашлось: никто не вразумил, что не по духу миссионерствует, - на букве без любви далеко не уедешь.*)
И чорный камушек в душе Фёдорыча не распознал убежавший пастырь.
Даниил он был на видном месте – вся РПЦ помолится за него.
А сколько таких Фёдорычей на Руси?
Десятки тысяч каждый год уходят.
Кто скажет о них?
Кто плачет о них?
Молится кто о них?
Митрополит разрешил отпеть.
Я этому рад. Уж и не знаю, откуда повёлся обычай самоубийц не отпевать?
А так думаю, что о них сугубая молитва нужна.
Не все же они Иуды Искариоты.
Да ведь и Иуду Господь верно из ада вывел, когда сошел во ад.
А как же иначе?
О. Даниил с этим категорически не согласился бы.
Ну да Господь его теперь вразумит, что и как.
Царство Небес!
Царство Небес – обоим: Фёдору и Даниилу.
аминь
____________________________________
*) Мы знаем о беседе Старца с одним Архимандритом, который занимался миссионерской работой среди инославных. Архимандрит этот очень уважал Старца и неоднократно приходил беседовать с ним во время своих пребываний на Святой Горе. Старец спросил его, как он проповедует? Архимандрит, еще молодой и неопытный, жестикулируя руками и двигаясь всем телом, возбужденно отвечал:
— Я им говорю: ваша вера — блуд, у вас все извращено, все неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь.
Старец выслушал это и спросил:
— А скажите, Отец Архимандрит, веруют ли они в Господа Иисуса Христа, что Он истинный Бог?
— Это-то они веруют.
— А Божию Матерь чтут они?
— Чтут, но они неправильно учат о Ней.
— И святых почитают?
— Да, почитают, но с тех пор, как они отпали от Церкви, какие же могут быть у них святые?
— Совершают ли они богослужения в храмах, читают ли слово Божие?
— Да, есть у них и церкви и службы, но посмотрели бы Вы, что это за службы после наших, какой холод и бездушие.
— Так вот, Отец Архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и Святых, что призывают их в молитвах, так что когда вы говорите им, что их вера — блуд, то они вас не послушают... Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога; хорошо делают, почитая Божию Матерь и Святых; хорошо делают, что ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают Слово Божие, и прочее, но в том-то у них есть ошибка, и что ее надо исправить, и тогда все будет хорошо; и Господь будет радоваться о них; и так все мы спасемся милостию Божиею... Бог есть любовь, а потому и проповедь всегда должна исходить от любви; тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слушает, а если порицать, то душа народа не послушает вас, и не будет пользы.
http://www.rus-sky.com/nasledie/ST_SA/SS03.htm
2009 год, Москва
Свидетельство о публикации №217010501618